Его величество случай… как часто он переворачивает жизнь человека! Так случилось и с художником Франсуа Буше. Не будь этого случая, был бы Буше вполне успешным живописцем, писал бы себе свои пейзажи и пасторали и наверняка снискал бы признание некоторой части ценителей изящных искусств. Но был бы лишь одним из многих хороших художников. И всё. И вовсе не потому, что имел недостаточный талант, а потому что для того, чтобы оставить свое имя на века в истории живописи одного таланта, даже незаурядного, мало. Нужен он, тот самый случай, который позволит обратить на тебя внимание.
Так что не будь этого случае – не снискал бы Франсуа Буше славу великого французского художника еще при жизни. И кстати, вполне заслуженно.
Его любили и ненавидели, перед ним преклонялись и его критиковали. Но какая разница, о чем говорят вокруг, если ты рисуешь для самого короля и декорируешь интерьеры в Версале?
Почему же его слава затмила многих способных художников того времени, коих было не мало?
Всё изменила фаворитка короля маркиза де Помпадур. В отличие от короля Людовика XV, который был недалек и ленив, она была образованна, умна и, как было принято в те времена, покровительствовала литераторам, скульпторам и художникам.
Она и стала самым важным заказчиком Буше.
Для начала хочется сказать несколько слов о ней самой и о ситуации вокруг короля Людовика XV, которого вряд ли сейчас кто-нибудь вспомнил если бы не имя маркизы де Помпадур. Мне кажется, что это надо сделать, потому что вокруг этого слишком много наносного и предвзятого. И началось, с небезызвестного цикла Михаила Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши». И этот полуругательный эпитет с легкой руки писателя с тех пор прилепился к маркизе де Помпадур, затмевая, как это часто бывает, суть.
Жанна-Антуанетта Пуассон (таково настоящее имя нашей героини) родилась 27 декабря 1721 года в Париже в семье торговца на черном рынке, который разорился и бросил семью. Впрочем, ее мать не долго была одна и вышла замуж повторно.
Девочка была очаровательна и умна. Ее отчим дал ей хорошее образование, рассчитывая удачно выдать замуж, — в те времена состоятельные мужчины всех сословий интересовались искусством и литературой и ожидали, что их жены разделят эти интересы. В 19 лет Жанна-Антуанетта вышла замуж. У пары родилось двое детей в 1741 и 1744 годах, но оба ребенка умерли еще во младенчестве.
Муж Жанны-Антуанетты был богат, а молодую красавицу влекла светская жизнь. Она стала бывать в парижских салонах и заводить полезные знакомства. В частности, начала общаться со знаменитыми интеллектуалами и философами, такими как Вольтер и Монтескье. Затем Жанна-Антуанетта открыла собственный салон.
Знакомство с королем случилось на костюмированном балу в Версале. Жанна-Антуанетта появилась полуобнаженной — в костюме богини Дианы. Король весь вечер разговаривал только с ней. Вскоре 24-летняя женщина официально развелась с мужем и поселилась во дворце. А после Жанна-Антуанетта стала официальной фавориткой правителя.
Не будем забывать, что в эпоху абсолютизма королевские браки были делом исключительно политическим. Целями таких союзов были укрепление отношений между странами и продолжение рода. О любви речи не шло, и королям было позволено иметь любовниц — из числа знатных дам. Считается, что термин «официальная фаворитка» появился в период правления французского короля Франциска I (1494–1547). В должность посвящали официально, таким образом король демонстрировал высшее доверие к конкретной женщин — «прекрасной даме». Что не мешало королю разлюбить ее и найти новую официальную фаворитку.
В июле 1745 года Жанна-Антуанетта получила дворянский титул маркизы (в иерархии он находится между герцогским и графским титулами) и поместье Помпадур.
Так появилась маркиза де Помпадур.
Людовик XV стал королем в пять лет, когда его родители и старший брат умерли от кори. Мальчик получил прозвище Возлюбленный: маленького короля-сироту обожали французы. Однако Людовик рос капризным — при дворе все потакали его прихотям. К тому же он не отличался ни трудолюбием, ни интересом к делам государства.
В 1725 году Людовик женился на дочери польского короля Марии Лещинской. Королева регулярно беременела, родила десять детей и в итоге заявила, что «больше не намерена делить с супругом ложе». Впрочем, Людовик не очень расстроился: он ни в чем не привык себе отказывать и обожал развлекаться. Жанна-Антуанетта стала его третьей по счету официальной фавориткой. Все думали, что ненадолго, но ошиблись. Отношения с королем длились без малого 20 лет. В Европе даже заключали пари – когда Людовик бросит Помпадур навсегда. Но все пари оказались проигранными.
