Патрисия Кэмпбелл Херст, внучка знаменитого медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста и представительница известной семьи, приобрела широкую известность после того, как в 1974 году её похитила радикальная группировка под названием Симбионистская армия освобождения (САО), действовавшая в США в 70-е годы. Спустя 19 месяцев после похищения она была задержана полицией, поскольку за это время уже успела стать участницей преступлений, совершённых вместе с членами той самой организации.
До событий, изменивших её жизнь
Родилась Патрисия 20 февраля 1954 года в Сан-Франциско, Калифорния. Она была третьим ребёнком в семье Рэндольфа Апперсона Херста и Кэтрин Вуд Кэмпбелл. Детство Патрисии прошло в Хиллсборо, а образование она получала в нескольких частных школах для девочек, расположенных в Атертоне и Монтерее. Позже она поступила в колледж Менло, находящийся в Атертоне, а затем перешла в Калифорнийский университет в Беркли, где обучалась на историка искусств.
Её дедушка, Уильям Рэндольф Херст, был основателем огромной медиаимперии, включавшей газеты, журналы и киностудии. Это обеспечило семье большое влияние в политике и обществе. Однако родители Патрисии не приняли никаких особых мер для защиты своих детей. На момент похищения Патрисия была студенткой второго курса, проживала вместе со своим женихом Стивеном Уидом в квартире неподалёку от университета.
Похищение и последующие события
4 февраля 1974 года 19-летняя Патрисия была похищена прямо из своей квартиры. Это сделали члены Симбионистской армии освобождения (САО) — радикальной группировки, стремившейся использовать влияние семьи Херст для достижения своих целей. В частности, они требовали освободить двух своих соратников, которые были арестованы за убийство школьного суперинтенданта Маркуса Фостера.
После отказа властей выполнить это требование САО выдвинула новое условие: семья Херст должна была организовать раздачу продовольствия для всех нуждающихся в Калифорнии на сумму 70 долларов на человека. Это было бы около 400 миллионов долларов. Отец Патрисии взял кредит и организовал благотворительную программу, в рамках которой было роздано еды на 2 миллиона долларов. Но раздача вызвала беспорядки, потому что люди пытались получить помощь без очереди. В итоге Симбионистская армия освобождения не освободила Патрисию Херст.
На суде Патрисия рассказывала, что её держали в шкафу, связанной и с завязанными глазами, угрожая убийством. Её выпускали только для еды, продолжая держать в полной изоляции. Постепенно её начали вовлекать в политические обсуждения, давали читать литературу САО, и в итоге она начала участвовать в жизни группы.
Она провела в шкафу несколько недель. Позже она вспоминала, что один из лидеров группировки Дональд Дефриз дал ей выбор — остаться с ними или умереть, и советовал воспринимать это как шанс. Патрисия приспособилась к их идеям и приняла решение остаться с группой. После этого её освободили, и она впервые увидела своих похитителей. Её начали обучать стрельбе и заставляли изучать революционную литературу. Патрисия также утверждала, что подверглась насилию со стороны Уильяма Вулфа и Дефриза, лидеров группировки.
Ограбление банка
3 апреля 1974 года, спустя два месяца после похищения, Патрисия Херст сделала заявление на аудиозаписи, переданной в СМИ, что она присоединилась к Симбионистской армии освобождения. Она взяла себе имя Таня в честь Хайде Тамары Бунке Бидер, соратницы Че Гевары, известной под псевдонимом Таня.
15 апреля 1974 года камеры зафиксировали Патрисию с карабином М1 во время ограбления банка Hibernia в районе Сансет, Сан-Франциско. Во время налёта она громко кричала: «Я Таня! Все к стене, [*незаконнорожденные дети*]!». Двое мужчин, вошедших в банк, были ранены и застрелены боевиками САО.
