Давным-давно на земле обитало несколько ветвей разумных гоминид, однако теперь остался один единственный вид - это мы! Эволюция или господь бог – кому как больше нравится, выбрали нас. Мы заселили всю планету от влажных экваториальных джунглей до снежных пустынь. Это большой успех!
Однако, история планеты показывает – ничто не вечно и над каждым даже самым успешным видом постоянно нависает угроза вымирания или вытеснения другим видом.
Неандертальцы (палеоантропы) – могли бы стать «первым человечеством» Они успешно выживали в довольно суровом климате полмиллиона лет, пока не произошло нечто – к чему они оказались не готовы.
Неандерталец против кроманьонца
По сути неандертальцы – коренные жители Европы, а мы все – мигранты.
Происхождение Homo heidelbergensis восходит к Гейдельбергским людям, появившимся на европейском континенте на миллион лет раньше кроманьонцев.
Миллион лет - приличный срок. Всё это время неандертальцев формировала окружающая среда. В отличии от высоких и гибких кроманьонцев, они коренасты, но шире в плечах. Туловище по форме напоминающее бочонок хорошо сохраняет тепло. А вот в жарком климате лучше быть высоким и худощавым - меньше испаряется влага. Широкая грудная клетка предполагает также объёмные лёгкие плюс широкие ноздри - ценный бонус, если вам приходится долго бежать, например, преследуя оленя.
Неандерталец выигрывает у кроманьонца и по мышечной массе – больше на 30 – 40 %. И скелет тяжелее.
Пальцы на руках и ногах такие же, как у современных людей. Неандертальцы были способны на тонкие и сложные движения пальцами, позволяющие изготавливать различные инструменты.
Известно, что масса мозга неандертальца 1400 - 1700 г. превосходит массу мозга современного человека 1300 – 1400 г. Однако, по последним данным масса не имеет прямой корреляции с интеллектом.
Правда, калорий для выживания неандертальцу требовалось больше, чем кроманьонцу. Но что-что, а пищу они добывать умели.
Если бы нам довелось увидеть неандертальского мачо на городской улице, скорее всего мы узнали бы его по характерному надглазничному валику. Надбровные дуги срослись и нависли над глазами, придавая обладателю несколько угрюмый вид. Ещё одной характерной чертой является отсутствие подбородка – внушительная челюсть сразу переходит в короткую мощную шею.
В целом следует отметить, чисто физически неандерталец не уступал кроманьонцу, тем более в условиях прохладного и сухого климата. А в Европе в те времена осадков выпадало не много, зимы были холодны, но без снега. На поросших дикими злаками равнинах паслись стада травоядных, ну и хищники процветали само собой.
Однако, постепенное исчезновение неандертальцев совпадает с появлением наших предков.
Образ жизни
Присваивающий способ хозяйства не предполагает оседлости. Неандертальцам, также как и кроманьонцам приходилось перемещаться за стадами копытных. Лишь с началом сезона непогоды они искали крышу над головой. Желательно пещеру попросторнее и чтоб водопровод поблизости. Однако, квартирный вопрос и в то время стоял остро. Хорошие пещеры всегда нарасхват. Их занимали медведи, либо другие крупные хищники. Приходилось выкуривать конкурентов, используя огонь и копьё.
Очаг устраивали ближе к выходу, который завешивали шкурами. Жили обычно небольшими группами по 20 - 30 особей. Большее количество прокормить было бы не просто. Женщины собирали и подсушивали впрок съедобные растения. Мужчины охотились.
Скорее всего, как и в прочих первобытных обществах, мужчины и женщины образовывали отдельные группы. Иерархия в мужском коллективе определялась опытом и полезными навыками. У женщин тоже имелась своя иерархия – всегда обнаруживалась самая инициативная. Она разбирала ссоры и следила за порядком.
Маленькие дети принадлежали женщинам, мальчики - подростки переходили в мужской коллектив. Взрослели маленькие неандертальцы годам к десяти. Но и жизнь пролетала быстро – лет в 30 уже старик. Кстати, старики и инвалиды тоже присутствовали в семье в соотношении не больше, чем 70/30. Естественный отбор регулировал численность группы. Но в пещере Ла-Шапель-о-Сен (Франция) обнаружены останки старого неандертальца, предположительно лет 40, который имел увечья, не позволяющие ему передвигаться без помощи соплеменников. А на эмпатии, как известно, строится цивилизация.
Обнаружены даже неандертальские захоронения, где умерший лежит в позе эмбриона - то есть уже представление о смерти, хоть это и дискуссионный вопрос. Слишком мало материала.
Тем не менее, можно говорить о том, что у неандертальцев было всё, чтобы стать первыми в Европе. Однако, кроманьонцы оказались шустрей.
В чём превосходство?
Причин несколько и все они, конечно, теоретические. Ибо, как было на самом деле можно только догадываться. И, как правило, причины работают в комплексе.
Во-первых, женщины кроманьонки могли оказаться плодовитее. Рожали больше, но и смертность детская могла быть на сколько-то процентов ниже – мамки были заботливей. Молодёжь выживала лучше. И эти самые проценты на долгосрок сыграли свою роль, при том, что популяция неандертальцев была не велика изначально. Генетического разнообразия опять же могло не хватать.
Во-вторых, предполагается, что у неандертальцев не было метательного оружия. Они практиковали загонную охоту. Животное изнуряли преследованием и убивали копьём в ближнем бою, что часто травмировало и самих охотников. Кроманьонцы же были более защищены так как часть опасной работы брало на себя летящее копьё либо дротик.
В-третьих, и это очень важно – не ясно было ли у неандертальцев абстрактное мышление? Религия, искусство, всякая параллельная реальность, которая по сути является визитной карточкой хомо сапиенс. Именно такая особенность мозга позволила нам создать то, чего нет в природе, в том числе сложные цивилизации, и как следствие: размножиться и заполнить все ниши. Да, обнаружены в неандертальской культуре костяная флейта и небольшой оттиск из камня в виде человеческого лица, но ведь это могла быть зачаточная форма. Если же кроманьонцы в этом деле опережали, то и шансы у них были больше.
Так что всё в конечном итоге сводится к человеческому потенциалу. И в целом, чтобы один вид сменился другим различия не обязательно должны быть так уж велики.
Спасибо за внимание!