Найти тему

Отсутствие речи у ребенка. Причины

Общая информация

Ирина: - Сегодня предлагаю обсудить причины отсутствия речи у ребёнка. Виды речевых и не очень речевых нарушений, при которых дети и даже взрослые могут не говорить.

Мария: - На самом деле таких нарушений не так много, как кажется.

Ирина: - Марья Владимировна, позволю себе поспорить. Если говорить о речевых нарушениях, что их немного. Но на самом деле отсутствие речи может быть по 30 различным причинам, если не больше, потому что фактически туда будет отнесено любое, допустим, генетическое или хромосомное заболевание, которое в результате дает отсутствие речи.

Мария: - Если смотреть на это так глобально, то я согласна.

Ирина: - Вот. Поэтому первым делом исключаем у своего ребенка генетические хромосомные отклонения, которые выявляются обычно практически сразу же при рождении, а иногда еще до рождения. Дальше. Это может быть глухонемота, нарушение не речевое, хотя речь отсутствует. Это речевая глухота, извините, это не к нам, это к сурдопедагогам, сурдологам. Речь может отсутствовать при тяжелой степени умственной отсталости. Могут быть сугубо механические проблемы в конце концов. Даже не хочу обсуждать такие страшные вещи.

Генетические нарушения

Мария: - Давай по порядку о каждом нарушении. Вот с генетических. Как правило, часто родители приходят, и у них сразу вопрос: «нужно ли нам сдавать анализы на генетику?».

Ирина: - Скажем так. Если у ребенка проблема только в отсутствии речи, то, значит, генетически и хромосомно у него все в полном порядке, потому что здесь будет обратная зависимость. Если ребёнок родился с генетическим нарушением, то это врачи знают сразу же практически, потому что там полиорганные нарушения, там масса внешних проявлений. И речь фактически в таком случае беспокоит родителей в последнюю очередь, потому что в случае серьёзных хромосомных отклонений родители беспокоят биологическое выживание ребёнка. А до речи потом, может быть, дойдёт очередь.

Мария: - Да. То есть, если в роддоме ничего не говорили о генетике, о каких-то проблемах, если визуально, ни вы, ни врачи, ни логопед не видят каких-то проблем, то не нужно первым делом бежать и сдавать кипу этих анализов. В моей практике, ко мне очень часто приходили дети с кучей всевозможных анализов. Я ни разу не увидела там ничего связанного с отсутствием речи.

Ирина: - Доберемся до речевых нарушений. Хромосомные генетические исключили. Тяжеленные степени умственной отсталости исключили, потому что это тоже будет видно. Микроцефалия — это будет идиотия, там всё очень некрасиво выглядит, всё сразу понятно. Там речь будет в последнюю очередь важна. Что ещё? Какие могут быть причины?

-2

Задержка речевого развития

Мария: - Задержка речевого развития.

Ирина: - Задержка речевого развития. Я никогда в жизни не думала, что в медицине и в логопедии в том числе может быть мода. Вот лет 10 назад было модно всем неговорящим детям писать задержку речевого развития. Любой специалист, кроме логопеда, который коснулся такого ребенка, писал ЗРР или ЗПРР. Невзирая ни на что, есть ли там патологическое развитие или темповая задержка, всем писали одинаково. Пять лет назад всем начали писать моторная алалия. Новая мода появилась, пишут всем моторная алалия. Так же, без разбора, всем подряд. Не пишут ни точный тип, ни какую методику подбирать. Давайте разберемся. Значит, мы выяснили, что ребенок физиологически здоров, интеллектуально сохранен, слух и зрение на месте, но не говорит. Значит, это у нас остаются только сугубо речевые нарушения. Их всего несколько, и они все начинаются на «А».

Мария: - Про это я и говорила, что их не так много, как кажется.

