Найти в Дзене
Тот самый Вобар

Необычные арктические проекты армии США, возникшие в эпоху холодной войны

Оглавление

За последние несколько лет Арктика стала символом беспокойства в связи с глобальными изменениями климата. Учёные с тревогой наблюдают, как тает ледяной покров Гренландии, и фиксируют ухудшение экологической ситуации в этом регионе. Однако когда-то Арктика привлекала внимание по совершенно другим причинам.

В 1950-е годы, в разгар Холодной войны, когда угроза ядерного конфликта нависала над США и СССР, учёные и инженеры, движимые верой в будущее, видели в обширных просторах Арктики безграничные возможности для реализации амбициозных планов. Гренландия стала центром этих экспериментальных замыслов.

Сотрудничая с американскими военными, инженеры и исследователи предложили несколько смелых проектов для использования суровых северных территорий. Некоторые из них отличались инновационностью, другие рождались экспромтом, но большинство из этих идей вскоре были оставлены. Их замыслы казались почти фантастическими: утилизация ядерных отходов путём их вмораживания в лёд, транспортировка людей и грузов по подземным тоннелям подо льдом с использованием, возможно, атомных поездов, а также строительство подземного города, где электричество должно было поступать от ядерной станции.

Сегодня эти амбициозные идеи остались лишь в архивах старых военных документов.

Захоронение ядерных отходов подо льдами

Карл и Бернхард Фильберты были уверены, что ледяной щит Гренландии идеально подходит для безопасного хранения ядерных отходов. Их концепция предполагала предварительную переработку отходов: долгоживущие радиоактивные элементы удаляются, а оставшиеся, в основном короткоживущие радионуклиды, превращаются в стекло или керамику. Эти материалы планировалось запаковать в круглые металлические контейнеры, чтобы безопасно транспортировать их на место захоронения. План включал создание миллионов «радиоактивных шаров» диаметром около 40 см, которые планировалось разместить на территории площадью около 800 квадратных километров вдали от побережья.

Из-за высокой радиоактивности эти шары должны были оставаться горячими, постепенно погружаясь в лед благодаря выделяемому теплу, эквивалентному энергии двух десятков 100-ваттных лампочек. Это было продолжением исследований Карла Фильберта, который разрабатывал буровые установки, плавящие лед. Учёные предполагали, что спустя тысячи лет, когда ледник вынесет эти шары к побережью, их радиоактивность уже полностью исчезнет. Один из братьев утверждал, что идея была ему явлена в видении от Бога.

Разумеется, данный план имел множество неопределенностей и вызывал горячие споры среди учёных. К примеру, что произойдёт, если эти шары окажутся раздавленными под давлением или затянутыми в потоки талой воды у основания ледяного покрова? Не приведёт ли их тепловое воздействие к ускорению движения льда и, соответственно, к быстрому выносу их к побережью?

Проект столкнулся с огромными логистическими и научными сложностями, а также политическими препятствиями. Производство миллионов радиоактивных шаров оказалось невозможным в то время, а Дания, управлявшая Гренландией, решительно отказалась разрешить захоронение ядерных отходов на своей территории. Скептики также высказывали опасения, что изменение климата может ускорить таяние ледников. Несмотря на эти трудности, братья Фильберты продолжали свои исследования, публиковали научные работы и посещали ледяной щит, развивая свои идеи по утилизации отходов.

Подземное метро и транспортировка ракет

В 1956 году журнал Colliers, популярный среди миллионов американских читателей, опубликовал статью под названием «Метро под ледником». В статье рассказывалось об армейских проектах в Гренландии, и открывалась она фотографией солдата с киркой, на фоне которого был виден туннель длиной около 70 метров, выкопанный вручную и освещённый только керосиновыми лампами. Статья также содержала карту и схематический разрез, изображающий воображаемую железную дорогу, которая якобы пересекала северо-западную часть Гренландии. В реальности армейские туннели не превышали 300 метров в длину, так как из-за движения льда стены туннелей постепенно сходились, разрушая их. Идея строительства подлёдного метро была в итоге заброшена.

