Иудаизм, некогда являвшийся единой религией, сегодня очень разнообразен и включает в себя 4 основные группы. Узнайте больше об ортодоксальных, консервативных, реформистских и хасидских еврейских сектах.
Иудаизм — это система верований, которая предполагает существование единого (и единственного) божества, чье творческое вмешательство создало вселенную и которое направляет всю жизнь к этическим целям. Бог — всезнающий, всемогущий творец, у которого нет детей, соперников и равных. Между еврейским народом и Богом-Творцом существуют особые заветные отношения.
В современном иудаизме существует несколько еврейских сект, которые возникли в 18 веке и существуют до сих пор. Иудаизм раскололся на несколько групп, в основном из-за погромов и геноцидов, но также и благодаря созданию современного государства Израиль в 1948 году путем раздела Палестины.
1. Реформистский иудаизм: первая современная еврейская секта
В 1800-х годах, с распространением идей просвещения в Европе, многие евреи хотели применить более научный подход к своей жизни и продвигать мораль, основанную на «реформированной» и «модернизированной» еврейской традиции. Реформистский иудаизм также известен как либеральный или прогрессивный иудаизм.
Некоторые изменили молитвенники и отвергли Иерусалим как свой дом — поскольку они жили поколениями в Европе. Многие реформистские евреи также перестали носить кипу, стали проводить более короткие службы и ввели органную музыку в своих синагогах.
Их разнообразные ритуалы стали не более чем средством достижения духовного восхождения или морального совершенствования. Реформаторское движение отличается тем, что личность, даже при искреннем учете традиции и сообщества, является решительной и должна формулировать свои личные взгляды по любому вопросу.
В 1830-х годах группа молодых немецких евреев во главе с раввином Авраамом Гейгером решила, какие ритуалы все еще имеют значение, а какие нет. Они также изменили правила кашрута и склонялись к мысли, что цель религии — чувствовать себя святым и духовным и быть нравственным. Их отход от традиции был осторожным, но постоянным; позднее неореформистское движение вернулось к некоторым заброшенным традициям.
Что касается Творца, реформаторские мыслители всегда придерживались теистического подхода и веры в существование личного Бога. В 20 веке было меньшинство деятелей общественного мнения, которые отстаивали религиозный гуманизм и даже светский гуманизм. Движение отвергло эти позиции, которые никогда не были включены в официальную платформу, и обязательство веры в Бога сохранялось незыблемым.
Центральным элементом реформистской концепции является вера в постоянное откровение воли Бога в мире, которое не ограничивается горой Синай. Согласно этому пониманию, Тора, слова пророков и все Священные Писания были составлены руками людей, в которых пел Дух Божий, но он никогда не диктовал им свою волю явно. Текст отражает опыт откровения, ограничения и желания писателей и дух их времени.
Вся нация Израиля разделяет ту же способность и способна достигать новых прозрений божественного. Поэтому религия может и должна обновляться, не обязательно основываясь на прошлых прецедентах. Концепция постоянного открытия черпала вдохновение у многих философов немецкого идеализма, особенно у Канта и Гегеля.
Около середины XX века, особенно с учетом тяжелой тени, которую Вторая мировая война бросила на уверенность в улучшении человеческой расы, рационалистическое и оптимистическое восприятие было отброшено. Неореформация заменила это мировоззрение религиозным экзистенциализмом Франца Розенцвейга.
Вместо идеи кумулятивной мудрости, когда каждое поколение превосходит предыдущее, Розенцвейг считал, что откровение не имеет иного содержания и послания, кроме самого себя — члены каждого поколения переживают его и обрабатывают в соответствии со своим субъективным пониманием, что не гарантирует никакой истины.
Движение никогда полностью не отказывалось от дискурса еврейского закона, как из-за необходимости отвечать на оппозицию извне, так и из-за преемственности с прошлым. Но в основном решающее значение придавалось этическим соображениям или духу времени.
Реформистский иудаизм ввел веру в то, что в своих действиях по распространению этического монотеизма и справедливости нация выполняет свое предназначение и приближает наступление всемирной мессианской эпохи, в которой мир и гармония будут преобладать среди всех людей. Кроме того, и как часть той же тенденции отсеивать элементы, считающиеся иррациональными или суеверными, вера в будущее воскрешение мертвых была отвергнута и осуждена как неуместная и позднее заимствование из зороастрийской религии.
