Основная дискуссия по поводу разумности имеющейся высокой ключевой ставки ЦБ РФ концентрируется вокруг того, как это сказывается на внутреннем рынке. И это правильно, однако внутренний рынок — поле для конкуренции не только местных игроков, но и иностранцев.
И есть важный момент: ЦБ РФ обязан был бы учесть в своей политике ставки не только внутренние факторы конкуренции, но и эффект более низких процентных уровней в большинстве зарубежных стран. Да, в Турции ставка более высокая, чем в России, но у подавляющего большинства государств она меньше. А это значит, что предприниматели из этих стран, имея доступ к менее дорогим заёмным средствам, получают финансовое преимущество при выходе на российский рынок.
Этот дисбаланс было бы неплохо как-то компенсировать на уровне государственной политики, так как иначе получается, что высокая ключевая ставка внутри РФ действует дискриминационно по отношению к отечественным предпринимателям.
И это показывает пример сегмента одежды. Дорогие кредиты как гири повисли на ногах наших предпринимателях в модной отрасли. И что мы видим: по итогу всего 2024 года иностранцы, скорее всего, будут так же активно выходить на российский рынок, как и в 2023 году, а вот отечественные предприниматели уже отстают.
Очевидно, что выходит меньше отечественных брендов, а места в ТЦ всё больше занимают иностранные игроки.
Из-за дорогих кредитов российские предприниматели всё чаще отказываются от производства внутри РФ и всё больше стремятся импортировать комплектующие и сырье для своих конечных изделий. Уменьшается локализация производства в стране, что в итоге взвинчивает цены.
Себестоимость производства внутри РФ растёт также из-за высоких арендных ставок, в том числе в местах продажи готовых товаров. Ставки же растут, так как на строителях коммерческой недвижимости сильно негативно сказывается политика ЦБ РФ: они сокращают свою операционную активность. Возникает постепенный дефицит торговых площадей.
Отдельный разговор и про то, что продажи, и не только в модной индустрии, всё больше уходят в онлайн. Отечественные маркетплейсы — это окно далеко не только для российской продукции, но и выгодные для иностранцев каналы сбыта своих товаров.
Было бы здорово, чтобы этими онлайн торговыми платформами в РФ были ясно заявлены приоритеты в поддержке именно отечественного производителя. И не только заявлены, но и конкретно реализовывались бы на практике каждый день.
Как ни парадоксально, но все известные проблемы с платежами за импорт в Россию — это и уникальное и, скорее всего, временное окно возможностей, чтобы раскрутить местное производство и предложить внутреннему рынку отечественные товары.
Когда стабильное решение по платежам во внешней торговле будет найдено, то это придаст дополнительную конкурентоспособность иностранной продукции. Конечно, никто не говорит, что импорт — это плохо, но задача, поставленная президентом РФ, по сокращению доли закупок товаров извне в пропорции к ВВП, имеет стратегически важное значение.
Конечно, лучше, когда как можно больше товаров, которые покупают россияне, производятся внутри России в должном количестве и с приемлемым качеством. Лучше, безусловно, развивать не импорт, а собственное производство, отправляя излишки продукции на экспорт.