Для понимания современных процессов, происходящих в экономике, чаще всего нужно обратиться к совсем недавному прошлому, чтобы разобраться в текущем положении вещей. Долговый кризис Греции и последующая за этим рецессия в Европейском союзе является одним из событий, которое после кризиса 2008 года подорвало доверие к Европейскому монетарному союзу и объединению в целом. Что же стало причиной этого события и как это повлияло, в дальнейшем, на политику в Европе.
Предыстория долгового кризиса в Греции
Долговый кризис в Греции стал одним из главных испытаний для страны в 21 веке. Изначально одной из главных причин долговой кризиса в Греции, а, в последствии, общеевропейского долгового кризиса является кризис 2008 года. Однако, если посмотреть дальше во времени, то действительно основной причиной можно выделить неудачную интеграцию Греции в Европейский союз. В соответствии с Маастрихтскими соглашениями о вступлении в ЕС у государств-участников государственный долг должен был быть не более 60% ВВП, а бюджетный дефицит — не более 3% ВВП. Греция систематически нарушала эти индикаторы. Государственный долг составлял более 100% ВВП еще до начала острой фазы экономического кризиса.
Монетарный союз также сыграл свою немаловажную роль в начале кризиса в Греции. До вступления в ЕС в 2001 году у Греции была своя собственная валюта — драхма. И если у страны были какие-то экономические сложности, у государства всегда была возможность нарастить экспортную выручку через девальвацию национальной валюты. То есть, курс драхмы по отношению к евро ослаблялся, дальше доходы в ней возрастали и, соответственно, появлялась возможность покрывать социальные и другие расходы. Этот механизм был органично встроен в греческую экономику и позволял смягчать удары кризисов. После того, как драхма в 2001 году была заменена на евро, все эти механизмы перестали работать. Сразу после него в Греции произошел большой всплеск инфляции. Это произошло из-за того, что цены в стране, которые раньше были существенно ниже, чем в большинстве стран ЕС, с переходом на евро выросли. В первый год после вступления в Еврозону был кредитный бум — многие греки начали брать займы в евро, так как у этой валюты инфляция была намного ниже, и было очень выгодно брать кредиты, покупать на них недвижимость, перезакладывать ее и вновь повторять этот механизм. Это было время образования пузырей на различных рынках. Таким образом, экономические власти потеряли один из важнейших инструментов для сглаживания внешних шоков на экономику.
Поэтому во время кризиса 2008 года для погашения займов от ЕС и МВФ Греции приходилось сокращать государственные расходы, зарплаты, пенсии, государственные инвестиции и т. д. Это привело к резкому сжатию ВВП. А уменьшение государственных расходов во время кризиса только ухудшает экономическую ситуацию в стране по эффекту мультипликатора. За годы Великой рецессии (с 2008-го по 2015-й) Греция потеряла 26% ВВП.
Начало долгового кризиса в Греции
Кризис 2008 года усугубил существующие проблемы в греческой экономике. После того как в США разразился ипотечных кризис доверие инвесторов стала понижаться к наиболее уязвимым экономикам Европы: Греции, Италии, Испании, Португалии и Ирландии. Это привело к увеличению государственного долга Греции, а также к сокращению государственных расходов. При этом сокращение государственных расходов проходило непропорционально, что сохраняло бюджетный дефицит, а следовательно, рост государственного долга.
Политическая ситуация в стране с сокрытием истинных масштабов проблемы только усугубило экономические проблемы. Только в феврале 2010-го был принят первый пакет мер жесткой экономии — замораживались зарплаты всем госслужащим, урезались бонусы и сверхурочные. Принятый в марте второй пакет замораживал выплату пенсий, поднимал НДС с 19% до 21% и увеличивал множество других налогов: на топливо, алкоголь, люксовые товары и другие. Однако, это только усугубило ситуацию, произошло дальнейшее сжатие ВВП. Летом 2010 года ЕС совместно с МВФ разрабатывает программу стабилизации экономики Греции и спасение ее от дефолта с целью недопущение перехода кризиса на другие экономики Европы. Была принята следующая схема: ЕС совместно с МВФ предоставляет Греции кредиты. Греческое правительство проводит так называемую «внутреннюю девальвацию», сокращение издержек, в первую очередь на социальную сферу и рост налогов. За счет этого снижается потребление, выравнивается торговый баланс и государственные финансы приводятся в надлежащее состояние. Это привело к дальнейшему экономическому спаду и повышению недовольства среди населения. Массовые акции протеста и политическая дестабилизация привело к возникновению новых политических партий, которые выступали против мер жесткой экономии.
