Найти в Дзене

Как подать жалобу на поликлинику или врача в 2024 году?

Оглавление

Всё чаще можно услышать истории о том, как врачи не оказывают помощь или делают ошибки. Поход в поликлинику превращается в настоящее испытание. В этой статье я поделюсь своими рекомендациями, как действовать, если вам пришлось долго ждать в очереди к узкому специалисту, врач нагрубил или направил вас на платное обследование.

Основные причины жалоб на медработников и медучреждения

Каждый гражданин России имеет право на бесплатное лечение по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). Минимальный перечень медицинских услуг, которые можно получить по полису, указан в федеральной базовой программе ОМС. Однако субъекты могут включать в территориальную программу дополнительные региональные услуги. При этом медицинское учреждение не может предоставить меньше базового набора услуг.

Одна из частых причин недовольства граждан — отказ врача принять пациента. Обычно это происходит, когда у человека полис ОМС из другого региона. Но по полису ОМС лечение должны предоставлять в каждой государственной больнице, независимо от места проживания.

Например, если вы переехали в Подмосковье из Краснодарского края, то рекомендую переоформить полис ОМС. Однако даже по старому полису вам окажут минимальный набор услуг, поскольку право на медицинскую помощь сохраняется при переезде.

Экстренная помощь оказывается бесплатно, даже если у вас нет полиса. Она может потребоваться в случае обострения хронического заболевания, острого заболевания или любого недуга, угрожающего жизни.

Ещё одна причина жалоб — несоблюдение сроков оказания медицинской помощи. Если вы ждете дольше положенного, то медика или больницу можно привлечь к ответственности. Давайте подробнее рассмотрим максимальные сроки для разных видов медицинской помощи:

* **Скорая помощь.** Она требуется неотложно, особенно при авариях и травмах. Бригада скорой должна приехать в течение 20 минут. В некоторых регионах это время может быть увеличено по разным причинам, например, из-за климатических условий. Информацию о времени доезда скорой можно получить в региональном министерстве здравоохранения, она должна быть закреплена нормативным актом.

* **Первичная медико-санитарная помощь.** Её оказывает средний медицинский персонал, например, перевязки, промывание желудка, обработка швов и ран. Она считается неотложной и должна оказываться в течение двух часов с момента обращения пациента.

* **Врачи общей практики, терапевты и педиатры.** Они обязаны осмотреть пациента, поставить диагноз и назначить план лечения в течение суток с момента обращения.

* **Врачи узкого профиля.** К ним относятся хирурги, неврологи, кардиологи и другие специалисты. Срок ожидания приёма — не более 14 дней. При подозрении на онкологию время ожидания сокращается до трёх рабочих дней.

* **Лабораторные и инструментальные исследования.** На проведение МРТ, КТ, УЗИ и анализов отводится 14 дней с момента их назначения пациенту. При онкологических заболеваниях — 7 рабочих дней.

* **Специализированная медицинская помощь в стационаре.** Она оказывается в течение 14 рабочих дней, а при подозрении на рак — в течение 7 дней.

* **Высокотехнологичные методики лечения.** Для них установлены свои сроки. Например, время ожидания ЭКО может составлять 60 суток.

Третья причина жалоб — нарушение врачебной тайны. Врач не имеет права разглашать сведения, полученные при обследовании и лечении пациента. Даже если терапевт ведёт приём с приоткрытой дверью или при другом пациенте, это является нарушением. Доктор может рассказывать истории из практики без указания фамилий, имён и диагнозов. Хранить тайну обязаны все медицинские работники.

Следующая причина — хамство. Врачи клянутся заботиться о здоровье пациентов — это требование законодательства (ст. 71 323-ФЗ).

Ещё одна частая причина жалоб — навязывание платных услуг. Например, вы пришли на приём к терапевту и вам также нужен осмотр гинеколога, которого в поликлинике нет. Доктор направляет вас в платную клинику или отделение. Это незаконно. Он обязан дать бесплатное направление по ОМС в другое медучреждение, где есть такой специалист.

Врачебной халатностью называют ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, что может привести к негативным последствиям (статья 293 УК РФ). Однако обычных врачей за такие проступки не судят, ответственность лежит на административном персонале.

Самое серьёзное нарушение, которое может совершить медицинский работник — это врачебная ошибка. Законодательно это понятие не закреплено, но для понимания под ним обычно понимают некачественное оказание услуг, которое может привести к серьёзным, а иногда и необратимым последствиям.