-2

Однако военные не отказались от амбиций и вскоре предложили ещё более грандиозный проект под кодовым названием «Проект Ледяной червь». Этот секретный план представлял собой одну из самых амбициозных идей того времени. Военные планировали построить сеть туннелей, которые бы охватили север Гренландии на территории, сопоставимой с Омской областью. В этих туннелях собирались разместить сотни ракет с ядерными боеголовками, которые могли бы передвигаться по железнодорожным путям, занимать стартовые позиции и при необходимости наносить удары по целям в Восточном блоке. Гренландия находилась значительно ближе к Европе, чем Северная Америка, что давало стратегическое преимущество для быстрых ответных действий. Ледяной покров должен был обеспечивать защиту и скрытность объектов. «Ледяной червь» был по сути огромной игрой в прятки подо льдом, а энергией для всего проекта должны были обеспечить компактные ядерные реакторы.

Этот проект не остался лишь на бумаге. Военные наняли строительную компанию Spur and Siding Constructors из Детройта для оценки объёмов и стоимости строительства железнодорожной линии. В отчёте 1965 года, сопровождаемом картами с обозначением станций и путевых разъездов для ожидания поездов, было сделано заключение, что компания могла бы построить железную дорогу длиной 35 километров по суше и 222 километра подо льдом. Общая стоимость оценивалась в 47 миллионов долларов (что сегодня эквивалентно примерно 470 миллионам). В отчёте также рассматривалась возможность использования ядерных локомотивов, чтобы минимизировать риск таяния льда, который могли бы вызвать дизельные локомотивы.

Однако проект «Ледяной червь» так и не был реализован в полной мере. В результате был построен всего один вагон и уложено 400 метров рельсов.

Военная база под снегом

Самая масштабная мечта армии США в Арктике стала реальностью, пусть и на короткое время. В 1959 году инженеры начали возведение базы Camp Century, более известной как «Город подо льдом». Это сооружение состояло из нескольких десятков огромных траншей, длина одной из которых превышала 300 метров. Эти траншеи были вырыты в леднике с помощью мощных снегоуборочных машин, после чего их накрыли металлическими арками и засыпали слоем снега. Внутри обустроили отапливаемые помещения для сотен человек, столовую, а также мобильную атомную электростанцию, которая обеспечивала лагерь практически неограниченными ресурсами электроэнергии и горячей воды. Это был первый в своём роде реактор, который снабжал базу всеми необходимыми энергоресурсами.

Строительство туннеля в Camp Century
Строительство туннеля в Camp Century

Но срок жизни лагеря оказался недолгим. Изначально планировалось, что он прослужит 10 лет, однако через 5 лет его поддержка была существенно сокращена, а спустя 8 лет объект был полностью заброшен. Тоннели, вырытые в 1959 году, начали сжиматься и по вертикали, и по горизонтали, так что уже через 4 года они приблизились к своим конструкционным пределам. В 1996 году, когда были рассекречены документы, выяснилось, что Camp Century служил экспериментальной базой для проекта «Ледяной червь», о котором упоминалось ранее.

Один из модулей мобильного ядерного реактора PM-2A
Один из модулей мобильного ядерного реактора PM-2A

Когда в 1967 году лагерь был закрыт, всё оборудование и отходы оставили на месте, полагая, что вечная мерзлота сохранит их навсегда.

Однако исследование, проведённое учёными в 2016 году, показало, что из-за глобального потепления ледяной покров может начать таять, что приведёт к высвобождению захороненных ядерных отходов к 2090 году. Помимо радиоактивных материалов, в окружающую среду могут попасть 200 000 литров дизельного топлива, большое количество полихлорированных бифенилов (ПХБ) и около 24 миллионов литров неочищенных сточных вод. Одна из климатических моделей предсказывает, что в течение ближайших 75 лет масса ледника будет уменьшаться, и это может привести к таянию льда и обнажению этих захоронений через 44–88 лет, примерно в период с 2135 по 2179 годы.

Это может быть интересно:
===================