Актуальность темы исследования. Добровольчество, миссионерство является направлением общественной деятельности, традиционно привлекающим к себе людей неравнодушных, с активной жизненной позицией. При этом само наличие у них активной жизненной позиции ставит вопрос о предпосылках такой деятельности, о принципах и субъектах координации подобных добровольческих, миссионерских движений.
Не секрет, что на современном этапе общественного развития добровольческое движение, а соответственно и миссионерское служение (деятельность) развиваются по двум концептуальным направлениям: библейскому (теистическому, соответствующему авраамической религиозности) и глобализационному (атеистическому, соответствующему религиозности неавраамической).
Библейская (авраамическая, теистическая) концепция отдает приоритет реализации онтологических (Божественных) замыслов о человеке и обществе, называемых Божественными заповедями.
Глобализационная (неавраамическая, атеистическая, виртуальная) концепция, в свою очередь, ориентируется на гуманистическую идею об абсолютности интересов якобы эволюционирующего человечества, что предполагает, в конечном счете, отрицание последним Божественных принципов мироустройства и миропонимания и замену их сиюминутными космополитическими, межнациональными, транснациональными интересами глобальной политики и экономики. Результатом подобной деятельности цивилизации, считающей ниже своего достоинства учитывать принцип сообразности человека природе как творению Бога, становится обеспокоенность общества вопросами экологии и опасностью фактического самоуничтожения человечества: как в нравственном, так и в физическом смысле. Речь идет как о демографическом кризисе, психосексуальных нарушениях личности, так и о разрушении семьи, агрессии в отношении к себе подобным в человеческом сообществе.
Таким образом, перед человеком-добровольцем, миссионером неизбежно встает выбор: на какой «добровольческий поезд» ему садиться, по каким рельсам «добровольно держать путь», а также по каким принципам жить в вагоне и купе этого поезда. Путь библейский и путь глобализационный подробно описаны в Библии, особенно в «законе благословения и проклятия», сформулированном во Второзаконии пророка Моисея и повторяющемся всеми «ранними» и «поздними», малыми и большими пророками, вплоть до новозаветных пророчеств Самого Христа Спасителя и Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова. Эти поезда и их пути расходятся, главным образом, в связи со своей конечной остановкой – в раю, или в аду.
Однако внешне принципы добровольческого делания весьма схожи. Веками и тысячелетиями миссионерским служением занимались религиозные организации (в частности, Православная Церковь), сегодня эту эстафету подхватили многочисленные общественные организации. При этом четкого сравнительного анализа концептуальной и организационной стороны миссионерской (добровольческой) деятельности в рамках библейской и глобализационной парадигм на сегодняшний день пока ещё не было проведено.
Итак, каковы концептуальные особенности добровольческой деятельности в рамках библейской и глобалистической идеологии?
Библейский подход понимает человека как образ и подобие Божье. Неудивительно, что смысл его бытия он видит в «воипостазировании» всей жизни человека Христу и Богу, что выражается в жертвенном служении подвижника-христианина (соработничестве) Богу и ближним –– в исполнении заповедей. При этом человеческое общество воспринимается как собрание «чад Божьих», призванных к спасению независимо от данных им (или не данных им изначально) талантов. Отсюда понятно распространение в христианском мире идей миссионерства, диаконического служения, благотворительности, дарительства, меценатства (ктиторства).
Глобалистический же (гуманистический) подход понимает человека не как свободную личность, ответственную перед Богом, а как индивида, зависящего от своей экзистенции (существования), и самоактуализирующегося в мире через реализацию своих природных «талантов, способностей, потенций» в обществе. Подобный подход, по мнению патриархов гуманистической идеологии (Э. Фромм, А. Маслоу и т.д.) не может не способствовать социально-кастовому разделению общества всей Земли:
1. на элиту – немногочисленную избранную часть человеческого сообщества, включающую в себя самоактуализировавшихся «успешных» личностей [1], имеющих «светскую религиозность» и духовность «пиковых переживаний», –
2. и «среднестатистических» «неудачников», в число которых входит большая часть «рядовых», «непримечательных» представителей рода человеческого, а также «кликуши и религиозные проповедники», в том числе христианские святые, отшельники, мученики, праведники.
В таком обществе спасение души, понимаемое как исполнение заповедей Божьих, заменяется эмоциональным наслаждением, спасением тела от страданий [2], а служение ближним – оккультно-магическими услугами комфортабельного или развлекательного характера [3].
