Наталия Брайловская
- Архитектор, руководитель проектов, Член Союза Московских архитекторов, участник инвестиционно-строительных компаний.
- Специалист международного уровня, победитель международных конкурсов.
Я проработала 20 лет в Москве – прошла путь от архитектора до владельца собственной проектной компании.
Сейчас я живу в Сочи и, как архитектор с опытом в градостроительном проектировании, замечаю много неудобств и нерешенных вопросов в области градостроительного зонирования и технических недоработок. Хочу поделиться с вами следующими мыслями.
Градостроительные проблемы г.Сочи ФТ Сириус:
^ Отсутствие градостроительной структуры города – нет основных улиц.
^ Перегрузка транспортной сети и пробки – отсутствуют правильные развязки основных и второстепенных трасс.
^ Город расположен вдоль побережья Черного моря, но не имеет полноценного пляжа: куски пляжа принадлежат отелям на первой линии, остальные отели практически не имеют доступа к морю. Узкие подходы и переполненные участки пляжа перемешаны с каменной набережной. Вся набережная принадлежит частным лицам или отелям, городских пляжей нет.
^ Парковок также нет.
^ Регулярные затопления как от моря при шторме, так и от тропических дождей. Причина – неумелое использование рельефа: при проектировании и строительстве дорог, площадей и зданий не учтены особенности рельефа и геологических условий.
^ Недостаток социальной инфраструктуры, в частности школ.
^ Недобросовестность застройщиков: они берут участки земли, которые по нормам и логике не подходят для строительства. Например, внизу горы, где возможны оползни, или прямо на берегу водоканала в водоохраной зоне. Не продумывают, где будет размещаться персонал отеля и как он сможет добраться до работы. Не учитывают, не просчитывают, а лишь привлекают деньги инвесторов и строят. В результате выявляются нарушения, вводятся запреты на строительство, теряются деньги инвесторов, и город сталкивается с недостроем.
Как я вижу решение ситуации:
Исправление текущей ситуации реально выполнить различными способами.
Возможны 2 направления:
- Максимальное сохранение существующей застройки, чтобы аккуратно отнестись к жителям. Необходимо спланировать дорожную сеть, выявить и расширить основные стратегические магистрали, а в сложившейся застройке микрорайонов исправить рельеф и коммуникации водостока частным образом, без концептуальных изменений. Необходимо очистить линию пляжа, организовать их с возможностью подхода и подъезда, с парковками и общественной инфраструктурой.
Этот вариант подходит к существующему плану города и может быть реализован с наименьшими затратами, а также даст городу возможность для развития, что, в свою очередь, приведет к финансовой успешности региона.
2. Второй вариант предполагает более существенные изменения, такое решение в свое время предлагал предприниматель Сергей Полонский. Это строительство города заново, когда вся прибрежная часть будет возведена с нуля. Это совершенно другие вложения и другой результат.
Я сама скорее за первый вариант – исправить проблемы, дать возможность для развития города, сделать посещение путешественников и отдыхающих комфортным: убрать пробки, обеспечить простор и удобный доступ к морю. Город, исторически сложившийся, требует бережного отношения, максимально возможного сохранения.
В любом случае, сначала необходимо провести градостроительный анализ и разработать схемы развития города.
Создание идеальной схемы подразумевает анализ и формирование оптимальной структуры курортного города на морском побережье. Необходимо выявить точки притяжения людей, прорисовать общественные пространства и продумать зонирование: где будут общественные зоны, где жилые микрорайоны, а где гостиницы.
Цель – сделать для Сочи идеальную структуру курортного города, чтобы на её основе развивать и другие туристические города. Для любого жилого поселения важно, чтобы жителям было удобно, а в доступности находились детские учреждения, спортзалы, фитнес-центры и магазины. Такой набор инфраструктуры желательно иметь в каждом микрорайоне.
При строительстве нового поселения (коттеджного поселка, микрорайона, СНТ и др.) это необходимо учитывать, так как это повышает уровень поселения. На сегодняшний день таких самодостаточных структур недостаточно, их единицы. Как профессионал, могу сказать, что у нас существует серьёзный недостаток продуманности в градостроительном зонировании. Нет единой концепции, и никто её не отслеживает. Кто-то что-то покупает и строит, в итоге получается хаос застройки.
Думать, анализировать и проектировать должны профессионалы. А решения должны принимать лица, имеющие право принимать решения на административном и государственном уровнях. Эти решения должны основываться на профессиональной оценке и экспертном мнении.
Буду рада вашим комментариям, чтобы продолжить обсуждение этой темы.