Афазия

Ирина: - Их всего, на самом деле, насколько я помню, пять. Ну, начнем мы издалека. Афазия. Афазия – это чаще всего бывает у взрослых. в результате инсультов или черепно-мозговых травм. Афазия – это распад существовавшей речи. Да, бывает детская афазия. Ее нужно отличать от алалии, потому что хотя методы и приёмы будут практически одинаковые, но детская афазия корректируется намного быстрее, ввиду того что там фактически нужно восстановить имевшуюся речь. а при алалии мы мучаемся с тем, чтобы её с нуля формировать. Как отличить? Значит, афазия у ребёнка. У детей тоже бывают инсульты, представляете, я тоже такое встречала. Она бывает после трёх. Вот есть такая временная граница, что после трёх может быть афазия. Граница довольно условная. Самое главное, что речь у ребёнка уже должна была бы быть. Причём не несколько слов, как сейчас иногда приходят: «А вот он там говорил пять слов, а потом в полтора года «бам», всё пропало». Нет, это не речь, это всего лишь пять слов. Когда у ребёнка уже была речь по возрасту, как у трёхлетнего человека, и что-то случилось, речь пропала. Вот тогда мы говорим о детской афазии.

Афония

Ирина: - Так, с афазией разобрались. Дальше. Афония. Тоже довольно простая штука. При афонии человек (что ребенок, что взрослый) не может говорить по причине нарушения работы голосовых связок (складок). Порезы, параличи, удаление, узелковое образование, все что угодно. Просто нет голоса. Чтобы говорить, нам нужно, чтобы наш воздух, выходя из лёгких, проходил через движущиеся голосовые связки. Если они не двигаются, то голоса нет. Человек говорить, в принципе, как бы может, но беззвучно. То есть в голове у него всё в порядке. Письменная речь в порядке, если речь идёт о взрослом человеке. Выдать голос, выдать звучную речь у человека не получается. С этим вопросом у нас разбираются фониатры. Там все серьезно, это медицина. Хотя это довольно редкая вещь.

Мария: - Но там достаточно много видов, типов и причин, поэтому с этим нужно разбираться.

Ирина: - Да, с этим разбираются специалисты медицинского профиля. Дальше. Анартрия.

Анартрия

Мария: - Анартрия это тяжелая степень дизартрии. А дизартрия — это нарушение произношения, произносительной стороны речи.

Ирина: - Обусловленное нарушением иннервации периферического речевого аппарата. Как я всегда объясняю: в голове у нас центр управления полетом. Здесь у нас исполнительные органы, периферический речевой аппарат. Проводники, которые иннервируют это все, могут быть, а могут неправильно работать. Может быть, разрыв нерва, может быть, не к той мышце нерв подходит, все что угодно. Да, анартрия – это самая тяжелая степень дизартрии.

Мария: - Для того, чтобы увидеть анартрию, мы смотрим на рот ребенка. Он не может произнести ни одного звука. У него просто элементарно не открывается рот. Или не закрывается. Или он открывается в процессе потребления пищи, но потом, когда ты просишь ребенка что-то сделать, оно у него не получается. Губы не работают, не шевелятся.

Ирина: - Есть непроизвольные движения, но, когда просишь: «сделай так, открой рот, вытяни губы трубочкой» - не работает.

Мария: - То есть пока ребенок сам играет, где-то ползает, то что-то у него получается. А когда просишь, то не получается. Так как проблема сконцентрирована в речевом аппарате.

Ирина: - Чаще всего анартрия сочетается с тяжелыми степенями детского церебрального паралича. Поэтому в большинстве случаев диагностика не вызывает сомнений. Тяжелая форма ДЦП, тетерапарез - будет анартрия. Но иногда встречаются случаи, когда ДЦП практически незаметно, его даже неврологи не могут диагностировать. Минимум симптоматики, например: червеобразные движения пальцев, небольшая моторная неловкость, чуть-чуть что-то есть, а вот речевой аппарат полностью парализован и ничего не работает.

Мария: - Да, к сожалению, такие ситуации встречаются, и встречаются нередко. В данный момент я работаю с таким нарушением. Это очень непросто ребенку. Как бы сильно ему ни хотелось сказать, у него не получается.

