Найти в Дзене

Пять необычных отечественных подводных лодок, о которых вы вряд ли слышали

Оглавление

В новой статье собрал для вас пять необычных подводных лодок, созданных в нашей стране в разные годы. Они не очень известны, но каждая по-своему интересна.

«Краб»

Вы могли заметить, что в заголовке к статье подводные лодки названы отечественными, а не советскими. И это не просто так, поскольку свой рассказ начну с подводного минного заградителя «Краб», построенного в Российской империи по проекту инженера-изобретателя Михаила Петровича Налетова.

«Краб» был первой в мире специализированной подводной лодкой-минным заградителем. На борт субмарина брала до 60 мин и 4 торпед.

Подлодка вошла в состав Черноморского флота в 1915 году. За время службы дважды скрытно минировала пролив Босфор. Достоверно известно, что в результате на минах подорвалась одна турецкая канонерская лодка.

Наглядная демонстрация механизма минной постановки, который применялся на «Крабе»
Наглядная демонстрация механизма минной постановки, который применялся на «Крабе»

В конце 1916 года «Краб» встал на капитальный ремонт, в ходе которого планировали устранить ряд выявленных недостатков и заменить двигатели. Из этого ремонта подводный минный заградитель так и не вышел. В 1919 году наряду с другими субмаринами Черноморского флота «Краб» был затоплен англичанами при уходе из Крыма. В 1935 году подлодку подняли силами ЭПРОН, но ремонтировать или сохранять в качестве памятника не стали и разрезали на металл.

Проект 690 «Кефаль»

В конце 1960-х в СССР построили небольшую серию средних дизельных подводных лодок проекта 690. Хоть они и несли вооружение в виде 400-мм и 533-мм торпед, основное назначение у них было другое. Это были подлодки-мишени.

«Кефаль» в открытом море в сопровождении вертолета одной из стран НАТО
«Кефаль» в открытом море в сопровождении вертолета одной из стран НАТО

«Кефали» предназначались для испытания новых образцов вооружения, тренировки противолодочных расчетов и отработки тактик подводных, надводных и авиационных сил ПЛО.

Ни до, ни после больше никто не создавал такие специализированные подлодки-мишени. Задача перед конструкторами стояла непростая, поскольку требовалось обеспечить безопасность экипажа и сохранение работоспособности систем при попадании глубинной бомбы или торпеды.

Конечно, никто не планировал в качестве тренировки пускать по подлодке с людьми настоящие снаряженные боеприпасы: в проект закладывалась защита от инертных торпед и глубинных бомб. Они хоть и не имеют внутри взрывчатки, но обладают значительной кинетической энергий, поэтому могут нанести существенный урон подлодке-мишени.

Три «кефали» в Севастополе в 1999 году
Три «кефали» в Севастополе в 1999 году

Экипаж «Кефали» состоял из 33 человек, в том числе 6 офицеров. Максимальное водоизмещение составляло 2490 тонн.

Всего в 1967-1970 годах построили 4 подлодки, из которых две служили на ТОФ, еще по одной имелось в составе ЧФ и СФ. Все лодки списаны в 1990-х.

Проект 665

Эта подводная лодка покорила меня своим необычным внешним видом. Рубка лодки напоминает голову хомяка благодаря четырем пусковым установкам крылатых ракет П-5. Правда моряки прозвали ее несколько по-другому: лягушкой или каракатицей.

ПЛ проекта 665 не строились с нуля, а переделывались из дизельных ПЛ проекта 613 - самого массового в истории отечественного флота. Всего с 1959 по 1964 год доработкам подверглись шесть ранее выпущенных субмарин.

Крылатые ракеты П-5 были сверхзвуковыми, оснащались фугасной БЧ массой в несколько сотен килограммов, либо ядерной боевой частью мощностью в 200 килотонн. В зависимости от условий окружающей среды максимальная дальность полета П-5 составляла от 431 до 650 километров. Пуск осуществлялся только из надводного положения.

