Найти тему

7 библейских историй и текстов, которые имеют корни в древней литературе

Оглавление

Удивительное сходство некоторых библейских историй и текстов с другими, зачастую более старыми, повествованиями вызывало споры среди ученых на протяжении нескольких поколений.

Многие библейские повествования передавались устно на протяжении нескольких поколений, прежде чем были записаны. Традиционные библеисты и апологеты защищают оригинальность и историческую ценность таких библейских историй.

Для агностиков и либеральных верующих неоспоримы доказательства того, что израильские книжники и священники часто основывали персонажей, истории, ритуалы и прозу на предшествующих языческих мифах и системах верований. Это особенно очевидно в так называемых героических повествованиях, молитвах и гимнах в библейской и языческой литературе древнего Ближнего Востока.

На противоречивые толкования влияют дополнения, редакции, редактирование и множественные переводы существующих копий копий древней библейской литературы и древних текстов. Происхождение соответствующих текстов довольно надежно, но временные рамки и источники происхождения скопированных библейских рукописей часто неясны. Тексты свитков Мертвого моря доказали, что по крайней мере части версии Библии Септуагинта (LXX) датируются 4 веком до н. э.

1. Библейская история о Ное и шумерские рассказы об Атрахасисе, Зиусудре и Утнапиштиме.

Ноев ковчег, картина Рембрандта ван Рейна, 1660, Институт искусств, Чикаго, США.
Ноев ковчег, картина Рембрандта ван Рейна, 1660, Институт искусств, Чикаго, США.

Во многих древних культурах есть сверхъестественные истории о великом потопе , в которых непрерывность человеческой расы обеспечивалась одним праведным героем. Библейская история повествует о разочаровании и гневе Бога из-за разрушительной и неконтролируемой человеческой расы. Затем Бог решает уничтожить всю жизнь на земле. Одному хорошему человеку, Ною, рассказывают об этом и приказывают построить и снабдить большой корабль — ковчег. Бог поручает ему взять свою жену, сыновей, невесток и точное количество всех животных, чтобы впоследствии возобновить жизнь. Затем земля уничтожается и заново заселяется потомками Ноя.

Описание месопотамского ковчега , 2000 г. до н.э., Британский музей, Лондон.
Описание месопотамского ковчега , 2000 г. до н.э., Британский музей, Лондон.

В дошедших до нас шумерских и древневавилонских клинописных табличках рассказывается похожая история. Боги расстроены и возмущены непрерывным шумом людей. Имя двойника Ноя в шумерской легенде — Зиусудра (ок. 2300 г. до н. э.). В более поздней версии на древневавилонском языке около 1646 г. до н. э. его называют Атрахасис. Примерно в середине Древневавилонской империи он и рассказ о потопе вплетены в Эпос о Гильгамеше как Утнапиштим (также Пир-Напиштим). Все эти тексты предшествуют еврейским священным текстам, которые позже станут еврейской Библией.

Ноев ковчег , Эдвард Хикс, 1846 год, Художественный музей Филадельфии.
Ноев ковчег , Эдвард Хикс, 1846 год, Художественный музей Филадельфии.

Студенты-писцы практиковали свои навыки, снова и снова переписывая эти истории. Несколько копий и фрагментов, датируемых почти двумя тысячелетиями, были найдены в Месопотамии, в том числе в руинах некогда великого дворца и библиотеки в Ниневии.

2. Моисей и Саргон Аккадский

Нахождение Моисея , Корнелис де Вос, 1631, Christie's
Нахождение Моисея , Корнелис де Вос, 1631, Christie's

Библейская история Моисея происходит во времена жестокого фараона. Фараон приказал убивать всех еврейских мальчиков при рождении, чтобы остановить рост числа израильтян и превращение их в угрозу. Фараон боялся, что многочисленная еврейская нация может привести к восстанию и мятежу в Египте.

В библейской истории мать Моисея делает плетеную корзину, которую она запечатывает смолой, чтобы сделать ее водонепроницаемой. Она кладет Моисея в корзину и пускает ее по Нилу, где купается дочь фараона. Последняя спасает младенца и воспитывает его как своего сына — с привилегированным княжеским образованием, включая астрономию, религию, математику и письмо, как засвидетельствовано египетской перепиской об образовании иностранных принцев при их дворе.

Еврейские священники пересматривали, редактировали и дополняли существующие священные тексты Израиля во время их вавилонского плена. Скептики полагают, что именно тогда библейская история Моисея была разработана на основе древних историй о героях Месопотамии.

Медная голова, как полагают, изображает Саргона Аккадского , ок. 2250–2200 гг. До н.э., через ResearchGate.
Медная голова, как полагают, изображает Саргона Аккадского , ок. 2250–2200 гг. До н.э., через ResearchGate.

