Найти тему

Блестящий живописец Франсуа Буше и его замечательные аллегорические картины

Коллаж из фото автора канала картин Буше.
Коллаж из фото автора канала картин Буше.

Франсуа Буше это целый мир. Без него невозможно представить французское изобразительное искусство 18 века. Его потрясающее творчество и множество гравюр, выполненных по его мотивам, снискали ему заслуженную международную репутацию. Вместе с Шарлем Жозефом Натуаром (1700-1777) и Карлом Ван Лоо (1705-1765) он был одним из главных представителей рококо, богато украшенного, красочного стиля искусства, связанного с правлением Людовика XV.

Работоспособность Буше была легендарной. Он создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п. Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты. Буше был удивительно трудолюбивым человеком. Он все стремился делать сам — от мебели до конструкций вееров, часов и карет.

Коллекционер Пьер-Жан Мариетт описал его следующим образом: «Буше родился художником; немногие превосходят его в легкости. Можно сказать, что он родился с кистью в руке». Какие верные слова!

Сегодня я хочу представить несколько аллегорических картин Буше, живопись которого меня всегда восхищала как его коллеги по живописному цеху (ни в коей мере даже не сравниваю себя с ним, это просто глупо).

Итак, некоторые аллегорические картины Франсуа Буше, которые чаще всего являются не столько самостоятельные произведения искусства, сколько панно, служащие частью украшения какого-либо интерьера.

Картина «Маленький алхимик, или Аллегория химии». 1769 год.

Фото автора.
Фото автора.

Картина является одним из элементов декоративной схемы из восьми аллегорических панно под названием «Искусство и наука». Она была написана для замка мадам де Помпадур в Креси, сейчас находится в коллекции Фрика в Нью-Йорке.

Картина очень забавная, она говорит о том, что кроме живописного дара Буше был еще и остроумным и веселым человеком, что, кстати, отмечали многие люди, знавшие его при жизни. И судя по представленному полотну это и вправду так.

Картина «Муза Эрато».

Фото автора.
Фото автора.

А это рисунок Буше.

Изображение взято из Яндекс картинок.
Изображение взято из Яндекс картинок.

Кстати, рисовальщик он был отменный, часто его рисунки были не просто набросками к будущему живописному полотну, а самостоятельными произведениями, которые всегда очень ценились.

О изображенной музе. Эрато – муза любовной поэзии, покровительница любви и брака.

Картина, изображающая эту музу, была написана Буше специально для маркизы де Помпадур в качестве парадной двери для одного из ее домов.

Первое достоверное свидетельство о происхождении картины указывает на то, что она находится в коллекции Казимира де Сипьера, которому также принадлежал мюнхенский портрет мадам де Помпадур. Сипьер был первым серьезным коллекционером работ Буше после Французской революции и внуком Жан-Клода-Франсуа Перрена де Сипьера, который купил замок д'Овилье у мадам де Помпадур в 1760 году.

Дизайн «Эрато» отличается свежестью, драпировки хрустящие, цвет кожи жемчужный и сияющий, а широкое, но богатое нанесение краски соответствует стилю работы Буше с другими авторскими дверями того периода.

Картины «Аллегория живописи» и «Аллегория музыки».

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

«Аллегория живописи» и «Аллегория музыки» были связаны друг с другом с тех пор, как они были найдены в конце девятнадцатого века. Практически одинаковые по размеру, их композиции хорошо сбалансированы, а сюжеты дополняют друг друга. На каждой картине искусство живописи и музыки олицетворено в виде красивых молодых женщин, сидящих на фоне неба на чем-то похожем на клубящиеся облака. Одна из них поворачивается спиной к зрителю, в то время как ее спутница полулежит лицом к плоскости изображения. Их волосы заколоты, чтобы подчеркнуть контуры шеи, а тела закутаны в струящиеся ткани — вряд ли это можно назвать одеждой, — которые ниспадают, открывая обнаженное плечо, ногу или грудь.

