Найти в Дзене
Лена про карьеру

5 способов развивать личный бренд на работе и получить ПОВЫШЕНИЕ (советы HR-эксперта)

Почему одни получают карьерный рост, повышение зарплаты, а другие нет? Одних хвалят, награждают, отмечают руководители, а других нет?

Дело не всегда в профессионализме. Вернее не только в нем. Хороших специалистов много, и тех кто хочет расти в должности и в зарплате - тоже. И хочу поговорить с вами про неотъемлемую составляющую успешной карьеры - личный бренд и видимость вашу внутри компании.

Я говорила, что сейчас бренд профессионала - это уже не прихоть, а необходимость любого, кто хочет расти по карьерной лестнице и делать действительно интересную любимую работу.

И в этой статье поделюсь с вами 5 работающими и не очень затратными способами, как вы можете его развивать.

Я Елена Маршалова, профессиональный карьерный консультант.
Здесь всё для вашей карьеры.

И сразу скажу, эта публикация для тех, кто относится к работе как я говорю по взрослому, готов занимать проактивную позицию, делать что-то экстра, чтобы получить экстра результат, а не ждет, что ему придут и все дадут.

Поэтому если вы один из таких, то вы точно найдете для себя конкретные шаги. А если нет, то дочитайте до конца, я надеюсь, что вы тоже перейдете на сторону тех, кто сам управляет своей жизнью и карьерой.

5 способов развивать внутренний бренд внутри компании для развития вашей карьеры

1. Развивайте в себе навыки красиво и понятно рассказывать и берите на себя выступления.

Их никто не любит. Если вы думаете, что стоит вам развивать в первую очередь - это навыки презентации. Я поставлю этот навык вообще выше всех остальных, потому что на практике регулярно вижу, как крутые специалисты не получают должности.

Говоря про выступления, я в первую очередь говорю про выступления на общих совещаниях, где вы презентуете результаты, идеи, проекты. Выступления в корпоративных СМИ - в зависимости от того, что есть в компании - рассылки с новостями, блоги, какие-то корпоративные газеты, портал - тут можно бесконечно перечислять. Подумайте, какие каналы распространения информации есть у вас (или может быть вы можете их создать, но об этом я отдельно скажу чуть позже, как и зачем создавать для себя новые площадки).

То есть акцент именно на роли человека, который презентует что-то, в идеале хорошее, для сотрудников и что важно - для вышестоящих руководителей, для людей кто принимает решения. Не переговоры, а именно как рупор.

2. Повышая квалификацию вовне, обязательно внедряйте новые знания в работу и обязательно рассказывайте о вашем повышении квалификации вышестоящим руководителям.

Что я часто вижу: человек хочет развиваться, идет получает дополнительное образование, расширяет свои знания и намерен найти новую работу на большие деньги или с новым функционалом, но стесняется рассказывать об этом своему текущему начальнику, коллегам. Чаще всего это именно стеснение, и еще немного мысль, что начальник подумает что-то плохое. Эту установку надо, конечно, ломать.

Про себя пример расскажу: когда я начинала развивать свой канал, я проходила классный курс про блоггинг, про ютуб, мне хотелось разобраться в матчасти про то, как люди смотрят видео, как их создавать, делать по уму. Но понятно, что на старте это был крохотный канал буквально с несколькими публикациями. Рассказывать на работе с одной стороны было так…. мелко, не то что бы успех пока что. Но с другой стороны, я считаю, что это повышает мой бренд как эйчар руководителя, кто внутри корпорации также занимается карьерным консультированием. Потому что это профильная тематика, я здесь тоже выступаю в роли эксперта, я развиваюсь за рамками узкого понимания профессии. И я рассказывала это коллегам, писала у себя в фэйсбуке, где у меня в основном деловые контакты. И я точно знаю, что часть довольно высоких HR руководителей мой канал видели, и это что-то чего другие не делают, это повышает мою видимость. И я в общем даже получила уже определенные бенефиты, но сейчас не об этом.

Понятно, что чтобы что-то продвигать, это надо сначала сделать. Получить это образование, начать этот проект. Подумайте, как вы можете развиваться, как это может быть полезно в вашей текущей работе, как вы может быть даже свои увлечения можете привязать к своей профессии.

