Не удивительно, что устав от нескончаемых проблем и тревог жизни человек иногда хочет отдохнуть и получить толику радости: нечто подобное кусочку тирамису с чашечкой хорошего кофе.
Наверное, по этой причине многим нравится галантный стиль рококо. Признаться честно – он и мне по душе. Особенно с точки зрения визуального воздействия и восприятия. А поскольку я по одному из своих образования художник, то считаю этот стиль самым воздушным и изящным стилем европейской живописи.
В общем, я большой поклонник рококо. Возможно еще и потому, что в жестком современном мире, где мало места созерцательности и тишине, тебе невольно хочется немного праздника, утонченности, грации, фантазии, легкости, веселости и легкомысленности. А еще толики элегантного флирта, капельки фривольности и немного гедонизма. А почему бы и нет? Почему бы не получать время от времени удовольствия от жизни без вреда себе и другим?
Вот этим и притягивает меня стиль рококо, в котором есть всё перечисленное выше, в котором художники стремились уловить и запечатлеть вечную молодость и красоту, в чьих изысканных и виртуозных по технике картинах персонажи как бы изящно убегают от реальности, демонстрируя зрителям всем своим существованием радостную беззаботность.
Что мы представляем себе при словах XVIII век, Франция, Версаль?.. Что вызывают в нашем воображении эти слова?.. Думается, что галантных кавалеров в париках и при шпагах, юных красавиц в пышных юбках, балы, блеск и веселье. Безусловно, все это было частью реальности того давнего уже времени, когда наступили перемены после правления ослепительного Короля-Солнце, Людовика XIV. Так получилось, что после его ухода в вечность трон занял его малолетний правнук Людовик XV. А из-за его малолетства с 1715 по 1723 года Францией управлял Регентский совет, по сути же все властные полномочия были переданы герцогу Шартрскому, Филиппу Орлеанскому, который стал регентом при малолетнем Людовике XV.
Как часто бывает в истории, время регентства привело к смене декораций. Это произошло не только в государственных делах, но и буквально проявилось в быту. Филипп Орлеанский ничего не ценил больше удовольствия, комфорта и красивых женщин — такой образ жизни и сформировал новый стиль в искусстве – жизнерадостный и немного чувственный.
Французский двор устал от нескончаемых пышных помпезных празднеств прошлого короля. К тому же великолепие Версаля, отразившее принципы абсолютизма, было не слишком-то комфортным. В итоге светская жизнь сосредоточилась в изящных гостиных и салонах (а не в огромных версальских залах), а в искусстве был взят курс на декоративность, утончённость, игривые формы, хрупкость, поэтическую меланхоличность, некоторую жеманность и чувственность.
В результате с уходом со сцены Людовика XIV ушли из моды грандиозная пышность придворных торжеств в стиле барокко. Да и вообще — всё величественное и всё торжественное больше перестало быть комильфо.
Регент Филипп Орлеанский, а затем и король Людовик XV предпочитали образ жизни несколько более камерный, но зато и более комфортный. Он был сосредоточен не на широкий круг придворных, а на близкий, почти интимный круг друзей-единомышленников.
И следуя вкусам короля Людовика XV, аристократия провозгласила курс на гедонизм, стала тяготеть к бегству от суровой действительности в воображаемый и идеалистический мир театральной игры. Так что стиль рококо был порождением исключительно светской культуры французской аристократии и королевского двора.
Не будем забывать, что светские люди Франции того времени – это по сути те, кому нечем было заняться в прямом смысле этого слова. Если в прошлые века у аристократов были дела, они воевали, участвовали в политике, то к XVIII веку все эти занятия исчезли, рыцарей сменили наемники, к тому же абсолютизм исключил всех из политики. И вот эта группа людей, которые не были обременены заботами о насущно хлебе, стала искать себе занятия, ведь натура человека требует деятельности. И как настоящие французы, они находили для себя занятия в бесконечных удовольствиях тела, а любовные интриги стали смыслом жизни, что, кстати, и вывело женщин в авангард придворной жизни. Ведь все эти салоны, гостиные, любовные романы - это исконная территория женщин.
Поэтому не удивительно, что философию стиля рококо определяли женщины – фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинская. А еще эта эпоха впервые позволила женщинам выйти за предела семейной жизни и заниматься тем, что им хочется, например, живописью. Вот почему эпоха рококо дала миру немало женщин-художниц, как, например, выдающаяся портретистка Элизабет Луиза Виже Лебрюн. Кстати, кроме того, что она была прекрасной художницей, но к тому же и истинной дамой своего времени – самостоятельной, красивой и элегантной. Пример этого ее автопортрет ниже.
В общем, эпикурейство в его новом прочтении, праздники и вечная любовь без оглядки на возраст стали синонимами стиля рококо. Можно сказать, этот стиль в какой-то степени предок современного «глянцевого гламура». Только в отличие от нынешних его последовательниц у дам XVIII века наличествовал вкус. Равно как и у их кавалеров, среди которых практически не было, если так можно выразиться, «новых русских» богачей. Так что обе половины человечества в высшем свете были в основном потомки старых дворянских родов с долгой историей, с соответствующим воспитанием, хорошими манерами и широким кругозором.
Так или иначе, это новое художественное направление прекрасно иллюстрирует вкус французского высшего общества того времени, чье кредо хорошо выразила маркиза Эмили дю Шатле: «Нам нечего делать в мире, кроме поиска приятных ощущений и чувств».
Итак, несколько слов о самом стиле и термине.
Сам термин «рококо» для обозначения стиля начали использовать только в XIX столетии. Изначально он определял вид оформления гротов и фонтанов при помощи натурального камня и ракушек. Цель такого декора – создать иллюзию природных окаменелостей. Позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты, повторяющие витые, округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним возрос. Они усложнялись и переплетались, становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями (от французского «rocaille» — дроблёный камень, декоративная раковина, ракушка). А сам стиль, построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, — соответственно, рококо. А иногда название этого стиля произносится как «рокайль» на французский манер. Чтобы не путаться оставим термин «рококо» как основной.
Кстати, многие путают этот стиль с его предшественником – барокко. И хотя рококо в какой-то степени связано со своим предшественником, даже вызрело из него и имеет с ним некие общие черты, но, все-таки, рококо – это отдельный, особенный и обособленный стиль, который существует сам по себе. И стиль этот поистине блистательный и великолепный.
А о его особенностях и отличиях от барокко мы поговорим в следующий раз.
А что вы сами думаете по этому поводу? Нравится ли вам стиль рококо? Поделитесь в комментариях, думаю, что всем будет интересно почитать.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
Засим смею закончить и откланяться.