Найти в Дзене

Про число людей в бизнесе

С ростом бизнеса в нем возникают кризисы, дедушка Адизес был прав. Зарождение, рост, стабильность, бюрократия - все это так и работает. И показателем перехода на очередной этап зачастую удобно принимать выручку - каждый раз когда она растет х10 в компании будет очередной кризис роста.

Но выручка, прибыль и цифры вообще - это следствие базовой причины, а не магия цифр. База - это люди. Они - ограничение любой системы, в силу природных ограничений мозга в сфере обработки информации и мотивации. В основе любых технологий - первобытный мозг, не желающий напрягаться по пустякам.

И у этого мозга есть ограничение оперативной памяти по взаимодействию, те самые 3-7 объектов, которые человек может держать в уме. Да, есть перегруженные мотивированные предприниматели или авиадиспетчеры, но средний сотрудник, пришедший на работу за деньгами, а не для реализации комплексов отсутствия велосипеда в детстве, будет комфортно тянуть 5 коммуникаций, 5 станков, 5 сделок и 5 вообще чего угодно. И вся работа, по итогу, имеет множителем 5, особенно люди.

Сначала предприниматель начинает сам, он - единица производительности. Потом - нанимает себе помощников, на основные работы или сферы экспертизы. Потом берет 5 управленцев на эти направления, у каждого из которых, в среднем, будет 5 подчиненных. Ну а дальше весь рост - это добавления еще одного уровня управленцев числом 5, которые, по цепочке, увеличивают число сотрудников под собой х5, которые, вкалывая за двоих пока не выгорят, увеличивают выручку х10 до очередного кризиса. Это работает и в личной жизни, это то самое число Данбара, которое описывает круги близких и дальних друзей, приятелей и знакомых человека.

Так что определить когда в компании будет кризис роста достаточно просто - нужно все лишь посчитать число сотрудников, подрядчиков или клиентов, если речь про кризис роста отдела продаж или отработку заказов. И каждый раз, когда их становится х5 - наступает опа, потому что нужно менять структуру управления, добавляя еще один уровень передастов информации. Начинает предприниматель 1, далее кризисы будут на

5

25

125

625

3125

15625

78125

390625

1953125

сотрудниках. Причем для крупных компаний, в силу снижения общего уровня IQ, профессионализма и мотивации, множитель может падать гораздо ниже 5. А число клиентов соответствует следующему уровню - 1 может тянуть 5 клиентов, 5 - 25, и так далее.

Эти же уровни, к слову, примерно разделяют общепринятые классы самозанятых, ИП, микро-, малый, средний и крупный бизнесы. А на уровне занятого сотрудника дает понимание когда нужно будет брать помощника или превращать сотрудника в отдел с ростом числа задач, подрядчиков или клиентов.

А если кто-то говорит, что он не хочет расти и ему ок, это можно читать как "я не хочу добавлять очередной уровень управления в систему потому что это адовый геморрой". И весь рост ИТ последние десятилетия, это, по сути, следствие общественного спроса на увеличение объема работ без увеличения числа людей в системе. Потому что никто не любит людей, особенно те, кто должен ими управлять и получать результат.