Саргон, основатель Аккада, совершил похожее путешествие в корзине по реке в младенчестве. Его мать была жрицей, которая родила его в тайне. Она также сделала плетеную корзину, запечатанную смолой, и пустила его по реке Евфрат. Однако его спас и воспитал скромный крестьянин, пока могущественная богиня Иштар (ранее Инанна у шумеров) не проявила к нему интерес. В юности он стал виночерпием царя Киша, которого он позже сверг, прежде чем приступить к созданию первой в мире империи.

Историчность Саргона около 2279 г. до н. э. подтверждается несколькими клинописными табличками, включая некоторые, найденные в Амарне, Ашшуре и Ниневии, а также хеттскими фрагментами. Легенда о его рождении записана в более поздних копиях из Вавилона. Библеисты утверждают, что фрагментированные тексты не являются окончательными, и что устно переданные библейские истории предшествуют рассказу о рождении Саргона.

3. Библейский Иов и месопотамский праведный страдалец.

Сыновья и дочери Иова, подавленные Сатаной, Уильям Блейк, 1825 г., Британский музей, Лондон
Сыновья и дочери Иова, подавленные Сатаной, Уильям Блейк, 1825 г., Британский музей, Лондон

Книга Иова написана в уникальном стиле. Она отличается от других библейских книг контекстом, обычаями, именами и описанными событиями. Ученые предположили, что это больше соответствует арабским, чем израильским историям.

Иов богат имуществом и семьей. Сатана, в это время все еще ангел, бросает вызов Богу, говоря, что Иов благочестив только потому, что все в его жизни прекрасно. Бог принимает вызов сатаны, который затем уничтожает имущество Иова, семью и, наконец, здоровье Иова. Иов отказывается проклинать Бога. Он не понимает, почему он страдает, но признает, что у него нет права подвергать Бога сомнению. Библейская история заканчивается тем, что Бог объясняет Иову в красивой фразеологии необъятность и сложность вселенной. Жизнь Иова заканчивается тем, что он становится богаче и счастливее, чем до начала его страданий.

Месопотамская история Лудлул-бел-Нумеки или «Праведный страдалец» имеет аналогичную историю о благочестивом человеке, тщательно соблюдающем религиозные правила. Подобно Иову, он не понимает, как изменилась его судьба. Он подвергает сомнению своего бога, когда теряет все, включая свое здоровье. Однако, в отличие от Иова, он умирает в своих страданиях в конце истории.

Поэтические описания в Книге Иова схожи со многими древними добиблейскими текстами, включая «Энума Элиш».

4. Притчи, Экклезиаст и египетские учения.

Египетские иероглифы с Розеттского камня , 196 г. до н.э., Британский музей
Египетские иероглифы с Розеттского камня , 196 г. до н.э., Британский музей

Ученые спорят о заимствовании текстов между Библией и древнеегипетской учебной литературой, поскольку соответствующие иероглифические тексты были расшифрованы. Большинство сходится во мнении, что большинство сохранившихся текстов и фрагментов на папирусе и остраках указывают на то, что еврейские писцы заимствовали из более древних египетских текстов. Есть аргументы в пользу того, что обе стороны уходят корнями в еще более древние источники, а некоторые даже видят универсальное знание и здравый смысл, придуманные древними мудрецами.

Библейские книги Екклесиаст и Притчи приписываются израильскому царю Соломону, который исследует смысл жизни, размышляя о человеке, его мотивах и его действиях. Он приходит ко многим мудрым выводам во время своих усилий.

В последней главе Экклезиаста Соломон советует молодым людям наслаждаться жизнью, пока они молоды. Он описывает, как человеческие способности постепенно уменьшаются с возрастом, пока в конце концов ничего не остается. С помощью прекрасно созданных метафор он иллюстрирует упадок чувств до тех пор, пока не останется только страх.

Папирус Присса , около 2300 г. до н.э., Национальную библиотеку Франции
Папирус Присса , около 2300 г. до н.э., Национальную библиотеку Франции

Часть египетского текста папируса Присса оплакивает тот же упадок в похожем стиле. Папирус начинается с последних страниц «Наставлений Кагемни» . Затем следует полный текст оригинальных учений или себайт визиря фараона Джедкара по имени Птаххотеп, датируемых 4-й династией.

Папирус Приссе — это копия, датируемая примерно 2300 годом до нашей эры, сделанная во времена 12-й или 13-й династии. Сегодня он находится в Национальной библиотеке в Париже. Мы знаем, что это копия, потому что писец заявляет в конце, что это именно те слова, скопированные в том виде, в котором он их нашел. Ее считают самой старой книгой в мире.

Иератический текст с инструкцией по аменемопе, 3-й промежуточный период, Британский музей.
Иератический текст с инструкцией по аменемопе, 3-й промежуточный период, Британский музей.

