Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 марта 2024 г. N Ф03-466/2024
В мае 2021 года Компания (покупатель) заключила с Обществом А договор поставки мороженой рыбопродукции. Точное количество и ассортимент товара указывалось в УПД поставщика, составляемых в течение срока действия договора при каждой поставке товара.
В ноябре Компания сообщила Обществу А о доставке в порт продукции, не получив при этом УПД от Общества. Компания перечислила в его адрес деньги, но банк их вернул, так как счет оказался закрытым. С целью оплаты поставленного в ноябре товара Компания внесла в депозит нотариуса деньги для передачи их Обществу А.
В 2022 году Общество А реорганизовали путем присоединения его к другому Обществу Б. Нотариус перечислил деньги Обществу Б по его заявлению как правопреемника.
Чтобы получить счета-фактуры Компания обратилась в суд к Обществу Б об истребовании этих документов. Суд отказал, сославшись на то, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления вычетов по НДС, вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога.
В отношении Общества Б проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2022 года, принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением установлено, что получив от Компании деньги в рамках договора от 11.05.2021 Общество Б не включило в налоговую базу по НДС за 1 квартал 2022 года сумму оплаты и неправомерно не исчислило и не уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 19 млн. Указанная сумма налога за отчетный период 3 квартал 2022 года предложена к уплате в бюджет контрагенту Общества на основании решения УФНС.
Компания представила уточненную декларацию по НДС за 1 квартал 2022 года и заявила к возмещению из бюджета НДС в размере 19 млн. Проведя проверку Компании, УФНС отказала ей в возмещении вследствие необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.
Компания обратилась в суд с иском о недействительности решения УФНС.
Суд первой инстанции удовлетворил требование.
Позиция суда:
▶️ Компанией соблюдены предусмотренные ст. 171 - 172 НК РФ условия для принятия к вычету сумм НДС. Экономический источник для вычета (возмещения) налога в бюджете создан. Эти обстоятельства в суде не опровергнуты.
▶️ По существу единственным основанием для отказа в применении налоговых вычетов является отсутствие счетов-фактур и УПД, которые должны быть составлены и переданы продавцом товара - Обществом А. Но Общество А прекратило свою деятельность, присоединившись к Обществу Б, и обязанность по выставлению этих документов выполнить не может.
▶️ Инспекция создала ситуацию, при которой подтвержденное право на вычеты по НДС добросовестным налогоплательщиком не может быть реализовано по формальным основаниям, что несовместимо с принципами добросовестности налогового администрирования и нарушает права и законные интересы Компании.
Апелляция согласилась с решением суда первой инстанции, а суд округа оставил жалобу инспекции без удовлетворения, указав:
1) Формальный подход, связанный с отказом в применении вычетов по НДС по мотиву одного лишь факта отсутствия счетов-фактур при осуществлении операций, подлежащих обложению НДС, без оценки действий налогоплательщика, недопустим.
2) В каждом конкретном случае при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговые органы должны исследовать вопрос именно обоснованности получения налоговой выгоды проверяемым налогоплательщиком, в том числе с точки зрения реальности осуществленных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства данного спора, суды обоснованно указали на то, что предъявление Компанией к вычету налога в 1 квартале 2022 года не противоречит требованиям действующего законодательства.