Генеральный прокурор Уильям Саксби заявил, что Патрисия Херст является не жертвой обстоятельств, а полноправной преступницей. Однако один из агентов ФБР, участвовавший в расследовании, высказал мнение, что во время ограбления её держали под прицелом члены группировки.
Дальнейшие события
16 мая 1974 года менеджер магазина спортивных товаров Mel's Sporting Goods в Инглвуде, Калифорния, заметил, как один из членов САО, Уильям Харрис, пытался украсть товар. Харрис был с женой Эмили, а Патрисия ожидала их в фургоне неподалёку. Когда менеджер и его коллега начали преследовать Харриса, у него выпал пистолет. В этот момент Патрисия, вооружённая автоматическим карабином, открыла огонь, заставив сотрудников отступить. После этого они скрылись.
Беглецы угнали две машины, похитив их владельцев. Один из похищенных, молодой человек, настолько был очарован Патрисией, что не стал обращаться в полицию. На суде он рассказал, что Патрисия проявляла интерес к его самочувствию и обсуждала с ним оружие. Полиция к тому моменту окружила базу САО в Лос-Анджелесе, но беглецы не успели туда вернуться и были вынуждены искать другое укрытие.
В результате полицейской операции шестеро членов САО погибли во время перестрелки. Дональд Дефриз, лидер группы, предположительно свёл счеты с жизнью.
Позже были выданы ордера на арест Патрисии Херст и супругов Харрис за несколько серьёзных преступлений, в том числе похищения людей.
Патрисия также участвовала в создании самодельных взрывных устройств, которые использовались для атак на полицейских в августе 1975 года. Кроме того, она играла роль водителя во время ограбления банка Crocker National Bank в Кармайкле, Калифорния. Во время этого ограбления Эмили Харрис застрелила Мирну Опсаль, мать четверых детей.
Арест и суд
18 сентября 1975 года Патрисию Херст арестовали в одной из квартир Сан-Франциско вместе с Венди Йошимурой, членом Симбионистской армии освобождения (САО). Во время первого допроса она назвала себя «городским партизаном». Патрисия также попросила своего адвоката передать сообщение, в котором говорилось: «Передайте всем, что я улыбаюсь, чувствую себя свободной и сильной, и посылаю приветствия и любовь всем братьям и сестрам».
На момент задержания Патрисия весила всего 40 килограммов, а психолог Маргарет Сингер описала её как человека с низким интеллектом и отсутствием эмоциональной реакции. Также у неё были серьёзные провалы в памяти о жизни до похищения, она много курила и часто страдала от ночных кошмаров.
Психиатр Луи Джолион Уэст из Калифорнийского университета был приглашён в качестве эксперта. После суда он написал статью, обращённую к президенту Картеру, с призывом освободить Патрисию из тюрьмы.
В своих мемуарах, опубликованных в 1982 году, Патрисия упомянула, что провела 15 часов, обсуждая свой опыт с Симбионистской армией освобождения с профессором Йельского университета Робертом Джеем Лифтоном, известным исследователем психологического принуждения. Лифтон назвал её «классическим примером военнопленного под давлением».
Через несколько недель после ареста Патрисия отказалась от своей преданности САО. Её первый адвокат, Теренс Халлинан, посоветовал ей не разговаривать ни с кем, включая психиатров.
Позже её защитой занялся адвокат Ф. Ли Бейли, который настаивал, что Патрисия совершала преступления под давлением и угрозами.
Судебное разбирательство началось 15 января 1976 года, и Патрисию Херст привлекли к ответственности за участие в ограблении банка Hibernia. Судья Оливер Джесси Картер постановил, что её заявления, сделанные после ограбления, когда она скрывалась вместе с членами САО, были добровольными. Он не принял во внимание показания экспертов, утверждавших, что стилистический анализ записей «Тани» не полностью соответствовал стилю Патрисии.