П-5
П-5

ПЛ проекта 665 были не единственными носителями П-5, но такую экстравагантную внешность получили только они.

Все подводные лодки проекта 665 выведены из состава флота еще в конце 1970-х и начале 1980-х.

Проект 907 «Тритон-1М»

Совсем маленькая субмарина всего для двоих членов экипажа. Предназначался аппарат для транспортировки боевых пловцов, а значит вариантов применения было немало: минирование кораблей и причалов противника, заброска и эвакуация разведчиков, патрулирование охраняемых акваторий портов и рейдов, обследование морского дна.

«Тритон-1М» в музее боевой и трудовой славы в Саратове
«Тритон-1М» в музее боевой и трудовой славы в Саратове

Автономность плавания "Тритона" составляла 7,5 часов, максимальная скорость 6 узлов, а предельная глубина погружения порядка 40 метров, масса - всего 3,7 тонны. В движение аппарат приводился электродвигателем. Кабина негерметична и экипаж находится в воде во время движения.

Приборная панель аппарата «Тритон-1М». Источник фото: zonwar.ru
Приборная панель аппарата «Тритон-1М». Источник фото: zonwar.ru

Всего с 1973-го по 1980-й были построены 32 таких микроподлодки. Минимум семь из них являются экспонатами различных музеев. Учитывая специфику, судьба остальных доподлинно неизвестна.

Проект 908 «Тритон-2»

И еще одна сверхмалая подводная лодка, предназначенная для транспортировки боевых пловцов. По сравнению с предыдущим отличался большими размерами, экипаж состоял уже не из двух, а шести человек, из которых двое отвечали за управление субмариной.

«Тритон-2» на транспортере и его экипаж
«Тритон-2» на транспортере и его экипаж

Кабина управления находилась в носовой части, а «десант» из водолазов-разведчиков располагался еще в одной кабине в корме. Они заполнялись забортной водой, после чего герметизировались. Это позволяло поддерживать внутри постоянное давление вне зависимости от глубины. При использовании такого решения для выхода из аппарата не требовались шлюзы для водолазов, которые невозможно вписать в габариты такого небольшого аппарата.

Схема «Тритон-2»: 1 – моторный отсек, 2 – кормовая кабина; 3 – аккумуляторы; 4 – приборный отсек; 5 – кабина экипажа; 6 – системы управления; 7 – гидроакустическая станция. Источник фото: https://topwar.ru/171876-sverhmalye-podlodki-semejstva-triton.html?ysclid=m275mbfoq1240037330
Схема «Тритон-2»: 1 – моторный отсек, 2 – кормовая кабина; 3 – аккумуляторы; 4 – приборный отсек; 5 – кабина экипажа; 6 – системы управления; 7 – гидроакустическая станция. Источник фото: https://topwar.ru/171876-sverhmalye-podlodki-semejstva-triton.html?ysclid=m275mbfoq1240037330

Для выполнения задач на борту имелись гидроакустическая станция и система навигации. Дальность плавания составляла 60 миль, максимальная скорость под водой — 5 узлов.

Первый «Тритон-2» был построен в 1972 году, после чего три года испытывался. С 1980 по 1985 год построили 12 аппаратов. Из них два находятся в российских музеях во Владивостоке и Кронштадте, часть порезана на металл. О том, сохранились ли хотя бы два-три экземпляра на вооружении, открытой информации нет.

«Тритон-2» в музее Тихоокеанского флота во Владивостоке. Источник фото:  Andshel, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
«Тритон-2» в музее Тихоокеанского флота во Владивостоке. Источник фото: Andshel, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

На этом на сегодня все. Ставьте палец вверх и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.

Также рекомендую подписаться на мой канал в Telegram. В нем я публикую анонсы всех новых статей и интересные короткие заметки.

-13

Другие мои статьи вы легко найдете, перейдя в канал, или по ссылкам ниже.