По тем же причинам расширительные толкования концепции награды и наказания в загробном мире были исключены в пользу минималистской концепции. Души праведников познают покой после смерти, в то время как грешники будут испытывать вечные муки и угрызения совести. Из всех верований, касающихся жизни после смерти, в реформистском иудаизме сохранилось только одно — о выживании души, которое отцы движения считали благородной и рациональной идеей.
Реформистский иудаизм сделал значительные шаги в сторону либеральных ценностей. Они ввели борьбу за социальную справедливость и различные прогрессивные цели, приняли частично смешанные браки и признали потомство от обоих родителей-евреев евреями.
Реформистский иудаизм отождествляет себя с прогрессивными политическими и социальными программами, в основном в рамках традиционной еврейской повестки дня Тикун Олам, или «Восстановление мира». Тикун Олам является центральным девизом реформистского иудаизма, и, действуя в его рамках, он является одним из основных каналов, через которые последователи могут выразить свою принадлежность. Самый важный центр движения сегодня находится в Северной Америке. Различные региональные отделения также разделяют эти убеждения, включая Американский союз реформистского иудаизма, Движение за реформистский и либеральный иудаизм в Великобритании и Израильское движение за реформистский и прогрессивный иудаизм. Все они объединены в Международный всемирный союз прогрессивного иудаизма.
По оценкам, они представляют не менее 1,8 миллиона человек в 50 странах; около миллиона зарегистрированных взрослых членов и почти столько же незарегистрированных лиц, которые идентифицируют себя с этой конфессией. Это делает ее второй по величине еврейской сектой в мире, после ортодоксального иудаизма и до консервативного иудаизма.
2. Ортодоксальный иудаизм: реакционная еврейская секта
Ортодоксальный иудаизм — одно из основных течений в иудаизме, отстаивающее традиционную веру в то, что письменная и устная Тора были даны Моисею на горе Синай, подчеркивая полную приверженность цепочке принятых постановлений еврейского закона (Галаха). Эта позиция отличает его от двух других основных течений современности — консерваторов и реформаторов.
Существование ортодоксии как отдельного течения - это новшество, которое впервые появилось в 19 веке в Центральной Европе в связи с распадом еврейской общинной автономии во время эмансипации и поляризацией между теми, кто продолжал сохранять приверженность соблюдению мицвот (заповедей в рамках закона), и между большинством, которое постепенно дистанцировалось из религиозной жизни. Ортодоксальные евреи придерживались законов Торы и Талмуда, предупреждая, что евреи не могут просто так отвергнуть то, что было написано для них и объяснялось раввинами на протяжении веков.
Ортодоксальный иудаизм не имеет организационной структуры и состоит из общин, разделяющих общий дух, некоторые из которых не признают легитимность друг друга. Грубо говоря, течение можно разделить на консервативные и замкнутые ультраортодоксальные и относительно открытые группы, такие как религиозный сионизм и современная ортодоксия.
Отколовшаяся группа современных ортодоксов допустила некоторые небольшие уступки. Самсон Рафаэль Хирш, лидер этой группы, решил, что пришло время организационно расколоться и сформировать отдельные синагоги и общины, а не отстаивать только один путь в иудаизме.
В качестве общего правила можно сказать, что ортодоксальный иудаизм стремится сохранить соблюдение заповедей, как это было в еврейской общине после исчезновения различных иудейских сект после разрушения Второго Храма и возникновения фарисейской традиции вплоть до современной эпохи.
Концепция Галахи основывается на вере в то, что источником Письменной Торы и Устной Торы была гора Синай, и что пророки и раввины, которые продолжили свой путь, получили все свои постановления оттуда. Центральным компонентом этого мировоззрения является взгляд на религию как на нечто, по сути стоящее выше истории, не подверженное внешним влияниям. Следовательно, Галаха должна основываться на раввинских источниках и принятых постановлениях.
Ортодоксальный иудаизм по сути является реакционным движением против реформистских тенденций. Рост ортодоксального сознания связан со значительной угрозой религиозной структуре, что побудило религиозные власти отреагировать не индивидуально, а системно и инклюзивно, часто с тенденцией укрепления преобладающей практики. Ортодоксы прошли через процессы социальной изоляции, одновременно устанавливая элитарную самоидентификацию как хранители традиций, и даже в ранние дни их члены принимали аскезы, которые были спорными.
Характеристики классической ортодоксии, введенной Хатамом Софером и его учениками в Венгрии, выражались в нескольких принципах: желании создать отдельные общины от остальной части еврейского общества, отказавшись при этом от единства Израиля, иногда призывая относиться к новым грешникам как к изгнанным сектантам, подозрительности и враждебности по отношению к прошлому, а также акценте только на религиозных исследованиях Гемары — пренебрегая внешней мудростью.
