Найти в Дзене

Великолепная эпоха рококо. Откуда этот стиль взялся и почему стал очень популярен

Коллаж автора на основе собственных фото.
Коллаж автора на основе собственных фото.

Не удивительно, что устав от нескончаемых проблем и тревог жизни человек иногда хочет отдохнуть и получить толику радости: нечто подобное кусочку тирамису с чашечкой хорошего кофе.

Наверное, по этой причине многим нравится галантный стиль рококо. Признаться честно – он и мне по душе. Особенно с точки зрения визуального воздействия и восприятия. А поскольку я по одному из своих образования художник, то считаю этот стиль самым воздушным и изящным стилем европейской живописи.

В общем, я большой поклонник рококо. Возможно еще и потому, что в жестком современном мире, где мало места созерцательности и тишине, тебе невольно хочется немного праздника, утонченности, грации, фантазии, легкости, веселости и легкомысленности. А еще толики элегантного флирта, капельки фривольности и немного гедонизма. А почему бы и нет? Почему бы не получать время от времени удовольствия от жизни без вреда себе и другим?

Вот этим и притягивает меня стиль рококо, в котором есть всё перечисленное выше, в котором художники стремились уловить и запечатлеть вечную молодость и красоту, в чьих изысканных и виртуозных по технике картинах персонажи как бы изящно убегают от реальности, демонстрируя зрителям всем своим существованием радостную беззаботность.

Франсуа Буше «Весна». Фото автора.
Франсуа Буше «Весна». Фото автора.

Что мы представляем себе при словах XVIII век, Франция, Версаль?.. Что вызывают в нашем воображении эти слова?.. Думается, что галантных кавалеров в париках и при шпагах, юных красавиц в пышных юбках, балы, блеск и веселье. Безусловно, все это было частью реальности того давнего уже времени, когда наступили перемены после правления ослепительного Короля-Солнце, Людовика XIV. Так получилось, что после его ухода в вечность трон занял его малолетний правнук Людовик XV. А из-за его малолетства с 1715 по 1723 года Францией управлял Регентский совет, по сути же все властные полномочия были переданы герцогу Шартрскому, Филиппу Орлеанскому, который стал регентом при малолетнем Людовике XV.

Как часто бывает в истории, время регентства привело к смене декораций. Это произошло не только в государственных делах, но и буквально проявилось в быту. Филипп Орлеанский ничего не ценил больше удовольствия, комфорта и красивых женщин — такой образ жизни и сформировал новый стиль в искусстве – жизнерадостный и немного чувственный.

Оноре Фрагонар «Поцелуй украдкой». Фото автора.
Оноре Фрагонар «Поцелуй украдкой». Фото автора.

Французский двор устал от нескончаемых пышных помпезных празднеств прошлого короля. К тому же великолепие Версаля, отразившее принципы абсолютизма, было не слишком-то комфортным. В итоге светская жизнь сосредоточилась в изящных гостиных и салонах (а не в огромных версальских залах), а в искусстве был взят курс на декоративность, утончённость, игривые формы, хрупкость, поэтическую меланхоличность, некоторую жеманность и чувственность.

В результате с уходом со сцены Людовика XIV ушли из моды грандиозная пышность придворных торжеств в стиле барокко. Да и вообще — всё величественное и всё торжественное больше перестало быть комильфо.
Регент Филипп Орлеанский, а затем и король Людовик XV предпочитали образ жизни несколько более камерный, но зато и более комфортный. Он был сосредоточен не на широкий круг придворных, а на близкий, почти интимный круг друзей-единомышленников.

И следуя вкусам короля Людовика XV, аристократия провозгласила курс на гедонизм, стала тяготеть к бегству от суровой действительности в воображаемый и идеалистический мир театральной игры. Так что стиль рококо был порождением исключительно светской культуры французской аристократии и королевского двора.

Не будем забывать, что светские люди Франции того времени – это по сути те, кому нечем было заняться в прямом смысле этого слова. Если в прошлые века у аристократов были дела, они воевали, участвовали в политике, то к XVIII веку все эти занятия исчезли, рыцарей сменили наемники, к тому же абсолютизм исключил всех из политики. И вот эта группа людей, которые не были обременены заботами о насущно хлебе, стала искать себе занятия, ведь натура человека требует деятельности. И как настоящие французы, они находили для себя занятия в бесконечных удовольствиях тела, а любовные интриги стали смыслом жизни, что, кстати, и вывело женщин в авангард придворной жизни. Ведь все эти салоны, гостиные, любовные романы - это исконная территория женщин.

Поэтому не удивительно, что философию стиля рококо определяли женщины – фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинская. А еще эта эпоха впервые позволила женщинам выйти за предела семейной жизни и заниматься тем, что им хочется, например, живописью. Вот почему эпоха рококо дала миру немало женщин-художниц, как, например, выдающаяся портретистка Элизабет Луиза Виже Лебрюн. Кстати, кроме того, что она была прекрасной художницей, но к тому же и истинной дамой своего времени – самостоятельной, красивой и элегантной. Пример этого ее автопортрет ниже.

Элизабет Луиза Виже Лебрюн «Автопортрет». Фото автора.
Элизабет Луиза Виже Лебрюн «Автопортрет». Фото автора.

В общем, эпикурейство в его новом прочтении, праздники и вечная любовь без оглядки на возраст стали синонимами стиля рококо. Можно сказать, этот стиль в какой-то степени предок современного «глянцевого гламура». Только в отличие от нынешних его последовательниц у дам XVIII века наличествовал вкус. Равно как и у их кавалеров, среди которых практически не было, если так можно выразиться, «новых русских» богачей. Так что обе половины человечества в высшем свете были в основном потомки старых дворянских родов с долгой историей, с соответствующим воспитанием, хорошими манерами и широким кругозором.

Так или иначе, это новое художественное направление прекрасно иллюстрирует вкус французского высшего общества того времени, чье кредо хорошо выразила маркиза Эмили дю Шатле: «Нам нечего делать в мире, кроме поиска приятных ощущений и чувств».

Итак, несколько слов о самом стиле и термине.

Сам термин «рококо» для обозначения стиля начали использовать только в XIX столетии. Изначально он определял вид оформления гротов и фонтанов при помощи натурального камня и ракушек. Цель такого декора – создать иллюзию природных окаменелостей. Позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты, повторяющие витые, округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним возрос. Они усложнялись и переплетались, становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями (от французского «rocaille» — дроблёный камень, декоративная раковина, ракушка). А сам стиль, построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, — соответственно, рококо. А иногда название этого стиля произносится как «рокайль» на французский манер. Чтобы не путаться оставим термин «рококо» как основной.

Кстати, многие путают этот стиль с его предшественником – барокко. И хотя рококо в какой-то степени связано со своим предшественником, даже вызрело из него и имеет с ним некие общие черты, но, все-таки, рококо – это отдельный, особенный и обособленный стиль, который существует сам по себе. И стиль этот поистине блистательный и великолепный.

А о его особенностях и отличиях от барокко мы поговорим в следующий раз.

А что вы сами думаете по этому поводу? Нравится ли вам стиль рококо? Поделитесь в комментариях, думаю, что всем будет интересно почитать.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

Засим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора.
Текст и фото автора.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.