Иератический текст «Наставления Аменемопе», из которого несколько высказываний были найдены в Стокгольме, Париже и Москве, а также поздний (около 1000 г. до н. э.) остракон в Каире, был составлен Аменемопе как наставления отца сыну. Несколько ученых цитировали для сравнения, в частности, слова из Притчей 22:17 по 23:10, например, слова:

«Не написал ли я вам тридцать изречений совета и наставления?» Притчи 22:20
«Посмотрите на эти тридцать глав; они информируют, они обучают». Инструкция Аменемопа

Примечательно, что в пересмотренной католической Библии 1986 года – Новой американской Библии – даже упоминается Аменемопа по имени в Притчах 22:19:

«Я возвещаю вам слова Аминь-эм-Он».

Наставления Ани из Папируса Ани, датируемого XVIII династией, содержат те же учения, что и приведенные выше примеры. Себайты (учения) посвящены тем же темам. Они подчеркивают честность, справедливость, самообладание, важность стремления к спокойной жизни без раздоров и жадности и подчеркивают высшую власть богов. Это, вместе с еврейской Библией, заставило ученых предположить, что все учения могут происходить из одного, более древнего источника. Египетские учителя мудрости восходят к Имхотепу, визирю, строителю, врачу, астроному и учителю фараона Джосера (3-я династия, ок. 2686–2636 гг. до н.э.).

5. Библейский Псалом 104 и Гимн Эхнатона Атону

Эхнатон, Нефертити и их дочери под защитой Атона, 18-я династия, Египетский музей, Каир.
Эхнатон, Нефертити и их дочери под защитой Атона, 18-я династия, Египетский музей, Каир.

Нельзя отрицать сходство стиля, выражения и тона между Псалмом 104 и Гимном Атону (14 век до н. э.) фараона Эхнатона. Другие подобные лингвистические модели восхваления и почтения, приписываемые Эхнатону в поклонении Атону как единственному богу, присутствуют в формулировках на пограничных стелах Амарны. Сходство с библейскими псалмами и другими описательными библейскими повествованиями заметно.

6. Песнь песней и шумерская литература

Песня о любви на клинописной табличке , около 1750 г. до н.э., Музей Пенсильванского университета.
Песня о любви на клинописной табличке , около 1750 г. до н.э., Музей Пенсильванского университета.

Библейская Песнь Песней имеет сходство с шумерскими храмовыми гимнами и аккадскими гимнами, а также любовными песнями. Она сопровождала ежегодно отмечаемую брачную литургию культа Думузи-Инанны и более позднего культа Таммуза-Иштар шумерской и аккадской эпох. Первой поэтессой, чье имя мы знаем, была аккадская верховная жрица, дочь Саргона по имени Энхедуанна. Несколько ее поэм и гимнов сохранились.

7. Библейские истории и анонимная месопотамская литература

11-я табличка из эпоса о Гильгамеше, VII век до н.э., Британский музей.
11-я табличка из эпоса о Гильгамеше, VII век до н.э., Британский музей.

Первая известная нам художественная история пришла из древней Месопотамии. Это философский дискурс между птицей и рыбой. Идея философской беседы между нелюдьми в человеческом стиле диалога для иллюстрации точки зрения напоминает библейскую историю из книги Судей (9:8-15), где деревья держат совет, чтобы назначить одно дерево своим царем. Месопотамский пример использования персонажей из естественной среды в этом случае предшествует библейским историям. Однако он служит для иллюстрации фона, на котором развивались библейские повествования о патриархах, сначала как устная история, начиная с Авраама, а затем в текстовом формате.

Некоторые библейские истории и обычаи произошли от уже укоренившихся корней

Набор свитков, включающий весь Танах, Wikimedia Commons
Набор свитков, включающий весь Танах, Wikimedia Commons

Вполне естественно, что библейские истории были окрашены окружающими влияниями в постоянно меняющиеся времена их общественной жизни и развивающейся культуры. Нам нужно только посмотреть, как израильские религиозные обряды и ритуалы менялись и адаптировались на протяжении всей временной шкалы Библии, чтобы понять, как ассимилировались светские и чуждые практики.

Некоторые части Танаха передавались устно обществом, находившимся в процессе становления нации, которое иногда было кочевниками, а иногда жило среди чужеземцев в изгнании. Священные тексты в конечном итоге записывались на отдельных свитках на протяжении многих столетий разными авторами с разными целями и стилями, чтобы их послания были понятны в их современных обществах.

Можно также задать вопрос, не основаны ли сходства, с поворотами и украшениями, характерными для каждой фазы человеческой культуры и времени, на исторических событиях, которые повлияли на их предков. Может быть, были события и мудрость в глубоко укоренившейся человеческой памяти и генетике, которые произошли до того, как люди разделились на культурные группы.

От совпадающих корней, на которых основаны такие повествования, остались концепции веры и мудрости:

«Вера – это знание в сердце , за пределами досягаемости доказательств». Халил Джебран
«Века назад я (мудрость) была создана, в начале, прежде создания земли… прежде, чем образовались горы, прежде холмов, я родилась. Прежде, чем Он создал землю с ее полями, и начальные пылинки вселенной. …. Когда Он создавал небеса, я была там…» Книга Притчей, Библия

#история #религия #рассказы #легенды #библия #шумеры #египет