Ирина: - Для ребенка это довольно сильное мучение, но чаще всего они сами пытаются, стараются что-то двигать себе, помогают логопеду изо всех сил.

Мария: - Да, прям пальчиками малыш себе помогает, чтобы произнести. Это при анартрии.

-3

Алалия

Ирина: - Следующая алалия. Три вида алалии. Моторная, сенсорная и сенсомоторная. Немного устаревшие названия. Экспрессивная, импрессивная и экспрессивно-импрессивная. Так будет лучше. Алалия это не отсутствие речи. На самом деле это патологическое развитие речи, обусловленное немного неправильной работой нейронов в коре головного мозга. Так как нарушение находится действительно в коре, - это можно починить. Проявляется в двух противоположных вещах. В случае с экспрессивной (моторной) алалией ребёнок всё-всё-всё понимает, но ничего не говорит. А в случае с импрессивной (сенсорной) алалией, ребёнок говорить может и иногда очень много говорит. Но ничегошеньки не понимает. То есть коммуникация с ним практически невозможна, потому что он не понимает, о чём его просят. Подробно об этом поговорим отдельно, потому что тема очень глобальная.

Апраксия

Мария: - И Апраксия. Апраксия находится в составе моторной алалии. Это нарушение произвольных движений, артикуляции. Ребенку тяжело произнести звуки, когда мы его просим. Именно звуки.

Ирина: - Отличие от анартрии в том, что при анартрии ребенок не может сделать произвольное движение, а при апраксии может. То есть вытяни губы трубочкой, он может. Но, как только просишь его, скажи «у», сразу «э» и ничего не работает.

Мария: - При этом когда играет, может кричать «у» и разные другие звуки, но только непроизвольно. А когда мы просим ребёночка, он не может повторить эти же звуки.

Ирина: - Второй вариант апраксии – это переключение с одного слога на другой. То есть апраксия у нас делится на кинетическую и кинестетическую. На самом деле в традициях русскоязычной логопедии апраксией фактически называется нарушение звуко-слоговой структуры слова и всегда входит в состав моторной алалии. Сколько раз не приходили дети, казалось бы, с чистейшей формой апраксии. Формируешь произношение, ребёнок переключается, слоговая структура в порядке, всё равно что-нибудь вылезет из алалии. Например, грамматика или лексика плохо усваивается.

Мария: - Давай приведём пример, как это выглядит.

Ирина: - Когда ребёнок вместо «пока» говорит тебе «кака», ты говоришь нет, скажи «пока», он отвечает «папа». Переключиться с «па» на «ка» довольно сложно. То есть этому приходится целенаправленно учить. При кинестетической форме, то есть при апраксии позы, ребёнок не может произнести даже звуки. Там формирование звуков идет.

Дифференциальная диагностика

Мария: - Давай подведем итог. На всех этих нарушениях мы остановимся еще подробнее в наших видео, в наших лекциях. Вы сможете со всем ознакомиться и все прослушать и прочитать. Самое главное, что мы хотели донести, что существует определенный ряд нарушений. И необходима грамотная дифференциальная диагностика, грамотный специалист. Вот поэтому самое главное – дифференциальная диагностика, только потом коррекция, и только потом мы занимаемся лечением ребёнка.

Ирина: - Для чего нужна дифференциальная диагностика? Для чего нужно поставить точный диагноз? Потому что каждый из этих видов речевых или неречевых нарушений будет иметь свою методику и свои методы и подходы. Нельзя лечить насморк пургеном. У нас то же самое.

Мария: - Поэтому если специалист не ставит диагноз вашему ребенку, а говорит: «ну давайте мы начнем...» Нет, так делать нельзя. Специалист сначала должен провести диагностику. Поэтому вначале диагностика и только потом мы занимаемся коррекционной работой.

Ещё больше информации на нашем канале:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Записаться на занятия онлайн к логопеду: