Стратегическая сессия и, как результат, качественная стратегия важны для любой компании. Она помогает:
- Выстроить приоритеты;
- Описать целевое видение;
- Создать новые идеи;
- Определить цели и задачи;
- Создать план-график;
- Настроить новые партнерства
- Сплотить команду;
- Собрать честный фидбек;
- Достичь большего;
- Усилить ценности продукта для команды.
Ранее я уже писал о стратегических сессиях и делился планом такого мероприятия. 7 лет я занимаюсь построением стратегий, и опыт работы с крупными компаниями (Банк ВТБ, ПАО Аэрофлот, Лукоил, Банк Центрофинанс, Международный стартап Travel.tech и тд) позволил выделить 8 ошибок, которые мешают реализовывать собранные стратегии. И собрать несколько рекомендаций.
Ошибка 1
Нет ресурса, мотивации для исполнения стратегии
В чем причина?
• Нет мотивации работать больше
• Непонятны зоны ответственности
• Для человека новое – это стресс
• Где ему взять еще 5-6 часов сутках?
• Не все мастера тайм-менеджмента и стресс-менеджмента
Что делать:
выделение новой команды для исполнения стратегии или критический пересмотр новых и старых проектов/процессов с имеющимися ресурсами
Ошибка 2
Решаются «не те» проблемы
В чем причина?
• Нет связи между тем, кто придумывал и теми, кто будет выполнять
• Нет связи с клиентами
• Нет связи со стейкхолдерами
• Собственник часто не погружен в операционку хотя бы чуть
• Не привлечены сторонние независимые эксперты
Что делать:
до стратсессии проводить интервью с ключевыми участниками инициативных и рабочих групп, собирать обратную связь от команд, исполнителей "в полях" и клиентов
Ошибка 3
Нет процесса для исполнения и трекинга стратегии
В чем причина?
• Описать стратегию не значит ее выполнить
• Нужны сильные организационные изменения– нужна тактика
• Не подумали про дополнительные ресурсы
• Не подумали про систему трекинга и поддержки
Что делать:
найти/создать ресурс/службу/специалиста и инструмент для отслеживания изменений и реализации новых инициатив, внедрить систематизацию анализа целей и результатов (KPI/OKR).
Ошибка 4
Неправильные ожидания от сессии
В чем причина?
• Хотеть стратегию – модно, но знать зачем она – ценно
• Стратегия– это еще и ответ на вопрос «зачем»
• Стратегия– это не планы на 3-6 месяцев
• Не думаем, что должно быть на выходе сессии
Что делать:
интервью с заказчиком стратсессии или основателем бизнеса с ипользованием золотого круга Саймона Синека или даже пирамиды Дилтса.
Ошибка 5
Не было предварительного анализа, исследования
В чем причина?
• Жесткая авторитарность
• Не желания или мыслей– поинтересоваться у сотрудников
• Не собраны рыночные тренды
• Не проводится custdev
Что делать:
проводить предварительный анализ рынка, конкурентов, трендов (трендвотчинг форсайт), сбор обратной связи от клиентов
Ошибка 6
Нет ключевых лиц, заказчиков, смежников
В чем причина?
• Не берем смежников, заказчиков и всех, кто согласует проект на сессии
• Руководство забывает, что стратегия – это больше, чем продукт, которым занимается его команда
Что делать:
«Брать стейкхолдеров на сессии– лучшее, что мы сделали в этом году», проводить открытые демо-сессии
Ошибка 7
Бегом, бегом, порисуем и пойдем работать сегодня же
В чем причина?
• «Да мы быстренько!» - сессии на 4-5 часов
• Ошибочное мнение, что стратсессия– это про веселые приседания
• Негативный опыт с ведущими
• Неправильные ожидания от сессии
• Мысль, что сессия– это хотелка собственника и его же ответственность
• Нет понимания, какие артефакты должны быть на выходе
Что делать:
аналогично как и п.4 + провести рефлексию с командой по прошлому негативному опыту и закрыть потенциальные риски, прописать ожидания для себя и ведущего
Ошибка 8
Нет смены контекста и режима работы мозга, слабая генерация идей
В чем причина?
• Нет смены контекста, ведущего, локации, целей и даже команды – что на 50% могло бы повысить креативность участников
Что делать:
для генерации новых идей – нужны новые обстоятельства, пробовать, пробовать, пробовать. Включать новые практики, добавлять неформальность (игры, соревнования, актерскую игру, МАК и тд)
Что я рекомендую для каждой сессии?
✔️Распределяем ответственность
✔️Глубокое исследование до
✔️Выстраивать процесс после
✔️Привлекать сторонних коллег
✔️Привлекать экспертов, ведущих
✔️Стратегия – это больше, чем ваша компания. Миссия – клиент – ценности цель
✔️Не используйте человеческий ресурс, а создавайте человеческий капитал