Сначала анекдот в тему:
Приняли на завод нового ночного сторожа, вышел он на первую смену. Утром встречает начальника производства, а на нём лица нет. Начальник цеха спрашивает:
- Всё спокойно было?
Сторож еле выговаривая слова:
- Ровно в полночь в цехе сам включился свет, заработал токарный станок., тележки сами катались. И так до 6 часов утра.
Начальник улыбаясь:
- А мы тебе забыли сказать, это наш токарь Иваныч, он год назад умер.
- И.... что?
- Как что? Ему ещё 2 года до пенсии!
Хотя, конечно, Иванычу ещё повезло, его даже "оттуда" ждут на работу. Правда как зарплату "туда" перечисляют это вопрос, но думаю, тоже решаемый. Некоторым везёт немного меньше и причина тому возраст.
Не понятно почему, но работодатели в России спят и видят, чтобы у них работали молодые, активные, грамотные, коммуникабельные молодые люди до 25 лет с высшим образованием и опытом работы по специальности не менее 10 лет. Причём противоречий в этом наборе требований они не видят категорически. Видимо, подразумевается, что детишки уже с ясельного возраста шабашат на полставки станочниками.
Зато когда человеку исполняется 40+ он автоматически начинается списываться со всех позиций на продвижение, обучение, повышение квалификации. А после 50-ти на его развитии вообще ставят крест, и устроиться на работу на другое предприятие практически нереально... БЫЛО!
Нет, я вполне серьёзно, ещё несколько лет назад, как только тебе стукнул заветный полтинник, автоматом считаешься лицом предпенсионного возраста. И кадровикам абсолютно начихать, что до пенсии человеку пахать ещё как минимум 15 лет!
Поэтому он будет согласен работать подольше, а получать поменьше. Тем более, подразумевалось, что за воротами завода стоит очередь страждущих, которые горят желанием одеть спецуху и начать пахать от рассвета и до заката. Как в той песне поётся:
Есть только миг между сном и работой, именно он называется жизнь.
Но в последнее время многое изменилось и не только со стороны работодателей.
Есть у меня знакомый, практически сосед (по посёлку). Про таких, как он говорят мастер от бога, станочник, прекрасно работал и на токарном станке, и на сверлильном, фрезерный вообще с закрытыми глазами использовал.
Даже ЧПУ сам освоил и дома по выходным баловался с деревяшками - вырезал иконы, менажницы, гербы под заказ делал. То есть человек реализовался как профессионал по максимуму. При этом не курил, не пил, не привлекался, не... всё, что с негативом связано - не было за ним замечено.
Просто находка для любого кадровика!
Да и в цеху его любили, начальник ценил, потому что знал, если нужно сделать что-то ответственное, выточить что-то с микронной точностью, Петрович не подведёт. И Петрович не подводил.
Подвёл Петровича родной завод, так как стукнуло ему 65 и наступила п.... п... п... пенсия. Кадровая служба тут же возбудилась и проводила человека на заслуженный отдых, невзирая на его желание поработать ещё, протесты начальника цеха и коллег по работе. Девочка эйчар (племянница генерального) упёрлась рогом или чем-то там ещё:
- Низззя и всё тут! Нужно нанимать молодых и энергичных.
Короче, Петровича, как говорится, "ушли".
Для мужика, который в рот ни капли не брал, по выходным бегал и на велике катал, как подросток, был в прекрасной физической форме, это стало ударом. Не только эмоциональным, но и материальным. После зарплаты в 55, а с переработками выходило 60-70, сесть на пенсию в 17.289 рублей, из которых за коммуналку нужно было отдавать около 4 летом, зимой все 9, согласитесь, трудновато.
Ну Петрович вполне логично рассудил, что спасение топающих дело рук самих утопающих. Организовал в гараже полноценное производство. Наладил старый токарник, который лет 7 пылился в углу, перетащил из дома ЧПУ фрезер и вперёд с песнями открыл мастерскую по металлообработке и немного по дереву.
Точил втулки, шпильки, делал небольшие заказы с теми же самыми иконами, тарелками, подносами. Короче, всего понемногу. Не сказать, что миллионы зарабатывал, но в 3-4 раза больше пенсии получал стабильно.
И как-то так получилось незаметно, что по большому счёту он даже ничего и не потерял, скорее выиграл в спокойствии, стал больше времени дома проводить, жене по хозяйству помогать, дом-то не маленький.
И тут, спустя два года, на предприятии хватились, что людей-то не хватает, за забором не то что очереди, вообще никто не стоит. Начцеха позвонил Петровичу и попросил прийти поработать, мол такого уровня мастер за 2 года ни разу не приходил устраиваться. Уламывал долго, обещал золотые горы, обещал лично с кадровиком поговорить. Уломал...
Пришёл Николай Петрович устраиваться на завод, зашёл в кадровую службу, а там молоденькая девочка, выкатила ему тест и собеседование из очень важных для каждого пенсионера вопросов:
- Кем вы себя видите через 20 лет?
- Почему хотите работать в нашей компании?
- Какой уровень зарплаты вас устраивает?
Ну он честно и написал, что позвал начальник цеха, а кем он себя видит через 20 лет, ответил не менее честно - "в гробу".
После чего задал прямой вопрос:
- Какая зарплата?
- Нууу, у нас ЧПУ-шники получают порядка 90-150. Вы же на простые станки, да ещё пенсионер, это у вас подработка будет, у вас будет 60-70.
Петрович хлопнул дверью и ушёл, послав всех туда, ещё раз туда и даже у несколько мест подальше. А кадровичке объяснил, что такую сумму он может зарабатывать в собственной мастерской рядом с домом не особенно сильно напрягаясь. В крайнем случае, в такси и доставке платят раза в 2 больше, чем ему пообещали. Разговор этот был весной! Николаю Петровичу звонили ещё дважды, но он принял решение на работу больше не выходить.
Кадровики похоже не понимают, что не они хозяева положения, а работники, в том числе предпенсионного и пенсионного возраста.
Сегодня даже пенсионер может найти себе работу, которая оплачивается больше, чем предлагают на заводе. И платить им придётся столько же, сколько и молодым специалистам, которых ещё самих нужно будет обучать и обучать.