Найти тему

Блестящий живописец Франсуа Буше и некоторые использованные им мифы для своих замечательных картин. Часть 4

Коллаж из фото картин Буше автора канала.
Коллаж из фото картин Буше автора канала.

Франсуа Буше (29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) принадлежал к необычайно талантливому поколению художников, родившихся около 1700 года, которые доминировали во французской живописи на протяжении большей части XVIII века. Наследник величественной манеры искусства XVII века, Буше, тем не менее, создал стиль и ассортимент предметов, которые идеально соответствовали масштабу и утонченному вкусу двора Людовика XV (1715-1774) и его знаменитой фаворитки, маркизы де Помпадур (1721-1764).

Франсуа Буше писал портреты и пасторальные пейзажи, создавал декорации для театральных постановок и оформлял усадьбы дворян. Но настоящее удовольствие живописец получал, рассказывая об любовных похождениях мифологических героев и приключениях своих современников. Картины получались чувственными, жизнерадостными, легкими и изящными. Именно такими, каким было дворянское общество той эпохи — поверхностным, безрассудным и легкомысленным.

Яркая и жизнерадостная палитра, преобладавшая в юношеском творчестве Буше, со временем сменилась розовой и голубой пастелью. И грозные древнегреческие боги, столь характерные для стиля барокко у Буше получались спокойными и безмятежными.

Талант Буше был достаточно многогранным: он писал пейзажи, пасторали, портреты, картины на мифологические сюжеты, иллюстрации к книгам, эскизы парковых скульптур, гобеленов и театральных декораций, оформлял интерьеры дворцов. Но наибольшую популярность ему принесли именно античные сюжеты и мифы. Так что можно смело сказать, что Буше, пожалуй, наиболее известен именно своими многочисленными мифологическими картинами.

О части из них я уже рассказывал в предыдущих публикациях, сегодня же я хочу этот рассказ продолжить – уж больно эти картины хороши.

Для Франсуа Буше «искусство» означало «искусство». Он мог рисовать простые жанровые сцены и портреты, когда это было уместно, но время требовало очарования и веселья, с некоторым оттенком щекотания и фривольности. Всё это он с блеском воплотил на своих картинах, посвященных античным историям и мифам.

Итак, мифы в исполнении виртуозной кисти Франсуа Буше.

Картина «Леда и лебедь».

Фото автора.
Фото автора.

Картина Франсуа Буше, написанная маслом на холсте. В 1742 году Буше представил эту картину на выставку в Салоне. Это изысканная и деликатная картина, сразу же признанная шедевром, из-за чего Буше изготовил копию, которая в июне 1742 года была отправлена в Швецию, где и находится до сих пор. Оригинал долгое время считался утраченным, но был обнаружен и идентифицирован в 1980-х годах. Свободный стиль и мягкие контуры делают его одним из самых красивых произведений Буше.

О Леде, и о рождении Елены существует несколько древних легенд. Наиболее распространённым является сказание о том, как Зевс, пленённый красотой юной Леды, спустился к ней в образе лебедя и соблазнил ее.

Миф о Леде и лебеде был очень популярен в античном искусстве, средневековой книжной миниатюре, в живописи и пластике эпохи Возрождения и позднее. Буше представил эту тему с безошибочным живописным инстинктом, явно менее озабоченным сохранением оригинальной истории. Нигде в различных рассказах о том, как Юпитер соблазнил Леду, приняв облик лебедя, нет упоминания о второй женщине, столь же прекрасной, как сама Леда. И добавив вторую женскую фигуру, Буше создал роскошную пирамиду из плоти и роскошных одежд, эротические подтексты которой смягчены пасторальной обстановкой. Действительно, лебедь больше похож на домашнее животное, чем на бога, который собирается овладеть Ледой.

И как тут не вспомнить слова великого поэта…

«И вот пернатых царь из-под склоненной ивы,
Расправя крылья горделивы,
К красавице плывет — веселья полна грудь...»

А.С. Пушкин («Леда», 1814 год).

Картина «Похищение Европы». Собрание Уоллес, Лондон. 1732-1734 гг.

Фото автора.
Фото автора.

В «Метаморфозах» Овидия рассказывается о похищении Европы Юпитером, переодетым быком. Очарованная добродушием быка, Европа забралась ему на спину, после чего он унес ее в волны и остановился только на Крите, чтобы овладеть ею. В этой картине Буше концентрируется на романтических аспектах сцены, избегая любых упоминаний о бурной развязке сюжета. Картина с обилием цветов представляет запах в серии из пяти монументальных полотен, символизирующих чувства. Полотна, написанные бесплатно для адвоката Дерба, произвели большое впечатление на современников, закрепив за художником репутацию одного из ведущих художников-декораторов Парижа XVIII века.

