Найти тему
Москва памятная

1 октября исполнилось 100 лет Московскому Театру сатиры. Вспоминаем замечательных актеров, игравших на его сцене

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Ровно сто лет назад 1 октября 1924 года в подвальном помещении бывшего театра – кабаре «Кривой Джимми» состоялась премьера спектакля – обозрения «Москва с точки зрения» главной задачей которого было «Смеяться над тем, что смешно, бичевать все мерзкое, тупое, косное, все, что уродливым наростом торчит из нового советского быта».

Спектакль имел просто грандиозный успех и с тех пор 1 октября, считается официальным Днем рождения Московского театра сатиры.

Сцена из спектакля «Москва с точки зрения». Источник фото https://satire.ru/archive/moskva-s-tochki-zreniya
Сцена из спектакля «Москва с точки зрения». Источник фото https://satire.ru/archive/moskva-s-tochki-zreniya

За сто лет на сцене «Сатиры» играли сотни великолепных актеров, многие из которых оставили о себе добрую память в наших сердцах. Давайте вспомним хотя бы некоторых из них.
Но прежде, чем начать хочу сказать, что даже если брать самых знаменитых и всенародно любимых актеров этого замечательного театра, рассказ о них потребует, как минимум нескольких публикаций. Поэтому сегодня я напишу о самых первых артистах, с которых начиналась слава этого театра о тех, кто начал играть на сатировской сцене ещё до Великой Отечественной войны или пришёл сразу после её окончания.

Зелёная Екатерина Васильевна (1901–1991)

-2

Великолепная, незабываемая актриса, театра и кино, артистка эстрады, мастер имитации детской речи, которую все мы помним под сценическим псевдонимом Рина Зеленая. Народная артистка РСФСР.

Родилась в Ташкенте. После переезда семьи в Москву училась в гимназии фон Дервиза в Гороховском переулке.
В 1919 году окончила Московское театральное училище.
В 20-е годы выступала на эстраде как профессиональная певица, но вскоре перешла на эстрадные номера. Тогда же и «ополовинила» свое имя Екатерина.

1 октября 1924 году принимала участие в том самом первом спектакле Театра сатиры «Москва с точки зрения» с которого началась его история. Играла в «Сатире» до 1928 года после чего перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. Работала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах, Московском театре миниатюр.
Снималась в кино, написала несколько киносценариев, была автором многих монологов, с которыми выступала на эстраде.

Скончалась замечательная актриса 1 апреля 1991 года. Похоронен на Введенском кладбище рядом с мужем Топуридзе Константином Тихоновичем (1905–1977) архитектором автором знаменных фонтанов на ВДНХ и другими родственниками.

-3

Тусузов Георгий Баронович (1891–1986)

-4

Советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР.
Этнический армянин, имя при рождении Геворк Луйспаронович Тусузян. Родился в городе Нахичевань-на-Дону, ныне вошедшего в состав Ростова-на-Дону. Выходец из богатой купеческой семьи.

В 1915 году окончил юридический факультет Московского университета и служил юристом. В первые революционные году возглавлял официально зарегистрированный «профсоюз воров».
Ещё будучи студентом увлекся театром. В годы НЭПа выступал на сцене известного московского варьете «Не рыдай», а с 1924 года играл в театре «Синяя блуза».
С 1934 года в течение 50 лет актер Театра Сатиры. Играл практически во всех спектаклях иногда совмещая по несколько крошечных эпизодов в одном спектакле. Был настоящим королём эпизодов и театральным патриархом. Он был знаком со всеми великими актерами и режиссерами той эпохи. Про него говорили:

«Если Тусузов чего-то не помнит, значит этого не было.»
-5

Играл на сцене «Сатиры» до 1985 года, успев отметить шестидесятилетие творческой деятельности и полвека служения «Сатире». Будучи человеком одиноким последние месяцы жизни провел в Доме ветеранов сцены. Скончался 2 февраля 1986 года на 95-м году жизни.

Урна с прахом захоронена закрытом колумбарии Ваганьковского кладбища.

-6

Лепко Владимир Алексеевич (1898–1963)

-7

Замечательный русский и советский актёр театра и кино, сегодня, к сожалению практически забытый. Комик, который по свидетельству современников мог выйти на сцену, произнести одну фразу: «Который час?» и вызвать тем самым бурю смеха и гром аплодисментов. Ведущий актер Московского театра сатиры, Народный артист РСФСР. Отец Заслуженной артистки Российской Федерации Виктории Лепко, которую многие из вас, мои уважаемые читатели помнят по роли пани Каролинки из незабываемого «Кабачка «13 стульев»

Владимир Лепко родился в Гаграх. В 1912 году окончил гимназию в Екатеринославе и связал свою жизнь с театром, который обожал с детства. Работал актером и декоратором в различных антрепризных труппах. В 1916 году был призван в царскую армию. В 1918—1920 боец РККА.

В 1920 году после демобилизации поселился в городе Елец, где организовал Театр молодёжи.