Женщины окружены атрибутами, соответствующими их искусству, и в них души не чают крылатые путти, которые вовлекают их в игривые игры. В живописи один из путти, полулежащий и держащий горящий факел, служит моделью для девушки, которая рисует его фигуру на овальном холсте. Его спутник, стоящий рядом с ним, наблюдает за происходящим, в то время как третий поддерживает полотно и высоко поднимает лавровый венок. Их коллеги в музыке выполняют аналогичные функции: один держит венок и предлагает женщине сыграть на флейте, а другой дергает за струны лиры.

На картинах изображен свободный и раскрепощенный почерк, который Буше предпочитал в последние годы своей жизни. В обеих работах художник, по-видимому, наносил краску относительно быстро, используя технику «мокрое по мокрому». Многочисленные отступы указывают на свободу, с которой художник рисовал композиции непосредственно на холсте, возможно, с минимальным подрисовыванием.

Низкие ракурсы двух картин и широкий размах кисти наводят на мысль, что они были задуманы как наддверные изображения, которые должны были располагаться высоко в декоративном плане, где их тщательный осмотр был бы невозможен. Обе композиции построены на основе ряда криволинейных форм, создавая динамичные овальные композиции, которые, должно быть, отражались в их первоначальном обрамлении.

Аллегории искусства занимают видное место в творчестве Буше и его окружения. Создавая эти две картины, он следовал стандартной формулировке, которую использовал неоднократно. Буше оставляет открытым вопрос о том, кого олицетворяет Музыка: является ли она общим олицетворением «музыки» или кем-то более конкретным, например, одной из девяти муз, мифологических спутниц Аполлона? Если это так, то она, скорее всего, Эвтерпа, муза музыки.

Фигура, олицетворяющая живопись, носит еще более общий характер. Мы даже не можем быть уверены, что Буше намеревался изобразить искусство живописи, а не рисунка, поскольку женщина изображена набрасывающей модель белым мелом. И все же она делает наброски на холсте, а ее палитра и кисти всегда под рукой. Буше, без сомнения, лучше, чем любой художник своего поколения, понимал взаимосвязь между этими двумя видами искусства.

Картины были созданы в поздний период жизни Буше, когда он был на пике своей популярности и мастерства. В 1765 году он был назначен первым советником короля и избран директором Королевской академии живописи и скульптуры (кстати, вполне заслуженно). В это время его таланты декоратора пользовались большим спросом, и его потрясающие работы пользовались огромной популярностью, так что мастер порой даже повторял мотивы.

В этих картинах мастера отмечается текучая и открытая техника, позволяющая избежать лишних деталей и сложной обработки поверхности для более быстрого достижения эффекта alla prima (разновидность живописной техники, позволяющая выполнить картину за один сеанс).

Что ж, хочется в очередной раз поблагодарить художника за счастливую возможность отдохнуть от сумасшедшего темпа современной жизни и хотя бы ненадолго окунуться в мир полусказочный и очень, на мой взгляд, гармоничный и красивый.

На этом я и закончу сегодняшний рассказ. Об остальных картинах замечательного художника Франсуа Буше я расскажу в следующих публикациях. Буду надеяться, что вам понравится.

А что Вы думаете по этому поводу? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

Засим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора.
Текст и фото автора.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на некоторые предыдущие публикации о Франсуа Буше и искусстве рококо:

Блестящий живописец Франсуа Буше и мифы о богине красоты Венере, которые он использовал для своих замечательных картин

Блестящий живописец Франсуа Буше и некоторые использованные им мифы для своих замечательных картин. Часть 4

Блестящий живописец Франсуа Буше и некоронованная правительница Франции маркиза де Помпадур. Часть 3

Лучшие художники стиля рококо: золотые кисти Франции блистательного XVIII века

Великолепная эпоха рококо. Откуда этот стиль взялся и почему стал очень популярен