Найти в Дзене
Клиника Логон

Что такое память и как ее сохранить

Вчера с подружкой отвела душу… Сегодня не могу вспомнить, куда!

Википедия определяет, что «Па́мять — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний , умений и навыков.»

К сожалению, примерно в 30–40 лет объем серого вещества начинает уменьшаться, а к 60 годам этот процесс ускоряется Снижается и выработка серотонина, дофамина, норадреналина и ацетилхолина — гормонов, которые отвечают за радость, память, умственные способности и творчество.

Однако, если в течение жизни заботиться о мозге, то его физиология может не слишком измениться, более того ее можно сохранить и даже улучшить! Потому, что наш мозг, как и остальные органы, можно тренировать с целью укрепления нейронных связей.

1. Запоминание.

Может быть:

-непроизвольное, когда, идя по улице, обращаем на что-то внимание и можем запомнить это на длительное время,

- целенаправленное, когда что-то заучиваем, например стихи, формулы в школе или что-то иное, связанное с работой.

2. Сохранение информации.

По длительности сохранения знаний выделяют:

- Кратковременную память. События, происходящие по дороге на работу, беседы с коллегами. Часть сразу же забывается, но некоторые данные могут остаться.

- Долговременную память. Это весь багаж знаний, умений, навыков собранные за всю жизнь.

-Оперативную память. Информация, необходимая для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности она чаще всего забывается либо попадает в долговременную память. В жизни чаще встречается второй вариант – отложить знания подальше (например, в детстве вы научились кататься на велосипеде и, даже если 30 лет практики не было, сядете и поедете).

3. Воспроизведение информации. Именно этот процесс, а особенно его нарушения, вызывает у нас озабоченность, когда не можем вспомнить нужную информацию. Считается, что чем старше человек становится, тем быстрее ухудшается его память. Это не совсем так: память может ухудшаться, если ее не тренировать. Поскольку у людей старшего возраста нет необходимости что-то учить, они теряют навык к запоминанию.

Кроме того, нарушения памяти во многом зависят также от состояния организма и наличия хронических заболеваний:

- Неправильный образ жизни. Хронический стресс, недосып, неправильное питание, злоупотребление алкоголем или сигаретами. Это факторы, которые крайне негативно сказываются на здоровье и работе мозга.

- Несбалансированное и нерегулярное питание. Дефицит витаминов и полезных веществ в ежедневном рационе.

- Перенесённые травмы головы, инфекционные заболевания мозга (энцефалит) и его оболочек (менингит) и их последствия.

- Дегенеративные заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона).

4. Тренировка памяти

· Решение арифметических примеров в уме. Производя подсчёты, вы заставляете мозг работать, внимательно анализировать информацию. Привыкайте рассчитывать итоговую сумму в чеке за покупки.

· Разгадывайте кроссворды. Необходимость напрягать память, чтобы вспоминать никак не связанные между собой слова и факты, укрепит её.

· Описывайте предметы. Посмотрев некоторое время на вещь, закройте глаза и постарайтесь описать её во всех подробностях. Для выполнения этого упражнения стоит брать предметы с большим количеством деталей. На более сложных уровнях – переключаться на полноценные картины и фотографии.

· Учите наизусть стихи и песни. Ритм и рифма способствуют запоминанию. Сложнее это упражнение выполнять с прозаическим или техническим текстом, цифровым рядом.

· Запоминайте наизусть номера телефонов.

· Выполняйте действия вслепую в знакомой обстановке. Закрыв глаза, вы заставляете мозг в мельчайших подробностях вспомнить расположение вещей в комнате.

· Нарушайте привычный автоматизм жизни. Меняйте рабочую руку в бытовых делах, Например, когда держите в руках столовые приборы.

· Выбирайте разные дороги на работу, готовьте по новым рецептам даже привычные блюда.

Тренируйтесь с таблицей Шульте.

В 1960-х немецкий психотерапевт Вальтер Шульте создал специальную таблицу с числами и с ее помощью исследовал внимание пациентов. Позже этот метод получил популярность, и врачи по всему миру стали использовать числовые таблицы для улучшения мозговой деятельности и развития скорочтения.

  • Засеките время.
  • Сконцентрируйте внимание на цифре 19 в центре таблицы.
  • Используя боковое зрение, отыщите все остальные цифры по убыванию — от 19 до 1.
  • Старайтесь удерживать взгляд на центральной ячейке на протяжении всего упражнения.

Желательно менять таблицы и со временем скорость нахождения цифр вырастет.

Если к регулярным тренировкам добавить и соблюдение профилактических мер, то вы обязательно почувствуете заметные результаты.

-2