В 1921—1922 годах — режиссёр театра железнодорожников при Дорожном отделе Народного образования Юга–Восточной железной дороги в Воронеже.
Во времена НЭПа, когда открылось множество частных антрепризных театров, играл в городах Луга, Самара, Вятка и Воронеж. С 1923 по 1928 годы выступал в знаменитом театре пародий «Кривое зеркало», был в нём режиссёром и декоратором. С 1929 по 1935 годы был артистом Московского и Ленинградского мюзик-холлов.

В 1936 году Владимир Лепко поступает в Театр сатиры и играет в нем до конца жизни. Очень быстро он становится ведущим актером этого театра. Зрители 30-х - 50-х годов толпами шли в «Сатиру» на Лепко так же, как позже зрители следующих поколений будут идти на Папанова, Миронова, Ширвиндта и других замечательных артистов.

«Клоп» в постановке В. Плучека. В. Лепко и Г. Менглет
«Клоп» в постановке В. Плучека. В. Лепко и Г. Менглет

Лепко играл роли в пьесах В. Маяковского «Клоп» (Присыпкин), «Баня» (Оптимистенко), «Мистерия-буфф» (Поп) «Бесприданница» А. Островского - Робинзон, Карандышев и многих многих других

В кино снимался мало в основном в эпизодах, но все равно был ярок и оригинален. Его подгулявший извозчик в фильме «Белеет парус одинокий», жуликоватый продавец в «Кубанских казаках», простуженный начальник станции в картине «Поезд идет на восток» и другие эпизодические персонажи сразу же запоминались зрителям.
В 1962 году в Париже, на сцене Театра Наций в рамках Международного театрального фестиваля Владимир Лепко стал лауреатом 1-й премии «за лучшее исполнение мужской роли». Этой престижной награды были удостоены его работы в спектаклях Театра сатиры "Клоп" и "Яблоко раздора". О нем тогда писали все советские и европейские газеты.

Скончался замечательный комик в октябре 1963 года. Похоронен на восьмом участке Новодевичьего кладбища.

-9

Менглет Георгий Павлович (1912–2001)

-10

Советский и Российский актер театра и кино. Народный артист СССР. Родился в Воронеже.
С 1932 по 1937 год служил в Ленинградском БДТ под руководством А.Д. Дикого.
После ареста главного режиссёра и закрытия БДТ принял предложение, отправится в столицу советского Таджикистана Сталинабад (Душанбе) где организовал и стал руководителем Русского драматического театра. Во время ВОВ на его базе сформировал Фронтовой театр Таджикской ССР, с которым исколесил множество фронтовых дорог, выступая перед бойцами и офицерами действующей армии.
С сентября 1945 года служил в Театре Сатиры. Широкой публике известен, прежде всего, по телевизионным спектаклям:

«Проснись и пой»
«Проснись и пой»
  «Безумный день или женитьба Фигаро»
«Безумный день или женитьба Фигаро»
«Андро и Сандро»
«Андро и Сандро»

и многим другим.

В кино снимался мало. Самая запомнившаяся зрителям роль директор городской свалки в одном из фильмов знаменитого сериала «Следствие ведут Знатоки».

-14

Был отцом актрисы Майи Менглет, которая в 50-е годы прошлого века прославилась главной ролью в знаменитой советской мелодраме «Дело было в Пеньково» где её партнером был Вячеслав Тихонов. В последствии Майя Георгиевна Менглет переехала на ПМЖ в Австралию.

Георгий Павлович Менглет скончался 1 мая 2001 года в Москве на 89-м году жизни. Похоронен на Кунцевском кладбище.

-15

Пельтцер Татьяна Ивановна (1904–1992)

-16

Гениальная русская и советская актриса. Впервые вышла на сцену ещё до революции в возрасте 9 лет, а с 11 уже выступала профессионально.

Первой ролью, за которую она получила гонорар, стал Сережа - сын главной героини в спектакле «Анна Каренина».
Сценическому искусству юная Таня училась у своего отца известного русского актера немецкого происхождения Ивана Романовича Пельтцера.

После революции начала театральную карьеру в 1920 году. Сменила несколько театров, пока в 1940 не поступила в Московский Театр миниатюр, на сцене которого в полной мере раскрылся её огромный актерский потенциал. В 1947 перешла в Театр Сатиры, в котором прослужила 30 лет.
Многие спектакли с её участием были сняты на пленку и в советское время их часто показывали в эфире ЦТ.

«Маленькие комедии большого дома»
«Маленькие комедии большого дома»
«Проснись и пой»
«Проснись и пой»
«Безумный день или женитьба Фигаро»
«Безумный день или женитьба Фигаро»

В 1977 приняла приглашение Марка Захарова перейти в «Ленком» и играла на его сцене до последнего дня.

Скончалась Татьяна Ивановна Пельтцер в июле 1992 года. Похоронена на Введенском кладбище вместе с отцом, матерю и братом известным советским инженером - авто конструктором и автогонщиком Пельтцером Александром Ивановичем (1906 – 1975).

-20

Уважаемые читатели и подписчики моего канала

Если статья показалась вам интересной её продолжение можно прочесть перейдя по ссылке.