Они также подняли важность обычая и статуса судьи через то, что в конечном итоге кристаллизовалось в концепцию мнения Торы. Они приняли развитие идеологии, что в мире еврейской мысли и действия нет ничего, кроме четырех столпов Галахи. Не каждая ортодоксальная группа следует этим правилам.
Одной из проблем, с которой сталкивается ортодоксальность с момента своего зарождения, является отношение большинства еврейской общественности, которая больше не соблюдает мицвот. Их раввины представили множество ответов на вопросы о нарушителях Шаббата и нарушении законов кашрута. Хотя было много призывов к полному уходу и разрыву всех связей с ними, в целом применялся комбинированный подход, целью которого было не признание легитимности правонарушений, а утверждение превосходства религиозного над остальными.
Несмотря на то, что у них есть общее в их приверженности Галахе, различные ортодоксальные группы разделены на многих уровнях. В то время как в 19 веке различия были сосредоточены на таких вопросах, как отношение к современному образованию и необходимость отделения от широкой общественности, в 20 веке вопросы сионизма и государства Израиль стали основным источником трений, при этом некоторые ортодоксальные движения проповедовали принципиальное и абсолютное отрицание государства. Эти различия привели к отчуждению и многочисленным конфликтам и разделениям.
В Израиле различные группы разделены по толкованию мицвот и по обычаям, таким как одежда. Среди известных групп — ультраортодоксы и современные ортодоксы, а также группы, основанные на их географическом происхождении. Примерами этого являются религиозные поселения кибуц и религиозные феминистские группы, которые призывают к интеграции женщин в религиозную жизнь, сохраняя при этом ортодоксальные рамки и верность еврейскому закону. Среди современного крыла усиливается разделение по таким вопросам, как научные исследования, феминизм и различные социальные вопросы.
Большинство традиционалистов в Израиле также считают себя близкими к ортодоксальному иудаизму. Даже секуляристы в Израиле, большинство из которых приехали из Восточной Европы, склонны рассматривать его, положительно или отрицательно, как подлинную версию еврейской религии. Те из них, кто проводит религиозные церемонии, такие как похороны, молитвы в синагоге на Йом-Кипур и обращение к Торе на бар-мицве, обычно делают это в соответствии с практикой ортодоксального иудаизма, иногда из-за близости к текущему, а иногда из-за отсутствия альтернативы. Кроме того, еврейские браки и разводы в Израиле по закону подчиняются Главному раввинату Израиля, который является ортодоксальным органом.
Хотя с начала современной эры уровень признания принципов веры и соблюдения заповедей среди еврейской общественности резко снизился, и, несмотря на то, что они составляют меньшинство среди всех евреев, ортодоксия является крупнейшим течением в иудаизме..
Исходя из оценок ситуации на конец 20-го века, по меньшей мере 2 миллиона человек являются последователями этой еврейской секты. Еще 2 миллиона номинальных поклонников в значительной степени отождествляют себя с ней или зарегистрированы в ортодоксальных общественных организациях, таких как Кнессет Израиля в Великобритании.
3. Консервативный иудаизм: компромиссная еврейская секта
Консервативный иудаизм (также известный как традиционный иудаизм и позитивно-исторический иудаизм) утверждает, что авторитет традиции проистекает прежде всего из ее принятия народом и обществом на протяжении поколений, а не из ее происхождения в откровении. Поэтому консерваторы рассматривают закон как обязательный и в то же время подверженный постоянному историческому влиянию.
Они считают, что его решение должно отражать научно-критический подход к источникам и образу жизни широкой общественности. Кроме того, движение отошло от однозначных теологических определений и поддерживает широкий плюрализм в вопросах веры.
Основное внимание движения сосредоточено в Северной Америке, где большинство его общин объединены в «Объединенные синагоги консервативного иудаизма». Духовное руководство находится в руках Кнессета раввинов движения.
Консерваторы подсчитали, что они представляют более миллиона взрослых евреев, около 600 000 членов зарегистрированы в их общинах, и еще несколько сотен тысяч, которые идентифицировали себя в заявлении. В государстве Израиль традиционное движение представляет эту еврейскую секту.
Захария Франкель, еще один критик реформистского иудаизма, был основателем консервативного иудаизма, сформировавшегося вокруг Еврейской теологической семинарии во Вроцлаве, Польша. Франкель считал систематическую теологическую практику чуждой иудаизму и часто обвинялся своими оппонентами в уклончивости и неясности. Была предпринята только одна значительная попытка сформулировать платформу веры — заявление «Истина и вера», составленное руководящим советом движения в 1988 году.
