Родители, учители и тренеры объединены одной целью — дать ребенку качественные знания и навыки. Враждебность и конфликты здесь ни к чему. Безразличие тоже не даст желаемых результатов. Важно сотрудничать и прислушиваться друг к другу, не забывая о мнении ребенка.
Разберем особенности общения внутри треугольников «учитель – ребенок – родитель и «тренер – ребенок – родитель»: как делить роли, обсуждать цели и работать на результат.
Учитель – ребенок – родитель
Слишком вовлеченные родители мешают обучению так же, как и безразличные. Необходим баланс и четкое разделение сфер ответственности. А еще важно признавать чужой авторитет — это рекомендация как родителям, так и учителям.
Никто лучше родителей не знает особенности своего ребенка. Но и у многих родителей нет педагогического образования и знания всех методик обучения. Необходимо прислушиваться к рекомендациям друг друга и вместе вырабатывать оптимальный план действий.
✔️ Ребенок — главный актор, его потребности и желания должны быть на первом плане. Ученик должен соблюдать порядок и правила школы, посещать занятия без пропусков и концентрироваться на уроках.
✔️ Родители несут контролирующую и организационную функцию. Они следят за выполнением домашних заданий, обеспечивают комфорт и безопасность, управляют режимом дня.
✔️ Учитель дает знания и обучает навыкам, поддерживает мотивацию и ищет самые эффективные методики преподавания. Но он физически не может заниматься каждым учеником по отдельности, применяя индивидуальные способы обучения.
Никто не несет единоличную ответственность за успехи или неудачи ребенка. Пока нет баланса «сил», сложно добиться стабильного результата. И, возможно, в вашей коммуникации отсутствует гармония, если встречаются следующие ошибки:
- Отсутствие конкретики — претензии и пожелания высказываются без примеров, сложно понять, над чем именно нужно работать.
- Идеализация ребенка — родители не допускают мысли, что ребенок может ошибаться, отвлекаться, плохо себя вести.
- Игнорирование просьб и рекомендаций — родители не могут договориться с учителем, а мнение ребенка вообще не учитывается.
Если каждый будет ревностно защищать только свою позицию, это путь в никуда. Цель родителей и учителя — создать благоприятную среду для образования, а не победить в споре. Задача ребенка — прислушиваться к мнению авторитетных взрослых и добросовестно учиться.
Родителям не стоит открыто критиковать учителя в присутствии детей. Лучше обсудить проблемы лично. Педагогам тоже лучше воздержаться от публичных замечаний школьников и их родителей. Это может стать поводом для травли среди одноклассников и повлечь другие негативные последствия.
Тренер – ребенок – родитель
Часто возникает вопрос: а кто главный? Отношения родителя и тренера должны быть партнерскими. Все жизненно важные решения принимают, конечно, мама и папа. Но вопрос эффективности занятий и спортивных достижений лежит на тренере. Он разрабатывает программу и следит за нагрузкой.
Когда ребенок приходит в спорт, в его жизни появляется еще один значимый взрослый. Мнение тренера затрагивает множество аспектов: распорядок дня, образ жизни, привычки и не только. Ребенок и родители должны прислушиваться к экспертным рекомендациям, если хотят достичь хороших результатов в спорте. Тренер имеет больше влияния, чем школьный учитель, потому что его авторитет распространяется на больше сфер, а между спортсменом и наставником формируется прочная связь.
Что сделать родителям, чтобы избежать конфликтов?
✅ Сразу обозначьте цель тренировок — это просто полезное развлечение или путь в большой спорт?
✅ Регулярно интересуйтесь успехами и «дозировано» участвуйте в спортивной жизни — посещайте соревнования и так далее.
✅ Конструктивно выражайте свою критику и пожелания, если какие-то действия тренера вам кажутся нецелесообразными.
✅ Адекватно оценивайте силы и возможности ребенка — возможно, он действительно не готов участвовать в отборе, как об этом говорит тренер.
✅ Не игнорируйте мнение ребенка — если заставлять его тренироваться против воли, это нарушит доверительные отношения.
3 важных правила общения педагогов с родителями
1️⃣ Инициируйте общение с родителями, не дожидаясь вопросов. Многие просто копят недовольство и приходят в школу или спортцентр, когда доходят до точки кипения: «Сын ходит на занятия уже полгода, но нет никакого толку!», «Дочка до ночи сидит над домашним заданием, потому что ничего не понимает на ваших уроках!». Лучше быть активным участником диалога и регулярно запрашивать обратную связь, чтобы вовремя корректировать проблемные моменты.
2️⃣ Сверяйте цели и настрой ребенка. И вообще — интересуйтесь, какие приоритеты сейчас стоят у школьника. Спрашивайте об этом не только родителей, но и ребенка. Объективно оценивайте возможности ученика. Если ожидания родителей не совпадают с реальностью, пообщайтесь с ними на эту тему. Вместе подумайте, как найти подход и замотивировать ребенка на новые достижения.
3️⃣ Готовьтесь к встрече с родителями, чтобы они прошли продуктивно, и никто не жалел о затраченном времени. Расскажите, каких успехов добились в обучении, что получается лучше всего, а над чем стоит еще поработать. Спросите, видят ли родители успехи. Подготовьте рекомендации, которые помогут ребенку в обучении и тренировках. Поделитесь дальнейшими планами.