3. Планируйте и делайте “видимые” проекты

В каждой работе есть рутина, и ее всегда очень много и хотелось бы меньше. И на рутине довольно сложно сделать себе имя. Есть ключевые, главные задачи, за которые можно себе заработать себе хорошую репутацию, плюсики. И время от времени у вас должны быть задачи, повышающие вашу видимость. И если их не находится среди основных задач, то вы должны сами их сознательно инициировать. Здесь тоже говорим про вашу проактивность, как бы не хотелось, чтобы кто-то другой пришел и все сделал.

В моем понимании видимые проекты - это:

  • новые (чего раньше не было, а вы сделали)
  • улучшающие жизнь других (был ужасный процесс или ситуация, а стало хорошо)
  • с понятными бизнес-результатами
  • прикольные (необычные по содержанию, может быть технологии какие-то).
  • в идеале короткие (до полугода)
  • с однозначно хорошим результатом.

Тут тоже в зависимости от вашей сферы и уровня должности это может быть что-то масштабное или небольшое.

Источник изображения Freepik.com
Источник изображения Freepik.com

Приведу свой пример. Он из HR сферы, но я верю, что вы сможете его покрутить и переложить на свою работу тоже: я в своей корпорации как уже говорила отвечаю в широком смысле за развитие карьеры сотрудников. И так как корпоративные коммуникации выстроены неидеально, очень много людей не знают базовых вещей про возможности карьеры. И мы про это постоянно говорим, делаем рассылки, собрания, но приходит новый человек и снова я сталкиваюсь с тем, что базово он не знает, какие карьерные траектории есть, что такое кадровый резерв, как подготовиться к оценке и т.д. Информации про много, но она разрознена.

И я в один момент придумала небольшой, но очень классный проект, который оказался первым, оказался прикольным и оказался очень полезным: я собрала доступную информацию, сделала из нее короткие понятные объяснялки и сделала довольно простого и удобного чат-бота, где пользователь мог зайти и потыкать посмотреть эту базовую информацию, которую они должны знать. Не потому что мне кто-то сказал это сделать, а потому что мне пришла эта идея в голову и показалась полезной. Это заняло где-то несколько дней, конечно технически мне помогал знакомый разработчик, а я несколько вечером сидела в РР и делала красивые карточки с короткими понятными объяснениями, писала логику бота, что должно открываться по какой команде. Я показала паре людей потестировать и принесла директору уже почти готовый проект для согласования.

Не пришла в начале и на стала спрашивать - а что если сделать такой проект, а нужен ли, а что мне за это будет? А сделала и показала с вопросом “не против ли, что я это запущу”. Конечно в таком виде согласовать гораздо проще.

И когда я делала, я конечно понимала, что это что-то прикольное, новое, что это будет обсуждаемо, потому что это интересно попробовать. Но на мое удивление, бот имел очень крутой эффект, и я знаю, что о нем знали руководители на 2 уровня выше, и очень много людей им воспользовались, и мы включили информацию про него и новым сотрудникам, и сотрудникам перед оценкой, то есть им пользовалось сильно больше людей, чем я предполагала на старте. И меня несколько раз приглашали на корпоративные большие встречи рассказать о нем как о лучшей практике, и какое-то время этот маленький по сравнению с другими задачами проект был, если громко сказать “визитной карточкой”. И моего отдела в целом, и меня лично.

Помимо того, что нужно качественно и классно делать свою работу, важно иногда (давайте раз в полгода) делать еще такие видимые вещи, по которым вы запомнитесь в хорошем смысле.

4. Сами подводите результаты и презентуйте их руководству

В нашей культуре вообще-то принято не выставлять свое “я” вперед, и многие люди рассуждают в ключе “начальник должен заметить”, “начальник должен инициировать”. Или “достаточно делать свою работу хорошо, руководитель же видит”. И прочие, токсичные на мой взгляд, вещи.