Большой мастер живописи, Буше любил не только использование нескольких определенных цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Художник то прибегал к обильным лессировкам, придавая живописи вид миниатюры или фарфоровой поверхности, то писал свободными жидкими мазками, подражая манере Тьеполо, а в палитре – колориту венецианских мастеров.

Франсуа Буше был интерпретатором многих художественных манер, ощущая творческую свободу и как подлинный виртуоз живописи начала и середины XVIII столетия воплотил в этой картине практически всё, что умел. А умел он очень много, что хорошо видно, если как следует приглядеться к этому полотну, которое представляет собой безупречную работу мастера, находящегося в самом расцвете своей славы. Картина отличается потрясающей динамичностью действия и эффектностью композиции. Цветовая палитра произведения решена в мягких розовато-золотистых тонах, типичных для данного жанра живописи и для художественной манеры этого большого мастера.

Мы видим, как златокудрая Европа окруженная толпой подруг, смеясь, присела на спину лежащего быка. Забавляющиеся, беспечные и веселые девы украшают гирляндами смирное животное, не подозревая, что через несколько мгновений бык унесет Европу по морским волнам на далекий остров Крит.

А аллегорией любви и страсти на этой картине можно считать изображение шаловливых амуров, не только внимательно следящих за происходящим, но и активно участвующих в любовной истории. Кажется стрела, выпущенная одним из розовощеких амуров, достигла своей цели, и шутники с увлечением следят за происходящими по их вине событиями.

Картина «Похищение Европы». Собрание Уоллеса, Лондон. 1747 год.

Фото автора.
Фото автора.

Это еще одна картина художника на предыдущий сюжет, но написанная десятью годами позже. И столь же совершенная по композиции и колориту.

Картина «Вакханки». Музей искусств, Сан-Франциско. Около 1745 года.

Фото автора.
Фото автора.

На картине изображены две нимфы, возможно, две вакханки, играющие на музыкальных инструментах на фоне идиллического пейзажа. Это полотно является прекрасным примером работ Буше, который очень любил озорные пасторальные сцены, ставшие визитной карточкой его творчества и, в конечном счете, всего периода рококо.

Можно заметить, что прекрасные юные женщины сидят на фоне пейзажа и играют на музыкальных инструментах, а у их ног лежат виноград и серебряная посуда. Связь между музыкой и виноградом наводит на мысль о вакханалии, празднике в честь бога Бахуса.

Увы, эта традиция воспевания легкости, изящества и красоты, ставшая иллюстрацией беззаботного аристократического мира времен Людовика XV, умерла вместе с Французской революцией и больше никогда не возрождалась. И я бы сказал, к великому сожалению…

А что касается Франсуа Буше, то надо отдать ему должное – он никогда не отступал от своего собственного стиля. Его живопись не имеет подтекста. Он принял восемнадцатый век таким, каким он его нашёл, и дал своей работодательнице, мадам де Помпадур, именно ту марку игривого эротизма, тонко замаскированного под классическую мифологию, которую она хотела. Как декоратор будуаров Буше просто великолепен. Он, как мало кто до него и после него мог быть легкомысленным, не будучи банальным, элегантным, не будучи поверхностным, шаловливым, не будучи вульгарным и сальным.

Французские авторы, известные как «братья Гонкуры», однажды отозвались о Буше следующим образом: «Буше — один из тех людей, которые выражают, олицетворяют и воплощают вкус века». И это действительно так.

Остроумно решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные, струящиеся ритмы — все это делает Франсуа Буше непревзойденным мастером живописи, одним из самых мной любимых художников. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.

Так что хочется в очередной раз поблагодарить художника за счастливую возможность отдохнуть от сумасшедшего темпа современной жизни и хотя бы ненадолго окунуться в мир полусказочный и очень, на мой взгляд, гармоничный и красивый.

Что ж, на этом я и закончу сегодняшний рассказ. А об остальных картинах замечательного художника Франсуа Буше я расскажу в следующих публикациях. Буду надеяться, что вам понравится.

А что Вы думаете по этому поводу? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

Засим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора.
Текст и фото автора.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на некоторые предыдущие публикации о Франсуа Буше и искусстве рококо:

Блестящий живописец Франсуа Буше и некоторые использованные им мифы для своих замечательных картин. Часть 3

Блестящий живописец Франсуа Буше и некоронованная правительница Франции маркиза де Помпадур. Часть 3

Блестящий живописец Франсуа Буше и некоронованная правительница Франции маркиза де Помпадур (развенчание мифов). Часть 2

Блестящий живописец Франсуа Буше, самый знаменитый французский мастер XVIII века и «первый художник короля». Часть 1

Лучшие художники стиля рококо: золотые кисти Франции блистательного XVIII века

Два чудесных стиля: барокко, рококо. В чем-то они близко, а в чем-то далеко. Хотите узнать об их сути, сходстве и различиях?

Великолепная эпоха рококо. Откуда этот стиль взялся и почему стал очень популярен