Развёртывание автомобильных войск в начале Великой Отечественной войны осуществлялось в тяжёлых условиях, когда отмобилизование армии и тыла, особенно в западных районах страны, осложнялось неблагоприятным ходом боевых действий.
Основным источником пополнения автомобильного парка Красной Армии являлась мобилизация автомобилей из народного хозяйства. По состоянию на 1 августа 1941 года было вновь сформировано и развёрнуто за счёт существующих авточастей и депо 120 автотранспортных частей и соединений, в том числе 5 автомобильных бригад, 8 отдельных и 6 запасных и учебных автополков, 54 отдельных автомобильных батальона, 14 батальонов и рот бензоцистерн, 12 отдельных автомобильных рот, 18 эвакуационных рот. В качестве резерва Главного Командования в июле 1941 года в районе Москвы были сформированы 14-я автомобильная бригада (в составе семи автотранспортных батальонов) и пять отдельных автобатальонов. К началу августа в них находилось около 4 тысяч автомобилей.
Поиск правильной организационно-штатной структуры автомобильных частей продолжался до конца 1943 года. Вначале были созданы автомобильные бригады. Однако в ноябре 1941 года, ввиду недостатка автомобилей и личного состава, бригады были упразднены и созданы автомобильные полки четырёхбатальонного состава, по 240 автомобилей в батальоне. В апреле 1942 года штатная численность автобатальонов была сокращена до 214 автомобилей, а в июне они были переведены на штат трёхротного состава общей численностью 301 человек и 156 автомобилей. Этот штат отдельных автобатальонов сохранился до конца войны. Отдельные батальоны подвоза горючего были четырёхротного состава численностью 441 человек и 262 автомобиля.
Опыт показал, что наиболее эффективно использовались те автотранспортные части, которые имели по две смены водителей. При этом автомобили находились в движении до 20 часов в сутки. В феврале 1942 года приказом Наркома обороны во всех автомобильных частях были введены по две смены водителей.
Роль автомобильного транспорта в Великой Отечественной войне определяется не только гигантскими масштабами перевозок, но и тем, что он доставлял боеприпасы, горючее, продовольствие непосредственно на поле боя. Доставляя грузы в сложной боевой обстановке, днём и ночью, в распутицу и в тяжёлых условиях снежных заносов, автомобилисты проявляли массовый героизм и мужество. За боевые подвиги многие автомобильные части награждены орденами, получили почётные наименования городов, в освобождении которых они принимали участие, а тысячи автомобилистов были награждены орденами и медалями [1]. В этой статье расскажем о некоторых из них.
Красноармеец Андрей Максимович Хващук был призван в ряды РККА 26 июня 1941 года. В 9-м отдельном автотранспортном батальоне солдат служил шофёром автомобиля ГАЗ-АА («полуторка») и «показал себя добросовестным и исполнительным водителем».
После капитального ремонта его машина прошла 30 тысяч километров, но несмотря на это оставалась в хорошем техническом состоянии. В наградном листе отмечалось, что шофёр «бесперебойно обеспечивал батальон продовольствием». Участвуя в Битве за Кавказ, Андрей Максимович получил ранение в левое плечо. 7 ноября 1944 года красноармеец Хващук был награждён медалью «За боевые заслуги». Второй наградой шофёра стала медаль «За оборону Кавказа».
Рядовой Иван Петрович Лебедев был призван на фронт 26 июня 1941 года и направлен служить на Ленинградский фронт. С января 1943 года солдат воевал шофёром в 851-м отдельном автотранспортном батальоне.
Только за январь 1944 года Иван Петрович доставил на передовую 140 тонн груза. Для этого приходилось делать рейсы по 150-200 километров. Не считаясь со временем и силами, И. П. Лебедев не выходил из-за руля по 3-4 дня. В наградном листе отмечалось: «отдает все силы и умение на отличное выполнение боевых оперативных задач по снабжению наших войск боеприпасами и продовольствием».
Рядовой Лебедев 7 марта 1944 года был отмечен медалью «За боевые заслуги». Также шофёр имел медаль «За оборону Ленинграда».
Рядовой Константин Степанович Сапожников был призван на фронт 29 июля 1941 года. Он служил шофёром в 371-м отдельном автотранспортном батальоне и зарекомендовал себя как «мастер вождения автомашин в любое время года и при любой погоде». Константин Степанович водил американский автомобиль GMC, проехав на нём без поломок и аварий 34 тысячи километров, перевезя 80 тонн продовольствия без потерь и в срок.
В наградном листе отмечалось: «Служит примером для всего водительского состава батальона. Доблестным трудом увлекает своих товарищей на досрочное выполнение заданий в перевозке грузов, тем самым обеспечивает успешные действия передовых частей армии».
Рядовой Сапожников 20 марта 1945 года был награждён медалью «За боевые заслуги».
Боевых наград удостаивались не только шофёры, но и технический состав отдельных автотранспортных батальонов.
Красноармеец Петр Дмитриевич Голоскоков был призван в ряды РККА в июне 1941 года. В 330-м отдельном автотранспортном батальоне он служил слесарем. Солдат имел «богатый опыт слесарной и кузнечной работы» и был мастером «отличного исполнения любой поручаемой ему работы». Командование отмечало, что Петр Дмитриевич «никогда не считается с временем суток и обстановкой показывая высокие образцы работы». Кроме того, слесарь являлся одним из инициаторов рационализаторского движения в части, внеся и осуществив ряд предложений по изготовлению многих деталей.
14 марта 1943 года красноармеец Голоскоков был отмечен медалью «За боевые заслуги». В дальнейшем бойцу было присвоено звание «младший сержант» и вручён ещё ряд медалей: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией».
Рядовой Кузьма Васильевич Петровичев был призван на военную службу 25 августа 1941 года. С 1942 года боец находился в составе 626-го отдельного автотранспортного батальона в должности токаря, показав себя «отличником знаний своего дела». Кузьма Васильевич выполнял план на 200-250% и содержал в образцовом порядке свой токарный станок и рабочее место. Солдат производил «обработку и выточку поршневых колец, поршневых пальцев, всех видов втулок какие необходимы для ремонтов автомашин». Занимался К. В. Петровичев и подготовкой рационализаторских предложений, «давших большую экономию рабочего времени». 14 июня 1945 года рядовой Петровичев был награждён медалью «За боевые заслуги».
Никита Москалев
Источники
1. http://www.oboznik.ru/?p=11522
2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 247.
3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 1013, 5725.
4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 760.
5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 3126.
6. ЦАМО. Ф. 444. Оп. 8964. Д. 44.
7. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 21. Ящик 11.