В январе 2015 года были проведены внеочередные парламентские выборы. Они были запущены после того, как в декабре 2014-го депутаты не смогли избрать президента в течение трех раундов голосования. В результате к власти пришли радикалы из «СИРИЗА». Они в 2015 году попытались надавить на ЕС и добиться более выгодных условий кредитования греческой экономики. ЕС на это не пошел. В результате в Греции произошло новое обострение кризиса, прежде всего, в банковской сфере, которая напрямую зависела от траншей из ЕС, — фактически все вклады на время были заморожены. Оказавшись перед выбором — или покидать Еврозону и столкнуться с полным крахом, или вновь соглашаться на условия меморандумов, «СИРИЗА» была вынуждена сделать выбор в пользу последнего и вновь начать сотрудничать с ЕС. Попытка пересмотреть условия соглашения потерпела фиаско. 1 июля 2015 года Греции допустила дефолт, не переведя Международному валютному фонду (МВФ) транш в размере 1,54 млрд евро в рамках погашения задолженности.
Последствия для экономики Европейского союза
Последствия стали возникать уже в процессе развития долгового кризиса в Греции. Теперь практические любое замедление экономической активности стала рассматриваться инвесторами как сигнал к выведению средств.
В 2012 г. в Великобритании начался экономический спад, вызванный замедлением экономической активности в Европе и страхом инвесторов перед дальнейшим ухудшением положения стран еврозоны. Банк Англии предоставил значительные средства банкам Великобритании по сниженной процентной ставке для того, чтобы обеспечить дальнейшее предоставление кредитов предприятиям страны. Кроме того, банк проводил политику количественного смягчения, скупая значительные объёмы гособлигаций. Казначейство Великобритании поддержало политику Банка Англии по поддержке банковского сектора. Однако, кроме этого инвесторы стали уделять пристальное внимание к состоянию государственного долга других стран-членов ЕС.
Государственный долг Франции в 2010 г. составлял приблизительно 2,1 триллиона долларов США и 83 % ВВП, бюджетный дефицит в 2010 г. составлял 7 % ВВП. За период с июля 2011 г. по 16 ноября 2011 г. разница между уровнями доходности облигаций Франции и Германии выросла на 450 %. Стоимость контрактов по кредитно-дефолтным свопам по Франции за тот же период выросла на 300 %. Что стало сигналом возможного развития греческих событий в Франции. Так как повышение доходности стало сигналом и возросшем риске владения французскими облигациями. Однако, 1 декабря 2011 г. уровень доходности облигаций Франции упал и стране удалось осуществить продажу государственных облигаций со средним уровнем доходности.
Следующим кандидатом на возможный дефолт рассматривали Бельгию. В 2010 г. государственный долг Бельгии составлял 100 % ВВП страны — третий по величине в еврозоне после Греции и Италии. Однако дефицит государственного бюджета в 5 % ВВП являлся относительно скромным и доходность государственных облигаций сроком на десять лет в ноябре 2010 г. составляла 3,7 %, то есть по-прежнему была ниже, чем у Ирландии (9,2 %), Португалии (7 %) и Испании (5,2 %). При этом в основном держателями государственного долга являлись гражданами Бельгии, что обезопасило страну от внешних шоков.
Другим странам, которые были уже упомянуты, таким как Португалия, Испания, Ирландия, Италия повезло меньше и падение цен государственных облигации привело к отставке правительства и формированию новых главенствующих партий в парламенте.
Также одним из главных последствия долгового кризиса стало повышение недоверия к Европейским интеграционными объединениям со стороны Великобритании, что, в дальнейшем, привело к выходу страны из Европейского союза.