Кстати, хорошо понимая, что ветренный король легко расстанется и с ней ради нового увлечения, Помпадур сделала так, что все, кем время от времени увлекался король, были хоть и хороши собой, но куда менее умны.
Именно одну из таких молодых, симпатичных, но глуповатых девушек и изобразил Франсуа Буше на одной из своих картин.
Картина «Светловолосая одалиска» или «Отдыхающая девушка».
Для этой картины позировала Луиза О'Мерфи (1737-1814), симпатичная дочь сапожника-ирландца. Девушка начала работать моделью, а уже вскоре стала одной из «меньших любовниц» или «Petites maîtresses» короля Людовика XV.
Знаменитый Казанова назвал ее «белоснежной лилией, прекраснейшей из всех земных созданий».
Кстати, слово «одалиска», используемое в названии картины, означает вовсе не то, что напридумывали себе европейцы.
Слово восточное, если быть совсем точным - турецкое. Происходит оно от слова «oda» – комната, кабинет. По сути своей одалиски были гаремные рабыни, которые прислуживали в помещениях женской части двора: например, матери султана или его сёстрам, и, естественно, его жёнам. То есть их статус был самым низким из всех. Обычно они даже ни разу не видели султана. Если же одалиска отличалась красотой или хорошим владением какими-нибудь искусствами, у нее был шанс стать женой султана – одной из максимум семи. И даже это еще ничего не значило - главной женой становилась та, которая умудрилась родить первенца.
Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли еще выйти замуж, а вот матери мальчиков поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана, да и то, если он этого пожелает.
Так что ничего особо романтичного в слове «одалиска» не было и нет. Так, фантазии европейцев, которые, разумеется, никогда не видели гарем султана. Традиционный гарем (от арабского «haram» — запрещенное) – это женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».
Так что всё, что изображено на картинах европейских художников и в литературных произведениях на тему востока, гарема и одалисок - это фантазии европейских выдумщиков, большинство из которых в Турции и других арабских странах вообще не были.
Но вернемся к маркизе де Помпадур и художнику Франсуа Буше.
Замечу, что при всей своей внешней привлекательности Луиза О'Мерфи (как и все остальные) так и не смогла оттеснить маркизу де Помпадур.
Так в чем же секрет такого долгого пребывания Помпадур рядом с королем? Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила не давать королю скучать. И тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная с внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля, который при этом не упускал случая на какое-то время увлечься очередной пассией, как в случае с Луизой О'Мерфи. Но когда однажды одна из таких очередных пассий намекнула, что маркиза де Помпадур уже не молода, король изрек: «Вас у меня много, а Жанна - одна!».
Кстати, жизнь ее не была безоблачной. При дворе ее сразу невзлюбили из-за недостаточно знатного происхождения. Ей даже придумали прозвище «гризетка» — так называли простолюдинок (от слова gris, «серый« — бедные девушки не могли позволить себе одежду из окрашенной ткани).
Впрочем, маркиза не обращала внимания на насмешки. Она была занята другими делами, фактически управляя страной за короля, которого мало интересовали текущие дела и политика. И маркиза начала включаться в решение государственных дел, включая внешнюю политику и дипломатию. Впрочем, весьма неудачно. Гораздо удачнее ей удавалось покровительство искусствам и науке. Она пользовалась большим уважением среди художников и интеллектуалов, выступавших за просвещенную монархию, а также нередко вступалась за них перед королем.
Такое покровительство Помпадур творческим людям нашло у них отклик, в частности многие художники охотно писали ее портреты. И, разумеется, короля.
В частности, такие портреты создал Морис-Кантен де Латур (1704-88) – один из выдающихся мастеров пастели. По свидетельству современников он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство. С этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность.
Вот портреты Людовика XV и маркизы де Помпадур кисти художника Мориса-Кантена де Латура. Сделаны они, надо сказать, мастерски.
Но вернемся к герою нашего повествования Франсуа Буше, которому, как вы теперь понимаете, приходилось доказывать свое мастерство в очень конкурентной среде, ибо в то время живопись во Франции процветала как никогда до этого.
В 1730–1740-х годах он получает заказы на росписи королевских апартаментов. Видимо, тогда же он и привлек внимание фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур, для которой он тоже выполнял росписи ее покоев. Мадам стала его поклонницей.
Кстати, маркиза была сама не обделена художественными способностями, в частности умела хорошо гравировать. А граверное дело требует острого глаза и твердой, точной руки. Это вам не разбрызгивать краску из ведра по холсту, что многие сейчас выдают за мастерство.
Известно, что Помпадур создала 52 резные камеи по рисункам Франсуа Буше. Сборник ее работ выпущен в виде книги «Серия гравюр, выгравированных мадам маркизой де Помпадур».
