Помните, как рьяно критиковали вышедший на экраны 10 лет назад "Интерстеллар" за «нарушение законов физики» в показе космоса?
А вот советскому фильму «Космический рейс» (1935 г.) не грозил разоблачительный пафос въедливых зрителей за его визионерские фантазии, потому что они были одобрены самим К. Э. Циолковским, который стал научным консультантом фильма.
Художник-постановщик «Космического рейса» Юрий Швец не раз навещал ученого в Калуге с эскизами ракеты, скафандров и другой фантастической техники. Циолковского «интересовало абсолютно все: цвет неба вокруг Луны, цвет немигающих звезд, поскольку в фильме шла речь о том, как попадает человек на планету и что делает на Луне».
По окончании работы Циолковский отметил, что конструкции, созданные художником «по всем законам механики, техники, правильны». Космос Швеца был убедителен не только как декорация, он был убедителен как проект космического будущего страны.
Юрий Павлович Швец (1902 — 1972) — советский художник кино, которого, в числе прочих художников-фантастов, можно назвать конструктором мира будущего, смелым, визуально изобретательным и убедительным в деталях. Впрочем, удавались ему не только футуристические киномиры.
Советский режиссер Александр Птушко пишет:
«Нужно было создать всю природу Лилипутии, ее архитектуру и фантастическую технику, но так, чтобы, работая самостоятельно, декорация в то же время не заслоняла собой кукольных героев. В сценах подземного завода все внимание было уделено зверообразным чудовищным машинам при работе на которых человек выглядит каким-то ничтожным придатком. В сценах же заседания парламента, где основную нагрузку несут куклы, весь парламент трактован, как ступенчатая круглая витрина».
Речь идет о новаторском для своего времени, определившем принципы и философию объемной анимации в фильме 1935 года «Новый Гулливер», художником-постановщиком и автором декораций которого стал Ю.П. Швец. Сочиненная им Лилипутия была настолько убедительна, что зритель начинал верить в ее реальность. «Новый Гулливер» был замечен Чарли Чаплиным, а в «Одноэтажной Америке» Ильф и Петров упоминают увиденный ими на Бродвее «Новый Гулливер» в американском прокате.
Платон Юрьевич Швец (1938 — 2021)
Сын художника Платон Швец также тяготел к визуальному рассказу, но избрал другую его форму, преимущественно иллюстрируя книги. Также он занимался станковой графикой и скульптурой и был профессиональным оперным исполнителем. Проводя дошкольное детство (1940-е годы) в эвакуации в Баку, они с братом имели возможность наблюдать за работой отца на Бакинской киностудии и смотрели все фильмы, выходящие в прокат.
Закончив среднюю художественную школу при Академии художеств, Платон Швец поступил в Ленинградскую консерваторию, а уже затем – в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультет книжной графики (специальность – станковая графика, годы учебы: 1956–1962, наставник — А.Ф. Пахомов). Дипломной работой стала серия эстампов к сказкам Ш. Перро с оценкой «отлично». Далее была работа в издательствах "Детская литература", "Просвещение", в журнале "Костер".
«Кинематографическая» природа его дара раскрылась полнее всего в одной из самых известных работ художника, в иллюстрациях к „Принцессе на горошине“. Это первое обращение Швеца к Андерсену. Герои почти портретны, подробности королевского быта изящно-остроумны, детали драматургически значимы. Это веселый, живой мир, в котором горошина, как индикатор аристократизма, заслуживает музеефикации.
Кстати, а откуда выкатилась эта самая горошина? В авторском предисловии к сборнику «Сказки и истории» (1863 г.) Андерсен сообщает, что слышал эту историю в детстве. Однако, согласно «Указателю сказочных сюжетов», история с горошиной не принадлежит к датской сказочной традиции. Вероятно, писатель был знаком со шведской версией «Принцессы, которая лежала на семи горошинах», где речь идет о девочке-сироте, которая узнаёт о своём происхождении от кошки, рассказавшей ей, что под её матрас положили горошину.
Тема любовных историй в ренессансных декорациях, но с ноткой иронии и светлой грусти из века 20-го продолжена художником в автолитографии «Ромео и Джульетта» (1977 г), которую можно приобрести на нашем следующем АУКЦИОНЕ.
«Любовь юнцов не в душах, а в глазах».
«Прекрасное не требует прикрас» (с) У. Шекспир
_________________________________________________________________________________________По материалам изданий:
Птушко А. Как создавался «Новый Гулливер». М., Сов. кино, 1935, № 3
Jackie Wullschläger. Hans Christian Andersen: The Life of a Storyteller. — Allen Lane, 2000
«Великолепие художественного наследия России: Нижнетагильская роспись»
С нетерпением ждем вас на нашей выставке «КРАСИВО ЖИТЬ!»
пн-сб – с 13:00 до 19:00
вс – 13:00 до 18:00
среда – выходной !
Наша галерея находится по адресу: СПб, Шпалерная, 35
Из любви к искусству присоединяйтесь к нам!
Сайт: https://www.oph-art.ru/ru/
Телеграмм: https://t.me/oph_art_gallery
ВКонтакте: https://vk.com/oph_art_gallery
YouTube: https://www.youtube.com/@OphGallery