Судья позволил обвинению использовать действия и заявления Патрисии, сделанные задолго до её похищения и ограбления банка, в качестве доказательств её психического состояния на момент преступления. Это было странным решением, ведь защита настаивала на том, что её личность изменилась именно после похищения. Картер также допустил в качестве доказательства аудиозапись визита подруги к Патрисии в тюрьму, на которой она использовала ненормативную лексику и говорила о своих радикальных и феминистских убеждениях. Однако он не разрешил присяжным заслушать записи разговоров психиатра Луи Джолиона Уэста с Патрисией.
Патрисия утверждала, что её заставляли активно участвовать в ограблении под угрозой смерти. Адвокат Бейли представил фотографии, на которых члены САО, включая Камиллу Холл, направляли на Патрисию оружие во время ограбления.
В эпизоде с перестрелкой у магазина Mel's Sporting Goods в Инглвуде Патрисия рассказала, что её обучали, как вести себя в подобных ситуациях. Она заявила: «Когда это произошло, я не думала. Я просто действовала».
Доктор Гарри Козол, свидетель со стороны обвинения, утверждал, что Патрисия была «бунтаркой, ищущей цель», и её участие в ограблении было актом свободной воли. Прокурор Джеймс Л. Браунинг-младший допросил другого эксперта, доктора Джоэла Форта, который заявил, что Патрисия не боялась за свою жизнь или здоровье во время ограбления. Форт охарактеризовал её как человека с аморальным поведением, утверждая, что у неё были добровольные близкие отношения с членами САО.
На суде Патрисия выглядела апатичной и вызвала негативное впечатление, что объяснялось действием медикаментов, назначенных ей тюремными врачами. Адвокат Бейли подвергся критике за решение вызвать Патрисию на свидетельское место и за её отказы отвечать на вопросы.
В феврале 1976 года защита Патрисии понесла серьёзный урон, когда Эмили Харрис, член САО, заявила в интервью из тюрьмы, что Патрисия сохранила безделушку, подаренную ей Уильямом Вулфом, что, по её мнению, свидетельствовало о романтических отношениях между ними. Патрисия объясняла, что оставила эту вещь как археологический артефакт, но это повлияло на мнение некоторых присяжных.
В заключительном слове прокурор утверждал, что Патрисия добровольно участвовала в ограблении, а феминистские убеждения женщин из САО не позволили бы мужчинам допустить насилие над Патрисей.
20 марта 1976 года Патрисию Херст признали виновной в ограблении и применении огнестрельного оружия при совершении преступления. Её приговорили к семи годам тюрьмы.
Тюремное заключение
Патрисию Херст отправили в Федеральную исправительную колонию в Дублине, штат Калифорния. В тюрьме у неё возникли серьёзные проблемы со здоровьем, что потребовало срочной операции. Из-за этого она не смогла выступить в качестве свидетеля против семьи Харрисов, обвинённых в нескольких преступлениях, включая ограбление, похищение и нападение. Патрисию также привлекли к ответственности по этим обвинениям.
Во избежание опасности для её жизни, Патрисию держали в одиночной камере. Позже её временно освободили под залог для участия в апелляционных слушаниях в ноябре 1976 года. Её отец нанял для неё охранников. Однако в мае 1978 года, когда апелляции не увенчались успехом и Верховный суд отказался пересматривать дело, залог был отозван, и её снова заключили под стражу.
Президент США Джимми Картер сократил срок заключения Патрисии, уменьшив его до 22 месяцев, и она была освобождена на восемь месяцев раньше возможного условно-досрочного освобождения. Её освобождение, состоявшееся 1 февраля 1979 года, проходило на строгих условиях, и она оставалась под надзором. Полное восстановление гражданских прав Патрисии произошло, когда президент Билл Клинтон помиловал её 20 января 2001 года, в свой последний день на посту.
Всего через два месяца после освобождения из тюрьмы Патрисия вышла замуж за Бернарда Ли Шоу, который был полицейским и её телохранителем во время освобождения под залог. У них родились две дочери — Джиллиан и Лидия Херст-Шоу. Патрисия активно занималась благотворительной деятельностью.