Критерии оказания качественной медицинской помощи перечислены в пункте 21 части 1 статьи 2 323-ФЗ:

* своевременная реакция специалиста;

* верно выбранная тактика лечения, диагностики и реабилитации;

* достижение запланированного результата.

Отсутствие хотя бы одного из этих критериев свидетельствует о врачебной ошибке. Доказать такой проступок врача достаточно сложно, для этого может потребоваться судебно-медицинская экспертиза.

Основания для подачи жалобы

Теперь давайте подведем итог. Вот перечень оснований, по которым можно подать жалобу на врача:

* Несвоевременное оказание медицинской помощи.

* Врачебная ошибка, например, неправильная постановка диагноза или выбор тактики лечения.

* Отказ в приеме или осмотре пациента.

* Халатность в работе.

* Разглашение сведений, которые составляют врачебную тайну.

* Грубость и неуважение к пациентам.

Куда можно подать жалобу

Куда обращаться с жалобами на врачей

Главный врач

Вы можете обратиться к главному врачу медицинского учреждения, если столкнулись с проблемой, требующей оперативного решения. Вот как он рассматривает жалобы:

* Стандартный срок — 30 дней.

* В исключительных случаях, когда для проверки обстоятельств необходимо запросить документы из другой больницы, — 60 дней.

* Если вы требуете возмещения ущерба, например, если вам отказали в проведении УЗИ и пришлось проходить обследование платно, — 10 дней.

Вы можете обратиться к главному врачу с любой проблемой, которая требует быстрого решения.

Страховая компания

Если вы столкнулись с трудностями при записи к врачу, вам оказали некачественную медицинскую услугу или доктор отказался выдать направление к другому специалисту, вы можете обратиться в страховую компанию. Вот несколько причин для этого:

* Невозможность записаться на прием к врачу.

* Некачественное оказание медицинских услуг.

* Отказ врача в выдаче направления к другому специалисту.

Вы можете обратиться в страховую компанию лично, по телефону, почте или через сайт.

Росздравнадзор и министерство здравоохранения

Если вы недовольны работой Росздравнадзора, вы можете обратиться в министерство здравоохранения. Вот несколько способов сделать это:

* Через электронную приемную.

* Лично.

* По горячей линии регионов.

Полиция, прокуратура, суд

Если вы считаете, что здоровье пострадало из-за действий врача, и хотите привлечь его к ответственности, включая штраф, лишение права работать или даже лишение свободы, вы можете обратиться в правоохранительные органы. Они проведут проверку и, если найдут основания, возбудят административное или уголовное дело.

Чтобы получить компенсации и вернуть деньги, вам нужно будет составить иск в суд. Для этого лучше воспользоваться услугами юриста.

Документы прилагаемые к жалобе

Прежде всего, давайте разберемся, как правильно составить жалобу. В документе необходимо указать следующую информацию:

1. **Шапка документа**: Укажите наименование и адрес органа или страховой компании, в которую направляется жалоба. Если претензия адресована врачу, также следует указать его ФИО. Ниже укажите ваши ФИО, почтовый адрес, телефон и электронную почту.

2. **Основная часть**: Подробно опишите суть проблемы: обстоятельства произошедшего, как именно врач нарушил ваши права и к каким последствиям привели его действия. Избегайте эмоциональных высказываний и оскорблений, сосредоточьтесь на фактах. Упомяните, какие законодательные нормы были нарушены доктором.

3. **Требования**: Попросите разобраться в ситуации и принять меры в соответствии с законом.

4. **Дата и подпись**: Поставьте дату и подпись.

К жалобе рекомендуется приложить следующие документы:

1. Аудио- и видеозаписи. Они помогут подтвердить факт хамства или вымогательства.

2. Выписка из медицинской карты или история болезни, заверенная больницей.

3. Рецепты на лекарства. Они подтвердят, что лечение было назначено неправильно.

4. Чеки. Эти документы свидетельствуют о получении платных услуг.

5. Иные документы, которые имеют отношение к делу.

Как написать жалобу на госуслугах?

Как подать жалобу

Чтобы подать жалобу, выполните следующие шаги:

1. Перейдите на Единый портал и найдите раздел «Досудебное обжалование». Вас автоматически перенаправит на электронную форму для заполнения.

