Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Почему существует только четыре Евангелия

Оглавление

В ранние годы христианства распространялось много евангелий. Однако в Библию вошли только 4. Почему?

Почему в Библии 4 евангелия? В ранние годы христианства существовало гораздо больше евангелий. Почему были выбраны именно эти 4, если большая часть содержания этих евангелий дублирует друг друга? Разве одного евангелия было бы недостаточно? Все это хорошие вопросы, которые заслуживают исследования.

Что такое Евангелия?

Витраж Святого Иринея, Лион, Франция, Люсьен Бегюль. Источник: Wikimedia Commons
Витраж Святого Иринея, Лион, Франция, Люсьен Бегюль. Источник: Wikimedia Commons

Ириней был Отцом Церкви из Галлии около конца II века н. э. Он знал о многих евангелиях, которые циркулировали в его время. Он считал только 4 евангелия подлинными. Он верил, что их авторы были надежными людьми, которые были истинными последователями Иисуса. Он описывал другие евангелия как произведения, содержащие ложь и даже богохульство. Отцы Церкви установили каноничность 4 евангелий очень рано.

Итак, что такое евангелие? Что сделало евангелия, которые стали частью канона Писания, такими особенными? Почему их было включено 4, а не больше или меньше? Чем похожи евангелия, входящие в Новый Завет, и чем они отличаются?

Святой Матфей и ангел, Гвидо Рени, 1575–1642. Источник: Библиотека Вандербильта
Святой Матфей и ангел, Гвидо Рени, 1575–1642. Источник: Библиотека Вандербильта

Слово Gospel происходит от древнеанглийского термина godspell. Это перевод греческого слова euangelion, означающего «благая весть» или «хорошие вести». Оно относится к книгам, в которых говорится о первом пришествии Иисуса и его служении на земле.

Первые 3 евангелия в Библии, от Матфея, Марка и Луки, являются синоптическими евангелиями. Слово «синоптический» означает «видеть одно и то же». Эти 3 евангелия во многом имеют одинаковое содержание, и авторы разделяют одни и те же взгляды. У них есть существенные различия в их версиях общих событий. Каждое также имеет уникальные детали. Например, у Иоанна совершенно другой подход к представлению Иисуса своей аудитории.

Каждый из авторов Евангелий имел в виду разную аудиторию, когда писал. Они выделяли разные события в жизни Иисуса, чтобы более эффективно охватить свою аудиторию. Ни одно из Евангелий не претендует на то, чтобы быть биографией жизни Иисуса. Давайте кратко рассмотрим каждое Евангелие, чтобы увидеть, на кого они были нацелены. Мы можем определить это, посмотрев, как они сформировали свой подход к целевой аудитории.

Евангелие от Матфея

Чудо Святого Марка, Якопо Тинторетто, 1620. Источник: Национальная библиотека Уэльса
Чудо Святого Марка, Якопо Тинторетто, 1620. Источник: Национальная библиотека Уэльса

Евангелие от Матфея, по-видимому, нацелено в первую очередь на евреев. Он начинает с перечисления генеалогии Иисуса. Родословие было очень важно для евреев. Подробное описание генеалогического древа Иисуса отвечало бы еврейскому уму и еврейской культуре. Он представляет Иисуса как мессию Израиля и царя иудеев. Он также подчеркивает, как Иисус исполнил ветхозаветные обещания о грядущем Мессии.

Все в подходе Матфея к представлению Иисуса предполагает, что он хотел, чтобы его аудитория знала, что Иисус был законным наследником царства. В некотором смысле, Матфей как первая книга в Новом Завете строит мост от Ветхого к Новому. Темы и фокус перетекают друг в друга. Это отчасти потому, что Матфей цитирует Ветхий Завет чаще, чем любой другой канонический автор Евангелия.

Представление Иисуса Матфеем выдвинуло на первый план Ветхий Завет. Оно показывает, что Иисус является исполнением пророчеств, указывающих на Мессию. Таким образом, это нашло бы отклик у еврейской аудитории, к которой он стремился.

Евангелие от Марка

Фрагмент окна приходской церкви Св. Марии и Ламберта в Стонхэм-Аспале, графство Саффолк, с витражом, изображающим Св. Луку Евангелиста, работы Кевина Уэйлса. Источник: Flickr
Фрагмент окна приходской церкви Св. Марии и Ламберта в Стонхэм-Аспале, графство Саффолк, с витражом, изображающим Св. Луку Евангелиста, работы Кевина Уэйлса. Источник: Flickr

Евангелие от Марка является самым коротким с большим отрывом, и он также написал свое Евангелие первым. Он не был учеником, а последователем ученика. Согласно христианской традиции, это был Иоанн Марк, который отказался от миссионерского путешествия с Павлом (Деяния 15:37–39). Позже он снова помогал Павлу в его служении.

Он начинает со служения Иисуса. Его евангелие — это действие, и он пишет скорее как журналист, чем историк. Он перечисляет больше чудес, чем другие евангелия, и изображает Иисуса как слугу. Это нашло бы отклик у римской аудитории, которая была склонна высоко ценить то, что делают люди. Он опускает генеалогии и родословие из своего евангелия. Это указывает на то, что он не пытался достучаться до евреев, как это делал Матфей.

Марк представляет яркие подробности событий, которые привели к смерти и воскресению Иисуса. Он часто использует слово «тотчас» и не записывает проповедей. Его Евангелие — это насыщенный событиями рассказ о том, что делал Иисус, когда ходил по земле.

