Каждый, кто пользуется общественным транспортом в ХМАО, ловит себя на мысли, что близится зима и утро понедельника — снова в переполненном автобусе. Между тем, контракты подрядчиков на оказания услуг по перевозке пассажиров заканчиваются, а новые — разыграны далеко не во всех муниципалитетах.
В городах Югры, как обещают синоптики, через неделю может установиться временный снежный покров. А значит, и без того переполненные автобусы должны вместить еще и любителей пеших прогулок, летних самокатов и относительно дешевого (по сравнению с зимним сезоном) такси.
При этом у большинства городских маршрутов заканчиваются контракты на летний сезон. И до сих пор нет подрядчиков на зимнее обслуживание. К этой головной боли прибавляется и продолжающееся негодование югорчан. В начале осени жители Сургута, Нягани, Пыть-Яха жаловались на работу общественного транспорта — нерегулярный выход автобусов на линию, неудобные пересадки, повышение цен. И кажется, что после нападок общественности найти желающих оказывать услуги пассажироперевозок за бюджетные деньги становится все сложнее.
Бесконечная реформа и закупки СПОПАТа
Вторая непростая зима ожидает жителей Сургута. На прошлой неделе глава города Максим Слепов заявил, что муниципалитету в ближайшие три года нужно увеличить расходы на общественный транспорт.
«Для того, чтобы обеспечить горожан качественной государственной услугой на достойном уровне, совокупно потребуется приблизительно 1,5 миллиардов рублей», — сообщил Максим Слепов.
Хотя изначально, еще в 2021 году, планировалось, что транспортная реформа в Сургуте обойдется всего в 3 млрд рублей. Однако с каждым годом сумма расходов увеличивается, а число маршрутов сокращается. А главный перевозчик — предприятие СПОПАТ — то и дело попадает в скандалы.
Кроме этого, заявления главы «СПОПАТа» Александра Попова о необходимом количестве автобусов тоже не вызывают оптимизма. Еще в феврале 2024 года он заявил, что городу требуется 165 единиц техники, чтобы закрыть потребность пассажиров в будни, сейчас же, как передает его слова «Сургутская трибуна», муниципалитету «формально хватает» 101 имеющейся единицы транспорта. И тут уже вопрос: то ли людей стало меньше, то ли автобусы небывалых размеров.
Кроме этого, до сих пор почти половина всей техники — это около 40 автобусов — требует замены. По словам, главы города Максима Слепова, в ближайшее время автобусный парк обновиться, однако за счет чего и какие автобусы будут поставлены градоначальник объяснять не стал. А вот горожане после его выступления на заседании думы Сургута молчать не стали и даже порассуждали о будущем городского транспорта.
«2074-й год… В соседнем городе автобусы уже летают, но там тоже с жалобами. В Сургуте же пытаются починить колесо, чтоб автобус „45-й“ всё-таки приехал к людям на остановку „Аврора“, которые превратились в лёд ещё с 2068-го… Никто не знает, что будет завтра, но мы верим. Мы ждём. Автобус №45 приедет к нам, тёплый, чистый и безопасный…», — довольно мрачно описал ситуацию Роман.
«Почему на 88 маршруте 3 автобуса по городу? А, например, на маршруте №61 по 10 автобусов?» — возмущается Ирина.
«Во что только превратится этот новый автопарк через некоторое время, без теплых боксов, без автомойки. Опять в грязных автобусах всю зиму будем ездить», — сетует еще одни сургутянин.
Заметим, что среди последних закупок «СПОПАТ» имеется контракт на оказание услуг по замене стеклопакетов и ветровых стекол на автобусах стоимостью более 4,9 млн рублей. Так что — есть шанс, что сквозняков не будет. Договор был заключен напрямую с единственным поставщиком. Согласно, информации «Спарк-Интерфакс», цена за единицу составила около 27 тысяч рублей, всего будет заменено 182 стекла. Заметим, что в начале сентября подобный лот пытались разыграть, но желающих заниматься обновлением автобусов не нашлось.
«Смотрел на меня!»: в ХМАО автобусы проезжают мимо остановок с замерзающими людьми
Еще одно замечание касается исполнения обязательств. «СПОПАТ» в сентябре получил очередные претензии за услуги по организации регулярных перевозок пассажиров на маршрутах № 28, 28 А, 29. Напомним, контракт обошелся в более чем 69 млн рублей. Так, документах сказано, что за август (штраф выставлен в сентябре) у маршрута №28 процент выполненного объема работ составил 83% (по норме не менее 95%), а маршруты 28 А и 29 — 75% и 79% соответственно. При этом, сумма штрафа составила 2,8 тысячи рублей.
