Современные промышленные, инфраструктурные инвестиционно-строительные проекты характеризуются увеличением технологической сложности проектов, их глобализацией, как с точки зрения расположения объектов, так и со стороны участников строительства, уменьшением сроков возведения проектов, ростом информационных потоков в ходе реализации проектов. При этом строительная индустрия находится в длительном структурном кризисе, происходит отток квалифицированных кадров из отрасли, отстаёт уровень информационной обеспеченности строительства по сравнению с промышленным производством, организационные структуры компаний, особенно российских, не соответствуют стоящим перед ними задачам управления. Всё это приводит к тому, что по данным компании McKinsey [1] один из самых больших мировых секторов экономики, с оборотом более 10 трлн. долларов США, показывает прирост производительности труда в среднем не более 1% в год, значительно отставая от других отраслей экономики.
В РФ ситуация усложняется тем, что организационные структуры по управлению стройкой, методы управления и организационно-технологической подготовки строительства, нормативная база, система подготовки кадров сложились в середине 60-х годов и не претерпели, особенно в подрядных организациях, значительных изменений в настоящее время. Всё эти причины приводят по данным Федеральной службы государственной статистики [2] к падению производительности труда (до 6% за последние 10 лет).
Кроме проблем с производительностью труда в строительной отрасли, в середине 2000-х годов специалистами компаний-участников Construction Owners of Alberta Association (COOA) на своих крупных нефтегазовых проектах были произведены исследования по измерению такого параметра, как «tool-time» - времени выполнения рабочими непосредственно строительных операций в течение рабочего дня. Были получены результаты [3], которые показали, что всего лишь 37% своего рабочего времени рабочие создают строительную продукцию, остальное время – это «потери», если использовать терминологию «бережливого строительства»).
Такая ситуация на строительной площадке, естественно, не могла удовлетворить требованиям ни заказчиков, ни подрядчиков, и по инициативе COOA и Construction Industry Institute (CII) (США) были проведены исследовательские работы по разработке новых методов управления строительством [4], в результате которых была разработана методология Advanced Work Packaging (AWP), которая после апробации на сотнях объектов заказчиками и EPC-подрядчиками, была признана в 2015 году «The Best Practice» («лучшей практикой») [5], и сейчас широко используется крупными заказчиками: Shell, ExxonMobil, British Petroleum, Dow Chemical, Eastman Chemical, Linde, и др.; EPC-подрядчиками, инжиниринговыми и проектными компаниями: Fluor, Jacobs, Worley Parsons, KBR, Bryden Wood и др. при реализации строительства промышленных объектов.
Во многих случаях обязательное применение методологии AWP является контрактным требованием.
В результате опыта использования методологии Advanced Work Packaging (AWP) в РФ были сделаны выводы о необходимости адаптации её к российским условиям. Результатом адаптации и опыта практического применения стал пакетно-узловой метод (ПУМ), который отражает современные подходы к управлению строительными проектами с использованием технологий информационного моделирования [6].
Следует отметить, что пакетно-узловой метод (ПУМ) представляет собой системотехнический интегрированный подход к управлению строительными проектами, принципы которого были описаны проф. Гусаковым А.А. в [7] с максимальным использованием возможностей технологий информационного моделирования (BIM), Digital Construction, принципов «бережливого строительства», современных методов управления строительными проектами.
Пакетно-узловой метод (ПУМ) - это объединённый поток процессов, для которых определяются и выполняются детализированные пакеты работ (строительно-монтажные, проектно-инжиниринговые, бригадные, испытательные, пуско-наладочные, закупочные и другие). Методология включает в себя работы по выполнению работ проекта на различных этапах жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта (ИСП), и которые начинаются с действий на этапе раннего планирования и продолжаются на этапе реализации (рабочее проектирование, закупки, выполнение СМР и ПНР).
В ПУМ используются следующие ключевые термины:
1. Конструктивно-технологический узел строительства (Construction Work Area, CWA);
2. Пакет строительно-монтажных работ (Construction Work Package, CWP;
3. Проектно-инжиниринговый пакет работ (Engineering Work Package, EWP);
4. Закупочный пакет работ (Procurement Work Package, PWP);
5. Бригадный пакет работ (Installation Work Package, IWP);
6. Пуско-наладочный пакет работ (Turnover Work Package, TOP).
Предметные области, которые охватывает ПУМ, приведены на рис.1:
Основные принципы пакетно-узлового метода (ПУМ) заключаются в следующем:
1. Производится деление всего объекта строительства на отдельные зоны строительства CWA.
2. Создаётся связанная между собой система строительно-монтажных пакетов работ CWP, пуско-наладочных пакетов работ TOP, инжиниринговых пакетов работ EWPи закупочных пакетов работ PWP.
3. Определяется Путь строительства POC.
4. Организуется процесс управления ограничениями для всех видов пакетов работ на всех фазах ИСП.
Практика примения методологии при управлении проектами с широким использованием 3dмоделирования показала резкое увеличение информационных потоков и, соответственно, требований к обеспечению данными (рис.2).
Благодаря использованию принципов, заложенных в ПУМ (AWP), появилось возможность структуризации цифровых потоков, которые описывают структуру потоков данных и дают целостное представление о данных актива на протяжении всего жизненного цикла строительства (рис.3):
В соответствии с данной структурой требуется разработка требований к данным, что в настоящий момент реализовано в [8] рис.4:
В данный момент в CII [9] определены направления дальнейшее развитие темы интегрирования данных из различных источников данных и создания концептуальных моделей данных, словарей, спецификаций и методических руководств. Реализация данных инициатив позволит повысить уровень цифровизации строительных проектов и, соответственно, обеспечить более эффективную их реализацию.
М. О. Гришин
Канд.техн.наук, МВА, РМР
Директор по НИР «Университет Айбим»
Исполнительный директор Ассоциации «Евразийское сообщество Практиков прогрессивного пакетирования работ»
E-mail: m.grishin@awpcop.com
Ниже приведена ссылка на вебинар по применению пакетно-узлового метода в строительстве:
Библиографический список
1. Reinventing construction: a route to higher productivity. McKinsey&Company, 2017. URL: https:// www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/global-infrastructure-initiative/roundtables/johannesburg-2017-reinventing-construction-through-a-productivity-revolution
2. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru
3. Construction Owners of Alberta Association (COOA) (Canada)/ URL: https://www.cooa.ab.ca
4. Advanced Work Packaging: Implementation Guidelines. Implementation Resource 272-2, version 3.1, vol.2. USA: Construction Industry Institute and Construction Owners Association of Alberta, 2013. 232 c.
5. Making the Case for Advanced Work Packaging as Standard (Best) Practice. Research Summary 319-1. USA: Construction Industry Institute and Construction Owners Association of Alberta, 2015, 48 c.
6. Гришин М.О. Применение пакетно-узлового метода (ПУМ) управления строительством сложных объектов и крупных промышленных комплексов с целью повышения эффективности реализации проектов// Управление проектами, №3(66), 2023. – М.
7. Гусаков А. А. Системотехника строительства. М.: Стройиздат, 2-е изд. 1985. 368 с.
8. AWP Data Requirements Implementation Guideline, v. 1.4. Special Report 19-01. USA: Construction Industry Institute, 2023, 170 c.
Construction Industry Institute (USA). URL: https://www.construction-institute.org