Найти в Дзене
Mirapolis

Как сделать обучение сотрудников эффективным. Часть 1

Компании, занятые обучением своих сотрудников, хотят одного — повысить квалификацию персонала, чтобы увеличить прибыль. Мы подготовили подробный чек-лист с 10 шагами, которые помогут добиться этого.

Оценка ситуации

Соберите информацию от руководителей подразделений, проведите опросы и оцените персонал. Полученные данные покажут, какие компетенции нужно улучшить.

Определение цели обучения

Среди целей обучения могут быть:

  • повышение квалификации сотрудников;
  • введение в новую должность;
  • обучение новых сотрудников;
  • обучение использованию нового продукта или технологии;
  • обучение стандартам компании.

Определение целевой аудитории

Учитывайте также пол, возраст, уровень образования и профессиональной подготовки целевой аудитории. Это поможет найти правильный язык подачи, нужные формы и инструменты обучения.

Когда целевая аудитория не явная или есть несколько потенциальных потребителей курса, нужно адаптировать программу под каждую группу.

Программу обучения нужно адаптировать под каждую группу сотрудников.
Программу обучения нужно адаптировать под каждую группу сотрудников.

Выбор измеримых задач для каждого курса

Помним, хорошая задача должна быть:

  • измеримой;
  • достижимой;
  • ограниченной по времени.

Пример хорошей задачи: «новый сотрудник отдела функционального тестирования должен освоить регламент и стандарты компании за 3 месяца».

Пример плохой задачи: «адаптация новых сотрудников».

Для четкого формулирования задачи нужно знать желаемый результат. Что вы хотите получить на выходе?

Составление бюджета

Дистанционное обучение позволяет многократно использовать курсы и не тратить деньги на аренду, командировочные и тренеров. При этом с помощью дистанционного обучения можно привлекать к обучению внешних и внутренних тренеров, используя, например, очную трансляцию через вебинарную систему. В системе Mirapolis LMS она встроенная.

Выбор форматов и методов обучения

Формат обучения должен зависеть от конечной цели и аудитории. Курсы могут различаться по следующим критериям:

По вовлеченности

Активные и пассивные. В первом случае преподаватель активно взаимодействует с аудиторией, во втором — просто излагает материал.

По форме обучения

Групповое и индивидуальное.

По срокам

Длительные программы рассчитаны на полгода и более. Короткие — на несколько дней или часов.

По отрыву от производства

Некоторые форматы предполагают выезд за пределы предприятия или города.

Офлайн- или онлайн-формат

Для офлайн-обучения подходят тренинги, семинары и прочие виды группового взаимодействия. Онлайн-платформы дают простор для индивидуального подхода: для каждого сотрудника можно выбрать форму обучения — лекцию, кейс, игру, стрим.

Методы обучения также лучше выбирать в зависимости от конечной цели.

Лекция

Преподаватель информирует аудиторию. Эффективна, когда нужно донести что-то до большого количества людей. Неэффективна в качестве основного и единственного метода обучения, так как не предполагает вовлечения слушателей.

Семинар

Преподаватель контактирует с аудиторией, вовлекает ее в обсуждение. Эффективен для групп до 20–22 человек. В онлайн-обучении популярны семинары в формате стрима.

Кейсы

Практические примеры из реального бизнеса, которые разбирают со слушателями. Эффективны для практического освоения материалов курса.

Тренинги

Групповая активная форма кратковременного обучения. Эффективны для быстрого практического овладения навыками.

Модульное обучение

Деление курса на простые и сложные модули, каждый из которых решает свою мини-задачу.

Обучение в форме игры (геймификация)

Включает элементы игры для вовлечения участников: соревнования между сотрудниками, подсчет очков, рейтинги, игровая валюта, которую можно обменивать на подарки и услуги.

Мозговой штурм

Вид групповой активности, когда нужно за короткий период сгенерировать как можно больше идей, не анализируя их.

Наставничество

Одна из эффективных индивидуальных форм.

Мы рассмотрели первые ключевые шаги, которые помогут сделать корпоративное обучение эффективным. Без понимания ресурсов и целей едва ли удастся сделать курс хорошим. Но и это еще не все. О том, почему работа над образовательными программами не должна заканчиваться на их успешном запуске, читайте во второй части.