В реальности да, в задачи менеджера входит не только управление задачами, но и коллективом. То есть оценить результаты, поддерживать мотивацию команды, давать обратную связь. Но давайте честно, сколько руководителей это реально делает? Сколько из них может корректно, грамотно дать обратную связь? Вспомнить об этом в веренице задач?

Классно, если вы работаете в компании, где это ценится - где есть годовая или полугодовая оценка, где есть диалоги о карьере, где есть внутренние помощники в развитии карьеры и карьерные консультанты, к которым вы можете прийти и получить помощь или советы. Где руководителей научили и приучили подводить итоги… .в таких компаниях люди растут как правило быстрее и качественнее. Но если этого нет, то снова берем инициативу в свои руки.

Большинство руководителей мыслит категорией “работает и хорошо”, “не получаю нагоняй сверху, значит моя команда справляется”. И они сами не задумываются, не разбираются, какой результат вы принесли, насколько спустя год стало лучше.

Поэтому возьмите себе за правило раз в полгода, или раз в год, делать презентацию своих результатов. Выпишите ключевые задачи, которыми вы занимались. Выпишите стратегические цели, с которыми соотносятся ваши задачи. Сформулируйте, какие результаты вы получили это это время, даже если они промежуточные. Здесь те же правила, что и в резюме - оцифрованные, с глаголами. В общем, вы и сами знаете, если читаете мои публикации. А если не знаете, то подпишитесь на мой Телеграм-канал или на сайт - там очень много пользы по этому и другому вопросам.

Сделайте одностраничный pdf, или несколько слайдов презентации. Отправьте руководителю, если получится, обсудите с ним на тет-а-тет встрече, если таких совсем нет, то отправьте по почте и попросите короткую обратную связь.

Поверьте, любой начальник будет благодарен за такой ход, потому что он конечно эти результаты покажет и выше, потому что ваши результаты это показатель и его работы.

И когда вы придете к нему за повышением, вы уже будете в более выигрышной позиции, потому что вот они написаны, оцифрованы, нечего возразить.

Если опять же есть возможность, презентуйте результаты более широкому кругу - может быть отделу, или на собрании - тут смотрите что есть в компании.

Источник изображения Freepik.com
Источник изображения Freepik.com

5. Находите способы общаться с людьми, принимающими решения, напрямую

Часто я слышу недовольства, что все проблемы из-за руководителя. Мол начальник не повышает, или не замечает, и вообще до него не достучаться.

Но важно понимать, что решение о вашей карьере и повышении, чаще всего принимает не ваш начальник. Вернее не один. Ему нужно согласование вышестоящего руководителя, чаще всего HR-директора. Возможно какого-то пула руководителей.

И тут важно несколько пунктов:

  • вы не знаете, что и как он говорит о вас
  • вы не знаете, насколько он умеет отстаивать свою точку зрения и лоббировать свои решения (например, если он хочет поднять вам зарплату, а HR ему говорит, что резерва нет)
  • что на самом деле ценно для этих людей, кого и что они ценят, про какие задачи говорят.

И одно из ключевых для повышения видимости внутри компании - это иметь возможность презентовать свою работу и демонстрировать свою компетентность им напрямую.

Что это может быть:

  • я уже говорила про выступления. Если это какие-то мероприятия, где руководители присутствуют в качестве наблюдателей, гостей, жюри (квартиральные совещания департамента, конкурсы, праздники и тд.)
  • совещания. Бывает, начальник заболел или у него встреча и просит вас сходить на совещание вместо него. Можно отмолчаться там, а можно использовать этот шанс, чтобы проявить себя. Опять же выбор за вами.
  • если есть командировки, они очень сближают обычно.
  • корпоративные СМИ. Например, у вас есть газета в компании, которую никто не читает из сотрудников, но ее читает руководство, и тогда стоит делать там публикации, потому что это релевантный канал.
  • установите связи в линкедине или на фейсбуке, если вы ведете в экспертном ключе свою социальную сеть.
То есть здесь тоже нет единого правильного ответа, вы выбираете 2-3 канала коммуникации, которые уместны для вашей ситуации. Но о них надо подумать, чтобы это была ваша осознанная спланированная работа, а не ситуативные удачные встречи.