Рассмотрим для примера самые важные стороны библейской и глобалистической идеологии по теме нашего доклада:
Очевидно, что главное отличие концептуальной стороны добровольческой деятельности в рамках библейской и глобалистической идеологии лежит в целеполагании, мотивации: ради кого, или ради чего совершается эта деятельность или служение. В библейской концепции служение совершается ради жертвенной любви Богу и ближним; в глобалистической идеологии «кривых зеркал» под красивыми словами, призывами и формами скрывается подмена понятий и искажение самой сути служения. Как страсть – это искаженная добродетель, так и глобалистическая идеология искажает и подменяет библейские заповеди моральными демократическими принципами, понимающимися не как имеющие безусловное онтологическое значение, а как несущие смысловую нагрузку, соответствующую идеологическим установкам представителей «самоактуализировавшейся» элиты.
Каковы, в таком случае, отличия библейской и глобалистической идеологии в практических аспектах системы организации ими добровольческой деятельности?
Таким образом, средства реализации основных принципов добровольчества в рамках библейской и глобалистической идеологии полностью совпадают в плане отсутствия внешнего принуждения организации по отношению к добровольцу, что предполагает наличие другого, идеологического стимула его послушания добровольческому движению.
С другой стороны, практические аспекты системы организации добровольческой деятельности в рамках библейской и глобалистической идеологии различаются в области отношения к возможному отсутствию вознаграждения за служение и понимания пользы обществу и людям (спасения или скрытой погибели).
Так, нестабильное материальное положение, а также моральное непризнание социумом деятельности общественной организации воспринимается в рамках глобалистической идеологии как неудача, несоответствие призванию, могущее стать поводом для расформирования добровольческого объединения. Но эти же «неудачи» в рамках библейской идеологии воспринимаются как повод к смиренному выполнению служения за счет оптимизации собственных источников пропитания и финансирования – и надежды на награду не от людей, а от Бога.
В заключение следует констатировать:
- Главное отличие концептуальной стороны добровольческой деятельности в рамках библейской и глобалистической идеологии лежит в целеполагании, мотивации: ради кого, или ради чего совершается эта деятельность или служение.
- Является ли причиной такого служения любовь к Христу и ближним, или же доверие к общественным лидерам, честолюбие и т.д. – легко узнается «по плодам» деятельности, а еще легче – по реакции «добровольцев» на неудачу в их деятельности.
Опираясь на полученные данные, можно утверждать, что:
- несмотря на внешнюю схожесть принципов добровольческого делания в рамках библейской и глобалистической идеологии, в их проявлении есть существенные различия, позволяющие отличить миссионерство от светского добровольчества.
- миссионерство утверждается лишь за счет культивирования традиции (предания). Это означает, что бесперспективно «выдергивать» добровольцев в общественные и религиозные организации из традиционных семей. В таком случае у семей отнимается людской ресурс для развития собственной экономики, а экономика самих миссионерских обществ с точки зрения финансовой прибыли для «добровольца» весьма сомнительна. Гораздо перспективнее, с точки зрения библейской модели, стимулировать труд всех членов традиционной семьи на благо ее как малой «домашней Церкви», которая уже, в свою очередь, сама становится «общественной благотворительной организацией», отдавая милостыней десятину Церкви и народу Божьему.
- с другой стороны, вопрос, касающийся служения в церковных общественных и религиозных организациях, также имеет свое решение в библейской традиции. Церковь с апостольских времен приняла сложившуюся практику церковного служения в таких обществах вполне определенной категории лиц: бессемейных «вдовствующих» (1Тим.5,3-16) и монашествующих.
- организации, занимающиеся миссионерской, благотворительной общественной деятельностью могут сотрудничать с органами местного самоуправления, государством, другими благотворительными организациями в целях повышения эффективности служения. Однако чрезмерное увлечение решением общественных и государственных задач может привести к тому, что за внешней формой успешной организации последует утеря внутреннего духовно-нравственного православного содержания миссии.
[1] банкиров, президентов, политиков, поэтов, живописцев, композиторов, ученых и философов с мировым именем, и т.д.
[2] Болезней телесных и душевных, а также нестроений в семейной, общественной и государственной жизни.
[3] Идеология потребления в «шопингах», теле-, интернет-индустрии и т.д.
автор: Шматько Владимир Николаевич (иеромонах Никодим), доктор философии, старший научный сотрудник НГИСУ-АГиОН
Запись на онлайн курсы или индивидуальное психологическое консультирование осуществляется в свободной форме на эл. почте ngisu.rf@yandex.ru