Вот несколько примеров этих гравюр.
По-моему, очень достойно.
Так что маркиза обладала не только немалыми политическими амбициями, сильной волей и кипучей энергией. Она была наделена также и изысканным вкусом и тонким умом. Ее вклад в развитие культуры Франции, да и Европы в целом, трудно переоценить. Широко известны влияние маркизы де Помпадур на моду того времени и ее «изобретения» в этой области. Но не только мода, но и расцвет французского рококо, называемого иногда «стилем Помпадур», и становление французского неоклассицизма, связаны с ее именем.
Что касается Буше, то свой первый королевский заказ на украшения в Версале он получил в 1735 году. И не упустил возможность доказать королевскому двору свое мастерство. К тому же Буше был необыкновенно разносторонним художником: иллюстратор, оформитель спектаклей, миниатюрист... Из-под его пера и кисти вышли картоны для шпалер, рисунки для фарфоровых фабрик...
Не удивительно, что Буше начал работать для маркизы де Помпадур, стал частым гостем в Версале, а спустя некоторое время ему даже разрешили жить и работать в Лувре, где он оборудовал себе мастерскую, в которой, кстати говоря, и умер. Прямо за работой над очередным полотном. Это ли не мечта художника?..
Франсуа Буше умел почувствовать, чего хочет маркиза. Сильнее шампанского, трюфелей и шоколада она любила только себя и хотела оставаться хотя бы на картинах ослепительно красивой, роскошной и молодой. Впрочем, это была даже не ее прихоть – такого было поветрие того времени.
Так что Буше, конечно же, соглашается сделать несколько портретов возлюбленной короля. Все они понравились и для мастера наступают золотые времена - художника завалили частными заказами: всем хотелось иметь картины любимца фаворитки короля.
Так что серия портретов маркизы де Помпадур кисти Буше, написанных между 1750 и 1759 годами, сыграла центральную роль в его стратегии.
Надо сказать, что портретов Помпадур Буше написал несколько. Были среди них и вполне проходные, если так можно выразиться. Но некоторые из них и вправду наглядно показывают – насколько большим мастером был Франсуа Буше.
Как я уже сказал, Буше писал портреты фаворитки короля не один раз. На самом раннем портрете работы Буше ей было 29 лет, на самом позднем – 38. Но при этом лица на этих портретах практически не отличаются. Это было пожелание заказчицы: она упорно не хотела стареть и запретила художнику менять ее лицо.
В других творениях Буше не был настолько однообразен, в них бушуют краски, буйствует природа, обнажаются и буйствуют тела. А вот на портретах маркизы де Помпадур все степенно, чинно и прилично. Таковы были правила того времени и пожелания заказчицы.
Первый полноценный портрет фаворитки короля Буше написал в 1750 году. Заказан он был не самой маркизой, а ее братом. Называется он «Мадам де Помпадур за туалетом».
На портрете роскошно украшенная маркиза останавливается в своем желании привести себя в порядок, переводя взгляд, чтобы обратиться к зрителю с легкой и понимающей улыбкой. Этот портрет - размышление о красоте и элегантности, поскольку каскадные розовые атласные банты поверх слоев прозрачного кружева отражают макияж на щеках женщины цвета слоновой кости, создавая эстетическую гармонию. Изящно вытянув мизинец, она поднимает покрытую румянами кисть к своему лицу, привлекая внимание зрителя к своим идеально уложенным волосам и румяным щекам. Буше передает свою модель мягкой, туманной кистью, делая ее похожей на сон и почти воздушной. После завершения последних штрихов она спокойно смотрит на зрителя, исполненная женской красотой и грацией.
Работа становится метафорой процесса рисования лица, создавая идеализированный и совершенный образ.
Картина была повреждена при транспортировке и потребовала значительного ремонта. Буше увеличил холст, создав изящную овальную форму и добавив зеркало. После начала Семилетней войны работа была подвергнута дальнейшей ретуши: тяжелую серебряную раму заменили, поскольку двор пожертвовал свое серебро на поддержку военных действий.
Но это был первый портрет маркизы де Помпадур. За ней последовали и другие, тоже интересные по замыслу и воплощению. И конечно же, мастерски сделанные.
Но о них я расскажу в следующей публикации - дабы не утомлять читателей и зрителей.
Надеюсь, что это будет интересно.
А что Вы думаете по этому поводу? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
Засим смею закончить и откланяться.
Текст и фото автора.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации:
Лучшие художники стиля рококо: золотые кисти Франции блистательного XVIII века
Великолепная эпоха рококо. Откуда этот стиль взялся и почему стал очень популярен