Но самое главное, что нужно понимать, надо было с этого начать - какой прикладной смысл?

И в принятии кадровых решений - когда ваш начальник приходит и говорит “я хочу повысить Машу, она давно и хорошо работает”, а про Машу никто ничего не знает, намного тяжелее будут идти переговоры, чем когда про Машу знает это лицо, принимающее решение, у него какое-то мнение о ней (поверхностное, но позитивное, потому что он видел ее там там и там).

Или когда есть новый проект, перспектива нового отдела, новой должности - и ваш начальник продвигает кого-то другого. И если вы видимы, если про вас знают, то ему скажут “а вот рассмотри еще сотрудника, у тебя есть, который делал вот такую-то штуку”, вас могут не знать по имени даже, но ваша репутация и мнение о вас уже будет у людей.

В моей практике неоднократно были кейсы, когда директор приезжал на какое-то предприятие, с ним там кто-то общался, что-то презентовал ему (у нас есть практика, что иногда это делают не топ-менеджеры, а молодые сотрудники, чтобы как раз поднять свою видимость), и он потом говорил мне “вот там был парень, рассказывал про то-то,не помню как зовут, но очень толково рассказывал, давай будем его иметь ввиду”. И я потом искала, кто же это был, и у нас были потом отдельные активности для таких вот толковых ребят, кто вот так в моменте себя засветил. И конечно такие ребята растут быстрее. Но это не только что они попались на глаза, а это их заслуга тоже - не побояться, подготовиться, поучаствовать где-то, то есть это всегда такие экстра действия за рамками того, что в первую очередь они конечно хорошо делают свою работу.

И друзья, я конечно, понимаю, что компании разные, и набор возможностей в компаниях разный. Но, пожалуйста, перестаньте рассуждать в духе “это круто для больших компаний, а мне ловить нечего”.

Все, что я говорю - это скорее про вас, а не про компанию. Это про ваши карьерные цели, амбиции, про то, что вы готовы делать, чтобы вырасти в вашей компании или чтобы перейти в какую-то лучшую компанию.

Потому что есть понятие личного бренда за рамками компании и ваша видимость вовне, чтобы о вас знали, чтобы вас хантили, и это тоже навык, и к нему надо прийти. Начните делать маленькие шаги, в своей компании это делать проще.

Не принято подводить итоги работы? Сделайте это первым, посмотрите на реакцию. Будьте готовы, что начальник будет удивлен и с первого раза не поймет ценность, сделайте еще раз через полгода, начните приучать вашему руководителя к этому.

Никто в компании не делится экспертизой, не делится знаниями? Сделайте небольшое выступление на 15-20 минут, сделайте анонс, проведите такую встречу - пусть на нее первый раз придет 5 человек, но вы потренируетесь. Придите в HR, я вам гарантирую, они будут счастливы вам помочь, если вы придете с такой инициативой, потому что это в их интересах тоже. То есть вы можете сами создавать такие новые каналы.

Источник изображения Freepik.com
Источник изображения Freepik.com
Я представляю, что сейчас некоторые из вас подумали “Что-то сложно и только этим и буду заниматься”. Но если разобраться, это не ежедневные задачи, это скорее такие реперные точки, про которые надо помнить самому и периодически напоминать другим людям.

Да, чтобы это сделать, например, в конце полугодия сделать презентацию своих результатов и не сойти с ума вспоминая их, нужно в течение этого времени фиксировать свои задачи и свои результаты. Но не нужно тратить на это много времени, просто заведите себе файл в ноутбуке или заметку в телефоне, куда будете накидывать какие-то идеи. А потом соберите из этого 3-4 слайда презентации.

Также с проектами - подумайте один раз на полгода вперед, что из того, что вы делаете, вы можете подсветить. Подумайте, как вы это сделаете, какие результаты вам нужно замерить, кому рассказать, и делайте понемногу. Каждый понедельник 1 час времени я уделяю этому проекту.

По одежке встречают.

Если вам нужна помощь в том, что связано с поиском работы и карьерой, вы можете найти меня в Телеграм-канале "Лена про карьеру" и на моём сайте. Ссылки я оставила в описании канала.