Классическая живопись рококо, в частности, одного из самых ярких его представителей Франсуа Буше, всегда вызывала много вопросов и споров. При жизни художник пользовался невероятной популярностью, позже его начали критиковать за легкомысленность и фривольность. А философ Дидро даже обвинял его в потакании вкусам низких сословий.
К моменту смерти Буше стиль рококо впал в немилость как среди критиков, так и среди художников. Имя Буше быстро стало синонимом устаревшего и безнравственного образа жизни, связанного со Старым режимом. Как пишет историк искусства Дэвид Уэйкфилд, «Из всех художников французского восемнадцатого века Буше, возможно, понес наихудшую участь от рук потомков».
Поль Манц, ранний историк искусства и поборник Теодора Руссо и Эжена Делакруа, защищал Буше как истинного художника своего времени, верно представляющего своих современников, связывая его с зарождающимися принципами реализма девятнадцатого века.
Даже Жак-Луи Давид, лидер неоклассического стиля, который сменит эпоху рококо Буше, высоко его ценил, упрекая своих учеников за то, что они высмеивают покойного мастера, говоря: «Не каждый может быть Буше». И это факт.
Так что время всё расставило по своим местам – сейчас картины Буше пользуются неизменным спросом и стоят очень дорого, являясь украшением любого музейного или частного собрания.
Сегодня я хочу познакомить всех с еще несколькими работами этого большого мастера.
Каротина «Гнездо».
Сейчас трудно себе даже представить, какой популярностью пользовались пасторальные сценки во второй половине XVIII века. Правда, после Великой Французской революции их стали ругать с тем же увлечением, с каким прежде превозносили и покупали. В какой-то момент пастушки сделались в глазах радикалов чуть ли не главными символами ненавистного «старого режима». Однако во времена Буше такие пасторали мастера были очень популярны, широко воспроизводились и в виде гобеленов, и в качестве рисунков для фарфоровых сервизов. И, конечно же, с них делалось множество гравюр, ведь обладать изящными предметами быта хотелось не только аристократам, но и людям вполне простого звания. Хорошенькие, со вкусом одетые (или полураздетые) пастушки могли украшать не только королевские апартаменты, но и жилище бедной швеи. Разумеется, последней приходилось довольствоваться не шедевром мастера, а гравюрой.
Источником «пасторального вдохновения» для Буше служил чаще всего театр, где в ХVII-ХVIII веках часто ставились пасторальные пьесы с музыкой и стихами. Первые пьесы такого рода появились еще в XVI столетии - в Италии. Оттуда они и перекочевали во Францию. Здесь пасторали чаще всего приобретали форму балета или пантомимы. Известно, что Буше не раз оформлял подобные спектакли, и многие их сюжеты легли потом в основу его идиллических пастушеских сцен.
Картина «Ловцы птиц».
Отвечая на современную страсть к пасторальным сценам, изображающим любовные сельские игры, Франсуа Буше здесь выставил молодые модные пары, ловящие птиц. В 1700-х годах маленькие птицы играли важную символическую роль в ритуале ухаживания: дарение клетки с птицей от мужчины женщине означало, что она покорила его сердце. Позируя перед руинами храма Весты, молодые женщины, одетые в изысканные наряды, играют с маленькими птицами; некоторые привязывают их веревочками, а другие изящно держат их на пальцах.
«Ловцы птиц» и его «Фонтан любви» были законченными картонами или моделями для серии гобеленов, известных как «Благородные пасторали» . Иногда картоны разрезали на части и продавали отдельно. В сохранившихся гобеленах эти сцены содержат дополнительные разделы, которые теперь отсутствуют в картонах, показывая, что картины Буше изначально были еще больше.
Картина «Урок музыки».
В то время как школа барокко стремилась произвести впечатление на наблюдателя преувеличением и величием, подход рококо был гораздо более личным и причудливым – и вот здесь Буше преуспел. Стиль рококо заменил классические линии и резкость стиля барокко асимметричной и естественной иконографией, которая часто черпала вдохновение из идеализированной картины природного мира.
Не стала исключением и картина «Урок музыки». Чувственная миловидность на картине неоспорима, но это ни в коем случае не просто поверхностное очарование. Живые фигуры, безусловно, нельзя отбросить как «марионетки», поскольку в их конкретных действиях присутствует повествовательная настойчивость, намеренно и неразрывно связанная с обстановкой, в которой они происходят, что выводит их далеко за рамки «простого украшения».
Особое восхищение у ценителей искусства вызывают его колористическое решение картин и умение создать на полотне особый сияющий свет, который позднее найдет отражение в стиле импрессионистов.
Мастер никогда не говорит нам: «Посмотрите, как это правдиво». Он говорит: «Посмотрите, как это мило». Он не воспитывает нас, не внушает нам стремления к высоким целям, а лишь сожалеет о том, что жизнь так коротка. И, сожалея об этом, старается сгладить ее углы, задрапировать ее неприглядность, сделать ее хоть немного приятнее. Обман? Пусть. Но человеку не всегда нужна правда. Иногда ему нужно еще и утешение. И возможность отстраниться от тревог мира и вот так погрузиться в его красоту, как персонажи этой замечательной картины.
Картина «Рыбалка».
«Рыбалка», также известная как «Рыбалка на Леску» (так её обычно именуют французы) – это ещё одно идеализированное изображение пары и сопровождающих её девочки и ребёнка, ловящих рыбу в небольшой речке. Просто и незамысловато? Возможно. Но ведь нельзя отрицать, что красиво. Как и всё, что делал этот большой художник.
Мне кажется, что никто из художников Франции не воплотил в своих работах столь полно и многогранно главные черты стиля рококо — гедонизм (удовольствие как цель жизни), легкую фривольность, вкус к изысканной роскоши и уход от обыденного.
Да, созданный Буше мир может быть нереален, но глядя на его работы возникает ощущение, что это лучший мир, чем наш собственный.
Так что хочется в очередной раз поблагодарить художника за счастливую возможность отдохнуть от сумасшедшего темпа современной жизни и хотя бы ненадолго окунуться в мир полусказочный и очень, на мой взгляд, гармоничный и красивый.
На этом я и закончу сегодняшний рассказ. Об остальных картинах замечательного художника Франсуа Буше я расскажу в следующих публикациях. Буду надеяться, что вам понравится.
А что Вы думаете по этому поводу? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
Засим смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на некоторые предыдущие публикации о Франсуа Буше и искусстве рококо:
Блестящий живописец Франсуа Буше и его замечательные пасторали и жанровые сцены на фоне пейзажей
Блестящий живописец Франсуа Буше и его замечательные аллегорические картины
Блестящий живописец Франсуа Буше и некоронованная правительница Франции маркиза де Помпадур. Часть 3
Лучшие художники стиля рококо: золотые кисти Франции блистательного XVIII века
Великолепная эпоха рококо. Откуда этот стиль взялся и почему стал очень популярен