Он ссылался на такие базовые концепции, как Бог, откровение и избрание народа Израиля, но признавал широкий спектр взглядов внутри движения и избегал жестких определений. Консервативные мыслители, как правило, склонны настаивать на вере в существование личного Бога. Многие консервативные мыслители также продолжают верить в выживание души, в воскрешение в некоторой степени, в сохранение священства и в наступление мессианской эпохи.
Тем не менее, все это оспаривалось во многих дебатах. Вопрос откровения также претерпел значительное развитие. Франкель и его коллеги применили научно-критические методы в анализе Устной Торы и видели в пророках творческих новаторов, а не только субъектов и толкователей событий на горе Синай. В то же время они в конечном итоге отвергли критику Библии . Они продолжали видеть в письменной Торе исключительный плод небесного откровения, текст, выходящий за рамки скептического анализа.
Реконструкционисты, появившиеся в 1930-х годах, полностью отвергли концепцию откровения и рассматривали Священное Писание как чисто человеческое творение. Их позиция не была принята большинством. Тем не менее, наряду с ослаблением веры в божественность Библии американской общественностью, их влияние привело около 1970-х годов к трансформации небуквальных концепций этой идеи в доминирующую позицию в консервативном раввинате.
Эти две школы мысли описывали передачу Торы как человеческий процесс с некоторой степенью божественного вдохновения. Такое мышление также оправдывало обширные изменения в религиозной практике и галахической гибкости. Однако общим для всех консервативных взглядов является акцент на откровении Творца духовным лидерам или народу Израиля как коллективу (а не индивидууму, как в реформистском иудаизме). Из-за этого все они придают большое значение традиции и сообществу, а не личным решениям, что является характерной чертой консервативной мысли во всех ее течениях.
Франкель придавал значение традиции не обязательно из-за ее укорененности в божественном источнике, а потому, что она представляет коллективный дух народа. Шнеор Залман Шехтер продолжил в этом направлении и разработал концепцию «всего Израиля», которая, по его мнению, была истинной движущей силой традиции на протяжении поколений. Это вызвало споры с другими элементами в иудаизме, а также внутри самих консерваторов.
Многие из их преемников утверждали, что это создало разрыв между общественностью. Консервативный раввинат часто спорил о том, насколько он может принимать во внимание безразличное и далеко не соблюдающее большинство среди членов своих общин, которые должны были функционировать как «весь Израиль» и быть фактором в определении Галахи. Этот разрыв между раввинатом и аудиторией является яркой характеристикой движения. Он считается одним из существенных факторов ухудшения его статуса с конца 20-го века.
Консервативный иудаизм подчеркивает соблюдение Галахи как первичного выражения принадлежности к иудаизму, независимо от веры в его божественное происхождение. В то же время консерваторы видят его развитие как результат взаимного влияния еврейского общества, окружающего мира и судей, и, как всегда, оно исходит из его древних истоков и среды, в которой раввины работали вместе. В то же время обвинение в расширении границ Галахи далеко за пределы возможного было выдвинуто, среди прочего, во время неоднократных отставок консервативных судей из-за ратификации рукоположения женщин в раввины или признания однополых отношений. В Кнессете раввинов существуют различные позиции относительно различных современных проблем и надлежащего отношения к ним.
Наиболее отличительной чертой консервативной юриспруденции является включение критически-научного метода в процесс. Дискуссии всегда описывают развитие предмета на протяжении истории, как это узнано не только из общепринятых традиционных источников, но и из информации, полученной любым другим способом через внешние, исторические или филологические исследования. Со временем эти нововведения приобрели постоянство.
Движение продолжает издавать новые, более смелые постановления, такие как смешанное сидение в синагогах, использование электричества в Шаббат, проведение разводов, бракосочетание новообращенных и неевреев и т. д.
4. Хасидский иудаизм: мистическая еврейская секта
Хотя хасиды не являются сектой сами по себе, а группой внутри ортодоксального иудаизма, они являются одними из самых известных еврейских общин сегодня. Хасидизм — это еврейское духовное и социальное движение, возникшее в середине XVIII века на территории современной Западной Украины и быстро распространившееся среди восточноевропейских евреев. Баал Шем Тов считается основателем хасидизма. Хасидская мысль находилась под влиянием, особенно в первых поколениях, акцента на присутствии Бога во всей вселенной, необходимости следовать Ему во все времена и в любом месте и скрытого духовного измерения реальности.