2. Укажите дату и тему обращения.

3. Выберите из списка организацию, к которой будет направлена жалоба, или введите ее вручную, если ее нет в списке.

4. Подробно опишите вашу ситуацию и приложите подтверждающие документы.

5. В разделе «Цель обращения» укажите свои требования.

6. Выберите удобный способ получения обратной связи.

7. Обратите внимание, что срок обработки вашей заявки составляет 15 дней.

Как правильно написать жалобу в Минздрав?

Обращение составляется в свободной форме, однако важно четко изложить суть конфликта и подкрепить свои доводы документально. Предлагаем вам следующую пошаговую инструкцию:

1. **Шапка**. В правом верхнем углу листа А4 укажите полное наименование органа, фамилию и инициалы уполномоченного лица, а также адрес ведомства.

2. **Ваши данные**. Далее внесите свои ФИО, адрес проживания, контактные данные и дату рождения.

3. **Основная часть**. В этой части изложите обстоятельства конфликта, укажите должность и ФИО медицинского работника, который допустил нарушения, а также перечислите нормы закона, которые были нарушены.

4. **Просительная часть**. Сформулируйте конкретные требования, например, провести проверку, вернуть деньги и т. д.

5. **Приложения**. Прикрепите к обращению необходимые документы, которые подтверждают вашу позицию.

6. **Подпись и дата**. Подпишите жалобу и поставьте дату ее составления.

Форма документа и образцы жалоб в министерство здравоохранения

Для вашего удобства мы подготовили образцы жалоб, которые могут пригодиться в различных ситуациях:

* отказ в экстренной медицинской помощи;

* причинение вреда здоровью;

* грубость со стороны врача;

* разглашение врачебной тайны;

* жалоба на врача;

* отказ в предоставлении медицинской информации.

Если у вас возникли сложности с составлением обращения, рекомендуем обратиться за юридической помощью.

Сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения обращения составляет 30 рабочих дней. В особых случаях этот срок может быть увеличен до 60 суток. Эти временные рамки касаются не только страховой компании, Министерства здравоохранения, Росздравнадзора, но и руководства больницы. Однако главный врач обязан рассмотреть требование об оплате ущерба в течение 10 дней.

Можно ли подать иск в суд на врача и когда?

Если ваши жалобы, направленные главврачу, Росздравнадзору и Минздраву, остались без ответа, стоит обратиться в суд с исковым заявлением. Также иск следует подавать, если вы хотите взыскать материальный и моральный ущерб. Однако для правильного оформления этого документа лучше всего обратиться к юристу.

Исковое заявление необходимо составить в нескольких экземплярах, по одному для каждого участника конфликта. Вот информация, которая должна быть включена в иск:

- Наименование суда и его адрес;

- Сведения об истце и ответчике;

- Обстоятельства спора;

- Ссылки на соответствующие нормы закона;

- Требования истца;

- Стоимость иска;

- Дата и подпись.

Обязательно подтвердите факт досудебного урегулирования конфликта, приложив копии ранее направленных жалоб.

Как могут наказать врача или медучреждение

Если факт нарушения прав пациента будет доказан, медицинское учреждение обязано будет удовлетворить его требования. В таких случаях к больнице или поликлинике применяются санкции в виде штрафа.

Наказание врача за нарушение сроков оказания медицинской помощи зависит от тяжести последствий. Если врач регулярно опаздывает на работу, ему могут вынести выговор или даже уволить. Например, если невролог начал прием на 15 минут позже положенного срока, главный врач может ограничиться замечанием.

Однако, если в результате действий медика пострадало здоровье пациента, он может понести уголовную ответственность. Например, если терапевт принял пациента позже положенного срока, и это привело к инвалидности, это может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

За разглашение врачебной тайны предусмотрен выговор, штраф до 10 тысяч рублей или арест на срок до двух лет (статья 137 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Хамоватого терапевта можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а если он перейдет на оскорбления, то и к административной (статья 5.61 КоАП РФ). С помощью юриста можно попробовать взыскать компенсацию морального вреда, но, как показывает практика, сумма компенсации обычно невелика.

За навязывание платных услуг предусмотрены различные меры: замечание, выговор или увольнение. Наказание будет зависеть от тяжести последствий.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!

Доктор Слон — интернет-магазин товаров для гигиены и ухода за полостью рта
- Интернет-аптека «Алоэ»
zallj.com