Евангелие от Луки

Святой Иоанн на Патмосе, картина Ганса Бальдунга (по прозвищу Ханс Бальдунг Грин), 1511 год. Источник: Метрополитен-музей.
Святой Иоанн на Патмосе, картина Ганса Бальдунга (по прозвищу Ханс Бальдунг Грин), 1511 год. Источник: Метрополитен-музей.

Лука не был очевидцем жизни Иисуса. Первые 4 стиха Луки 1 говорят нам, что Лука написал письмо Феофилу. Он тщательно собирал информацию о жизни и действиях Иисуса от очевидцев. Как только у него было достаточно информации, он очень старался составить точный отчет. Он писал для интеллигентной аудитории, которая была знакома с греческой культурой.

Он представляет Иисуса как совершенного человека и подчеркивает его человечность. Как и Матфей, ​​Лука также приводит генеалогию и рассказывает о рождении Иисуса. Лука включает обрезание Иисуса и его представление, чего нет в других Евангелиях. Он также рисует Иисуса как чуткого и заботящегося о благополучии людей. Он рассказывает о взаимодействии с мытарями, бедными, самаритянами и язычниками. Лука упоминает эти события, чтобы подчеркнуть, как Иисус относился ко всем людям. Эти повествования представляют Иисуса как человека, общительного. Это согласуется с его записью притч, которые касаются покаяния и прощения.

Евангелие от Иоанна

4 евангелиста из «Сокровищных Евангелий» Каролингишера Бухмалера, 820 г. н. э. Источник: Wikimedia Commons
4 евангелиста из «Сокровищных Евангелий» Каролингишера Бухмалера, 820 г. н. э. Источник: Wikimedia Commons

Согласно христианской традиции, Иоанн был учеником Иисуса и имел с ним близкие отношения. Он представляет собой рассказ очевидца того, что он видел и пережил. Иоанн написал свое Евангелие примерно через десять лет после трех других.

Поскольку он писал позже, он знал о вопросах и сомнениях людей относительно Иисуса. Он представляет Иисуса как Бога, ставшего человеком. Его версия Евангелия начинается со слов «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанна 1:1), а вскоре после этого говорится: «И Слово стало плотию и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полного благодати и истины». Он хотел, чтобы его аудитория поверила в Иисуса как в Бога, ставшего плотью, чтобы спасти человечество.

Иоанн ясно дает понять, что он мог бы написать еще много других вещей об Иисусе, но предпочел этого не делать (Иоанна 21:25). Он считал, что написанного им было достаточно, чтобы заложить прочное основание для веры в Сына Божьего.

Страница из Евангелия от Марии, Codex Tchacos. Источник: Wikimedia Commons
Страница из Евангелия от Марии, Codex Tchacos. Источник: Wikimedia Commons

Каждое из 4 евангелий, по-видимому, представляло Иисуса по-разному. Каждое евангелие по-своему ссылалось на Иисуса. У Матфея Иисус — Сын Давида, у Марка Иисус — Сын Человеческий (Марк 8:36), у Луки Он — Сын Адама (Лука 3:38), а у Иоанна Иисус — Сын Божий (Иоанн 3:16). 4 евангелия представляют несколько независимых рассказов о смерти и воскресении Иисуса. Несколько рассказов показывают, что описанные события, вероятно, являются историческими. Это способствует надежности повествования.

Различия и противоречия показывают, что 4 евангельских рассказа не были результатом сговора. Они представляют собой слегка отличающиеся версии одних и тех же событий. Такие различия обычны для рассказов, которые происходят из разных источников.

Альтернативные Евангелия

Комментарий Ефрема к «Диатессарону», конец V или начало VI века. Источник: Библиотека Честера Битти
Комментарий Ефрема к «Диатессарону», конец V или начало VI века. Источник: Библиотека Честера Битти

Составители Нового Завета опускали евангелия по одной или нескольким из следующих причин. Во-первых, если автор писал евангелие слишком долго после событий, то рассказ был менее точным. Во-вторых, несколько неканонических евангелий (ссылка на статью 6790 «Отсутствующие евангелия») были отнесены к категории псевдоэпиграфов. Псевдоэпиграфы — это произведения, ложно приписываемые автору. В-третьих, если евангелие зависело от другого евангелия по своему содержанию, составители опускали его.

Отец Церкви Татиан попытался объединить части всех 4 канонических евангелий. Он хотел создать одну историю из 4 евангелий около 170 г. н. э. Его компиляция известна как Диатессарон, что означает «через четыре». С тех пор было предпринято много подобных попыток, и ни одна из них не увенчалась особым успехом. Каждое евангелие имело уникальную аудиторию, на которую оно было нацелено. Объединение 4 евангелий сделало бы новую версию менее эффективной. Выбор историй, используемые слова и фокус евангелий различаются. Объединенное евангелие уменьшило бы их эффективность и охват.

Заключение

4 евангелиста в Келлской книге, около 800 г. н.э. Источник: Bible Mesh
4 евангелиста в Келлской книге, около 800 г. н.э. Источник: Bible Mesh

Каждое из 4 евангелий представляет уникальную точку зрения на жизнь и служение Иисуса. В синоптических евангелиях есть значительное дублирование, но они нацелены на разную аудиторию. Каждое евангелие включало или опускало детали в зависимости от их значимости для аудитории. 4 евангелия представляют 4 различных аспекта характера Иисуса: царство, служение, совершенный человек и Богочеловек.

Объединенная картина, которую рисуют 4 евангелия, дает более целостное представление об Иисусе. Одно евангелие никогда не сможет в полной мере передать перспективы 4 евангелий. 4 евангелия дополняют друг друга. Каждое из 4 евангелий вносит свой вклад в более полную картину Иисуса.

#евангелие #религия #списки