К слову, в декабре 2024 года у «СПОПАТа» заканчивается контракт на услуги по данным перевозкам и в какую сумму властям Сургута обойдется очередной контракт на оказание «государственной услуги» такого уровня, очень интересно. Ведь всего с мая по сентябрь «СПОПАТ» получил 8 претензий о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту. Общая сумма штрафов составила около 85 тысяч рублей.
Муксун.fm направил в администрацию города запрос с просьбой пояснить, будет ли повышена сумма штрафа и как будет контролироваться работа перевозчика, чтобы оказать сургутянам «достойный уровень» пассажирских услуг.
Лангепасское «Авокадо» взялось за перевозки в Нягани
Массовые жалобы на работу общественного транспорта в Нягани сподвигли чиновников заранее озаботиться поиском предприятия, которое окажет услуги перевозчика на зимний, а затем и летний периоды. И здесь случилось неожиданное — подрядчиком стала компания «Авокадо» из Лангепаса, основная деятельность которой производство хлеба и мучных изделий.
Согласно данным госзакупок, с компанией заключены сразу три контракта на обеспечение услуг пассажироперевозок по маршрутам: №1 на 14,7 млн рублей, №7/1 — стоимостью 14,4 млн, а также 10/1 и 10/2 — на 13,7 млн рублей.
Стоит отменить, что микропредприятие, где числятся три сотрудника, было зарегистрировано в марте 2022 года. Бенефициаром является Джафарова Камила Гасановна. У компании всего 4 госконтракта, из них — три с администрацией Нягани на перевозку пассажиров. Подрядчик должен организовать работу автобусов вместимостью более 50 человек. Также больше 20 мест должны быть сидячими, в автобусах должны быть кондиционеры, камеры наблюдения и возможность оплаты как по картам, так и через PayPass.
Мэрия Сургута просит правительство ХМАО купить «СПОПАТу» новые автобусы
Сегодня на линии уже можно увидеть указанные автобусы, однако дебют подрядчика не обошелся без жалоб жителей Нягани. В соцсетях они не довольны интервалами маршрута №1.
«Позавчера автобус №1 внук ждал 45 минут у мемориала. За это время „семерка“ проехала 3 раза, а также маршруты № 4 и 10», — пожаловалась Зульфира.
Однако больше всего возмущений из-за работы маршрута №4. По словам горожан, раньше был удобный автобус №2, однако его заменили «четверкой», которая дублирует его маршрут. Но это не так. И теперь многим горожанам приходится добираться до работы пешком. В свою очередь, чиновники дали ответ, от которого гражданам стало смешно.
«Организациям рекомендовали рассмотреть вопрос обеспечения подвоза сотрудников собственным транспортом либо включить компенсацию проезда к месту работы и обратно в трудовой договор», — сказано в ответе чиновников.
Жители негодуют, почему власти не учитывают пожелания граждан и перекладывают ответственность на предприятия, которые не спешат брать на себя финансовую допнагрузку.
Пыть-Ях надеется на чудо?
Не менее интригующая картина разворачивается в Пыть-Яхе, где ежедневно горожане находятся в стрессе из-за угрозы водителей начать забастовку. По мнению самих водителей, виноваты не чиновники, а руководитель предприятия «ЗАПСИБАВТО», который во время не выплачивает заработную плату. Позиция директора: водители — шантажисты, чиновники скупятся на торгах, а «ЗАПСИБАВТО» пожалел людей — взял тендер, на который не нашлось желающих.
В этой пучине угроз судебных разбирательств мэрия Пыть-Яха пытается держать под контролем ситуацию и даже проводить новые торги на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров на 2025 год.
Так, начальная (максимальная) стоимость контракта 124,7 млн рублей. Всего в договоре указаны 9 маршрутов — автобусы №1,3,4,5,6,8,9,10 и 18.
Срок окончания подачи заявок — 11 октября. Во всех автобусах должны быть установлены кондиционеры, система видеонаблюдения и автоматизированный контроль оплаты за проезд. Получится ли найти нового перевозчика до конца года или чиновники вновь будут просить «не бросать город» предприятие старых подрядчиков, станет известно уже скоро.
Депрессивный прогноз. В октябре ХМАО накроют дожди и снегопады
Ранее сообщалось, что в Нижневартовске перевозчики готовятся к переходу на зимнее расписание. С водителями проводят инструктаж, оценивают состояние транспорта.
Читайте также:
Пассажиры пожаловались на сигаретный дым в аэропорту в ХМАО
«8000 рублей в месяц!»: в ХМАО родителей шокировали цены на факультативы в гимназии
Многоквартирный дом загорелся в ХМАО ночью. Есть жертвы
Ссылка на статью: https://muksun.fm/news/2024-09-30/zima-nastupaet-a-marshruty-na-pauze-smogut-li-v-hmao-izbezhat-avtobusnogo-kollapsa-5207932