Хореографический язык не рождается сам по себе или исключительно по воле хореографа. Он является сложной композицией целого ряда объективных факторов, задающих границы его формирования: национальные традиции, время (эпоха), особенности жанра, технологии (обувь, костюмы и т.п.), но самый главный из этих факторов - музыка. Именно она определяет направление развития хореографического языка.
Для Баланчина — это музыка Чайковского.
Хореографический язык Джорджа Баланчина
Попробуем проследить, какие основные черты, присущие только Георгию Мелитоновичу, появились в том числе благодаря контакту с творчеством Петра Ильича. Для этого перечислим их, сопоставив с аналогичными аспектами творчества Чайковского.
1. Строгость и чистота форм
В хореографии Баланчина у исполнителей прямой корпус, благородная осанка. Традиционно для классического балета прямая спина и, возможно, даже более прямая, чем в балете классическом.
Чайковский строго академичен в отношении формы своих произведений, построенных, как правило, исключительно на основе сложной трехчастной сонатной формы. Никаких вольностей и попустительств форме.
2. Четко просматриваемое деление на составные элементы
Баланчин активно использует прием фиксации перестроений. После сложных эволюций кордебалет замирает на несколько мгновений, как бы подвергая кристаллизации текучую динамическую форму балетного спектакля.
В творчестве Чайковского отдельные части симфонического произведения явно и четко отделены друг от друга. Исполнители заканчивают одну часть, она еще в мыслях и чувствах слушателя, но наступает тишина, пауза, предваряющая начало следующей части.
3. Прием статичности кордебалета/аккомпанемента
В балетах Баланчина можно часто увидеть статичные позировки кордебалета.
По схожему принципу и у Чайковского чаще всего музыкальное произведение строится на основе статического или повторяющегося аккомпанемента, исполняющего в басовом ключе некую короткую простую мелодию, на фоне которой происходит развитие сложной сольной мелодии. Лишь изредка и локально используется полифония, текучая и бесконечная, догоняющая одной мелодией другую, сплетающая их в сложный узор без начала и конца, но после нее композитор всегда возвращается к привычной структуре.
4. Приоритет танцовщицы
Наблюдается как в хореографии Баланчина, так и в балетном творчестве Чайковсого. Продолжение традиции Петипа, в которой могут применяться какие угодно, подчас вполне эклектичные и разнохарактерные изобразительные средства, но при соблюдении одного условия — все действие разворачивается вокруг главного действующего лица — балерины (как правило, в паре с танцовщиком). Оба мастера во всех своих балетных произведениях ни разу не нарушили этот принцип.
5. Отсутствие специальной демонстрации техники исполнителей
В творчестве Баланчина отсутствует сложная нарочито-техничная демонстрация балетного мастерства танцовщиков.
Чайковский в своих произведениях являет миру абсолютный приоритет мысли, идеи произведения и его мелодии над техничностью. Петр Ильич никогда не включает режим запредельной виртуозности в своих произведениях, предпочитая удивлять слушателя другим — красотой формы и содержания.
6. Отсутствие историко-бытовых танцев и национальных вариаций
В данном случае для Дж. Баланчина — это скорее вынужденное ограничение, вызванное использованием им в своих балетах музыки, созданной не для целого балетного спектакля со всеми его атрибутами. Даже и вовсе не для балетного спектакля созданной. Имеющиеся симфонические и камерные формы просто не подразумевают наличие подобного рода вещей.
7. Предпочтение сольным вариациям коллективного или дуэтного танца
Джордж Баланчин не отказался полностью от традиционных сольных вариаций главных действующих лиц, но сократил их до минимума как по времени, так и по числу, размыв их границы тем, что эти вариации начинаются и заканчиваются в составе группы исполнителей или дуэте, в отличие от классического исполнения, когда на пустую или заполненную неподвижным мимансом сцену выходит исполнитель вариации и 2-3 минуты танцует в гордом одиночестве - только он и оркестр, после чего обязательны аплодисменты и поклоны.
Баланчин разрушил эту традицию, сделав из балетного представления непрерывное действие без остановки музыки на реакцию зала.
Да и кроме того, он не мог заказывать Чайковскому сольные или дуэтные композиции, а вынужден был довольствоваться уже написанным, что ограничивало его, но одновременно и формировало авторский стиль — хореографический язык.
Подпишитесь, чтобы не пропустить
В статье использовались фото Светланы Аввакум из балета «Драгоценности»