Обязанность компенсировать моральный вред по основанию нарушения прав потребителя презюмируется при доказанности потребителем факта нарушения своих прав.
Компенсации морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12, 151 ГК РФ).
В ряде случаев (при определённых условиях) покупатели товаров, работ и услуг в силу закона вправе требовать компенсации морального вреда за нарушение их прав как потребителей.
Вместе с тем данный способ восстановления нарушенного права гражданина вызывает много вопросов, ответы на которые не являются однозначными в среде юристов, в том числе в части взыскиваемого судом размера денежного возмещения за нарушенное право.
В публикации разберёмся с вопросом, как «отсудить» компенсацию морального вреда с исполнителя услуг? Нужно ли потребителю доказывать факт моральных и физических страданий?
вопрос
Вопрос по поводу взыскания компенсации морального вреда с исполнителя по договору оказания услуг. Как доказать моральный вред, какие привести аргументы по поводу причинения морального вреда? Прошу разъяснить законодательные нормы, которые могут быть применены судом при разрешении спорных правоотношений по взысканию морального вреда с исполнителя услуг.
ответ
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, по смыслу требования п. 2 ст. 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случае прямого указания в законе.
В силу требования ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Важно! Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
По смыслу вышеуказанных правовых норм
при доказанности факта нарушения прав потребителя (истца) обязанность исполнителя услуг, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (ответчика) компенсировать моральный вред презюмируется.
Таким образом, доказательству подлежит не сам причинённый моральный вред (причинная связь), а факт нарушения прав потребителя, поскольку компенсация морального вреда зависит от установления судом факта нарушения ответчиком прав потребителя (истца), то есть моральный вред является производной составляющей от нарушенных прав потребителя (истца).
Суд, установив такой факт нарушения прав потребителя (истца), взыскивает компенсацию морального вреда наряду с иными мерами ответственности за нарушение прав потребителя, установленных законом или договором.
Попросту говоря, тяжесть причиненных потребителю физических и нравственных страданий, равно как степень и характер таких страданий, судом не оценивается при разрешении спорных правоотношений на предмет взыскания компенсационных выплат за причинение морального вреда.
Вывод, в соответствии с которым компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав, истолкован в разъяснениях, данных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"(п.3, 55 Постановления).
Так, согласно п. 16 названного Постановления ВС РФ в случаях, если законом предусмотрена обязанность ответчика компенсировать моральный вред в силу факта нарушения иных прав потерпевшего (например, статья 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), при доказанности факта нарушения права гражданина (потребителя) отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается.
Следует обратить внимание!
Нарушение прав потребителя, выразившееся в неисполнении обязательства изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), продолжающееся после взыскания судом компенсации морального вреда, также является основанием для удовлетворения иска потребителя о компенсации морального вреда за период с момента вынесения решения суда и до дня его фактического исполнения (п. 56 Постановления).
Размер взыскиваемой в пользу потребителя компенсации морального вреда определяется судом независимо от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
Юрист Алексеенко И.П.
https://www.9111.ru/questions/77777777724185717/