Найти в Дзене

Рост пошлин на аренду недвижимости: что ждёт бизнес в 2025 году?

Оглавление

Не успели мы понять и принять рост пошлин на обращение в суд (по некоторым категориям они подросли в 10 раз), как подоспели свежие новости: увеличение госпошлин на регистрацию договоров аренды недвижимости.

Это точно повлияет на предпринимателей, работающих в арендованных помещениях. Однако реальная проблема заключается не только в повышении стоимости…

Рост как на дрожжах

С нового года пошлины на регистрацию договоров аренды в ЕГРН вырастут, причём сразу в 2 раза. Для физлиц они составят 4000 рублей, а для юридических лиц и ИП — до 44 000 рублей.

Так что если ваша компания арендует помещение, будьте готовы к тому, что теперь каждый договор будет стоить вам дороже. Причём действовать это нововведение будет, предположительно, уже с января 2025 года.

Проблема в том, что для бизнеса аренда — это не опция, а необходимость. Без офисов, складов, торговых точек многим компаниям просто не выжить. А купить помещения в собственность подчас невозможно, опять же по финансовым причинам.

И, хотя в масштабах общего бюджета суммы пошлин могут показаться небольшими, вопрос не только в деньгах. Изменения отражают общую тенденцию роста издержек на содержание арендованных объектов, и если сегодня пошлины, завтра, возможно, повысится и стоимость самих помещений.

К слову, я бы уже сейчас рекомендовала учитывать новость при долгосрочном планировании. Есть возможность оформить договор в этом году, по старым ценам? Действуйте.

Рассуждать о том, справедлив ли рост цен, можно бесконечно. Но есть куда более важный нюанс.

Качество услуг.

Да-да.

Мы же все с вами привыкли, что если услуга стала дороже, она должна стать ещё и качественнее, верно?

Росреестр: ожидания VS реальность. Мой опыт

Мой личный опыт общения с Росреестром по поводу раздела земельного участка под двумя многоквартирными домами — яркий пример того, что сервис в этой организации… специфичен.

Первый запрос, который я отправила, чтобы уточнить несколько вопросов, вернулся с ответом, который я могла бы описать как «ни о чём». Письмо, полное общих фраз, но совершенно лишённое конкретики.

Конечно, я не сдалась и отправила второй запрос. Аккуратно перечислила свои вопросы снова, напомнила, что в предыдущий раз мне ответили только на один из трёх, и то не до конца. Мне казалось, что в этот-то раз я получу что-то более внятное. Казалось — ключевое слово, ведь я вновь получила туманную формулировку.

В третий раз закинула я невод… В смысле, отправила запрос, конечно. Снова всё по кругу. Ответ был ещё более «водянистым», будто кто-то с той стороны просто терял терпение и отвечал на автомате, не вникая в суть.

Настало время для более решительных действий. Я захотела попасть на личный приём. Оказалось, могу рассчитывать только на консультацию. Позвонить мне обещали в назначенный день в интервале с 12 до 6 вечера. Да, шесть часов ожидания. Но «самый сок» не в том: когда я попыталась уточнить хотя бы номер телефона, с которого мне позвонят, чтобы не пропустить важный звонок среди кучи спама, на том конце провода мне сообщили, что это невозможно. «Ждите», — бодро отрапортовала девушка.

И я дождалась!

Наконец, раздался звонок с городского номера. Разговор длился 25 минут, и вы знаете, что самое интересное? Очень вежливо (этого не отнять) мне сказали, что у них нет полномочий отвечать на мои вопросы!

Ведь они в компетенции юридического отдела в Москве, который, внимание, не консультирует.

Единственный выход — отправить документы на рассмотрение и ждать ответа.

Занавес.

Скрытые риски для бизнеса

К чему я рассказала всю эту историю? Не для красного словца!

Одной из серьёзных проблем для бизнеса при работе с недвижимостью является приостановка или отказ в регистрации сделок. Представьте, вы планируете открыть новый офис или склад, подписаны договора, и вот на этапе регистрации всё вдруг зависает.

А ведь время — деньги, а каждая неделя задержки может стоить не только потенциальной прибыли, но и репутации. А каждая проволочка – это как засунуть свежие купюры в шредер…

-2

Основная проблема здесь заключается в том, что система работает по принципу одного окна: подаёшь документы, ждёшь 30 дней, а иногда и дольше, и только потом получаешь ответ.

Причём порой приходит... уведомление о приостановке регистрации.

Особенно сложно, когда речь идёт о нетиповых ситуациях. В таких случаях, как показывает мой опыт, никто толком не знает, что делать. Все ответы сводятся к стандартным нормам закона, которые и так известны, но не применимы в конкретном случае.

Так и начинается бюрократическая волокита. Никто не готов дать чёткие инструкции, документы отправляются на проверку в юридический отдел, но реальной помощи, как правило, ждать не приходится.

В результате такие задержки могут длиться месяцами. Тот самый пример общения с Росреестром — это реальный случай из моей практики, который случился 7 месяцев назад. В итоге мы до сих пор решаем, как получить нужные бумаги.

Да, к слову, за регистрацию недвижимости через ПИФы пошлина тоже выросла значительно. В эту тему вдаваться сейчас не буду, чтобы не растянуть статью ещё на несколько страниц. Но если работаете с ПИФами, обязательно ознакомьтесь.

И в конце статьи остаётся только понадеяться, что количество денег, уплаченных за пошлины, рано или поздно перерастёт в качество… сервиса.

Как думаете, мы скоро этого дождёмся?