Хасидизм был основной формой иудаизма в Восточной Европе до 1815 года. Это было привлекательное движение, в котором люди танцевали, хлопали, пели религиозные песни, были восторженно духовными, давали благословения и заботились о духовном состоянии людей. Они больше сосредотачивались на молитве, чем на учебе, хотя они печатали больше книг, чем любая другая еврейская группа в то время.
На местном уровне они формировали хавуроты, небольшие группы людей, которые помогали во всем, от приданого до похорон. Их можно узнать по тяжелым шляпам, черной одежде и длинным вьющимся волосам по бокам головы (пайот), которые они не стригут из-за заповеди Торы.
Со второй половины 20-го века большинство евреев-хасидов жили в Израиле, США, Великобритании и Бельгии. Они являются подгруппой в ультраортодоксальном мире и, как правило, считаются набожными и консервативными. Евреи-хасиды сохраняют многие традиции восточноевропейского иудаизма. Их старая одежда и повседневная речь на идише стали почти исключительно идентифицироваться с ними.
Среди характеристик, идентифицируемых с хасидизмом, которые весьма распространены за его пределами, — акцент на радости от творения Творца. Также как и уважение к «простому еврею» по сравнению с прославлением элитарных учеников мудрецов, которое было распространено среди его противников.
Напряженность между хасидизмом и правящим раввинским истеблишментом, авторитет которого основывался на величии его членов, быстро рассеялась, и движение вскоре подчеркнуло центральную роль регулярного обучения. Духовно-мистическая Тора, распространенная отцами хасидизма, не была заброшена; многие раввины продолжали быть оригинальными и творческими мыслителями, и, несмотря на заявления о «вырождении», движение оставалось ярким и активным. Однако акцент на многих аспектах ранней доктрины действительно был уменьшен в пользу рутины и общепринятых норм.
Основная концепция, лежащая в основе хасидской мысли, — имманентность — божественное присутствие во всей вселенной, что часто выражается в цитате из мистического текста Зогар. Перед творением Бог должен был уменьшить свое совершенное, абстрактное и неограниченное присутствие, известное как «бесконечный свет». Так было создано «пустое пространство», в котором осталась только запись бесконечного света, по-видимому, отделенная от костей Бога.
В этом пространстве могли бы существовать добро и зло, свободная воля и другие явления, невозможные в пределах совершенной и однородной бесконечности. Но реальность вселенной полностью зависит от ее божественного происхождения и духовной сущности, без которых она была бы ничем.
В то же время бесконечность не может проявиться в своей полной форме в свободном пространстве и должна свести себя к ограниченной физичности, которую могут воспринимать чувства. Таким образом, существует диалектическое единство контрастов между физической телесностью и божественностью, когда каждая из них трансформируется в другую. Так же, как Бог должен свести себя, чтобы выразить себя в материальном мире, так и людям надлежит превзойти и воссоединиться с бесконечностью.
Хотя трудно отделить доктрину хасидизма от текстов Каббалы , отличительной и отличительной чертой движения, как идеала и как институциональной единицы, является духовный лидер хасидской общины, цадик, известный сегодня также под общим почетным титулом «Адмор» (наш Господь, наш учитель и наш раввин) или под популярным прозвищем «раввин».
Идея о том, что в каждом поколении есть праведники, через которых изобилие продолжается в физическом мире, существовала еще до учеников Бешата, и Книга Зоар провозгласила, что один из них является высшим. Хасидизм сделал концепцию праведника основой всей своей системы и организационного ядра, настолько, что в его литературе название приобрело иное и отличное значение от изначального значения богобоязненного человека.
Хасидская молитвенная практика способствует медитации и сопровождается характерным пением без слов и резкими движениями тела. Хасидские молитвы сопровождаются мелодиями (нигун), которые стали известны благодаря так называемой клезмерской музыке.
Хасидизм считает молитву одной из важнейших религиозных практик. Особенностью хасидских молитв, вызывающей ожесточенное сопротивление в нехасидских ортодоксальных кругах, является почти полное неприятие традиционного молитвенного расписания (зманим), особенно утренних молитв.
Существуют и другие хасидские особенности молитвы, которые критики рассматривают как нарушение законов Галахи. Некоторые идеологи реформистского, консервативного и реконструктивистского иудаизма утверждают, что элементы хасидских ритуалов стали широко приняты в их практике, с чем сами хасиды в большинстве своем не согласны