Найти в Дзене

Гордость советского флота. Пять уникальных проектов подводных лодок, созданных в СССР

Оглавление

Рад приветствовать вас на моем канале. Во времена СССР особое внимание уделялось развитию подводной составляющей Военно-Морского флота. Массово строились подлодки разного назначения, среди них были и уникальные проекты, некоторые достижения которых не удалось никому превзойти до сих пор.

В этой статье я собрал пять уникальных проектов субмарин, созданных в СССР. Возможно, что вы о них уже слышали, но я уверен, что все равно будет интересно.

Проект 661 «Анчар»

Чем уникальна: самая быстрая в истории подводная лодка, первая субмарина с титановым корпусом и крылатыми ракетами с подводным стартом

Силуэт подводной лодки проекта 661 «Анчар». Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Силуэт подводной лодки проекта 661 «Анчар». Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

Работы над совершенно новой атомной субмариной с уникальными характеристиками стартовали в 1959 году. Перед конструкторами поставили две главные задачи: обеспечение максимальной скорости подводного хода и пуска противокорабельных ракет из подводного положения (что было впервые). Благодаря совокупности этих двух особенностей планировалось достичь внезапности при атаке. Также высокая скорость требовалась, чтобы подойти поближе к цели, поскольку ракеты П-70 «Аметист» летели всего на 70 км.

Проект 661 «Анчар»
Проект 661 «Анчар»

Аналоги с надводным стартом в те годы обладали максимальной дальностью пуска в 500 км, но подводный пуск обеспечивал куда большую скрытность. В качестве материала для корпуса впервые в мировом подводном кораблестроении был выбран титан. Решение было обусловлено его антикоррозийностью, прочностью и низкой намагниченностью.

П-70 «Аметист»
П-70 «Аметист»

Всего по проекту была построена одна субмарина, в разные годы носившая тактические номера К-18, К-162 и К-222. Первые шпангоуты и обечайки прочного корпуса лодки начали изготавливать на «Севмаше» в 1962 году, а в состав Северного флота единственная представительница проекта 661 «Анчар» вошла только в 1970 году (приемный акт подписан 31 декабря 1969 года). Для тех лет это был большой срок, обусловленный проблемами с поставкой дефицитного титана, а также задержками в поставке ряда систем, в том числе ракетного вооружения (комплекс П-70 был готов только в 1968 году). Во многом из-за широкого применения в конструкции титана лодка получилась очень дорогой, за что получила прозвище «Золотая рыбка».

К-162 на испытаниях
К-162 на испытаниях

Тем не менее, уникальная субмарина не только помогла кораблестроителям освоить множество новых технологий, но и установила рекорд, не побитый до сих пор. В 1971 году во время испытаний на мерной миле К-162 смогли разогнать в подводном положении до 44,7 узла (82,8 км/ч).

За выдающуюся скорость пришлось заплатить высокой шумностью. При скорости в 35 узлов возникал гидродинамический шум, достигавший на центральном посту уровня в 100 децибел. Это очень громко.

К-222 в 1983 году
К-222 в 1983 году

Подлодка-рекордсмен прослужила до 1984 года. За это время она совершила лишь несколько боевых служб: сказались проблемы с надежностью, обычные для принципиально новых образцов техники.

В серию проект 661 не пошел из-за баснословной стоимости, недостатков систем вооружения и не самой высокой надежности. Вместо него флот получил более дешевые, менее скоростные, но куда менее шумные субмарины проекта 670 «Скат» и 671 «Ëрш».

Ну а К-222 (переименована в 1978 году) не так давно была утилизирована.

Проект 705/705К «Лира»

Чем уникальны: единственные в мире серийные подводные лодки с жидкометаллическим теплоносителем. Могли уходить от торпед при помощи высокой скорости и маневренности. Первая субмарина со спасательной капсулой для экипажа. За высокую степень автоматизации прозваны «лодками-автоматами»

Силуэт ПЛАТ проекта 705/705К «Лира». Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Силуэт ПЛАТ проекта 705/705К «Лира». Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

Еще один интересный проект, имевший сразу несколько уникальных черт. Именно «Лиры» стали единственными в истории серийными подводными лодками, получившими реакторы с жидкометаллическим теплоносителем (эвтектический сплав свинец-висмут, который поддерживается в расплавленном состоянии).

При создании проекта изначально планировалось благодаря высокой степени автоматизации сократить экипаж всего до 16 (!) человек. Для этого была создана боевая информационно-управляющая система «Аккорд», с помощью которой все управление лодкой было сосредоточено на центральном посту. В процессе создания стало ясно, что людей нужно больше, и экипаж увеличили до 32 человек. Это все равно очень мало. В случае аварии они могли покинуть субмарину на спасательной капсуле, что было реализовано впервые в мире.

ПЛАТ проекта 705 в море
ПЛАТ проекта 705 в море

Благодаря высокой подводной скорости (до 41 узла или 73 км/ч), и отличной маневренности, лодки проекта 705/705К могли не только уверенно догонять любые субмарины потенциального противника, но и на скорости уходить от торпед. То есть получился своеобразный «подводный истребитель».

Всего с 1971 по 1981 флот получил четыре подлодки проекта 705 и три подлодки проекта 705К. Первые вывели из состава флота в 1990-м, вторые — в 1996-м. Если точнее, то самую первую «Лиру» (К-64) списали еще в 1972 году после аварии на реакторе. В следующем году ее носовую часть перевезли в Ленинград для использования в качестве тренажера.

Подводная лодка Б-123 проекта 705К на СРЗ «Нерпа» в 2006 году. Источник фото: https://war-book.ru/podvodnye-lodki-proekta-705-lira/
Подводная лодка Б-123 проекта 705К на СРЗ «Нерпа» в 2006 году. Источник фото: https://war-book.ru/podvodnye-lodki-proekta-705-lira/

В сети можно найти диаметрально противоположные оценки проекта 705/705К. Одни говорят, что лодки были шумными, дорогими, сложными в обслуживании, ненадежными и неудобными для экипажа. Другие, в том числе командир последней списанной «Лиры», настаивают на уникальных характеристиках, которые бы позволили выполнить задачу и спасти экипаж в реальном бою.

Как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Проект 941 «Акула»

Самые большие подводные лодки в истории (по водоизмещению)

Силуэт ТАПКСН проекта 941. Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Силуэт ТАПКСН проекта 941. Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

Подводные лодки проекта 941 получились такими огромными не из-за чьей-то гигантомании, а по вполне объективной причине: новые твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты Р-39 получались слишком большими по высоте (16 метров). Поэтому при создании носителей пришлось подстраиваться под габариты.

Одна из подлодок проекта 941 в море
Одна из подлодок проекта 941 в море

В итоге надводное водоизмещение «Акулы» составило порядка 23 200 тонн, подводное — около 48 000 тонн*. Чтобы лучше понять масштаб, достаточно сравнить с РПКСН проекта 667БРДМ, которые строились в те же годы, но вооружались жидкостными ракетами Р-29. Их надводное и подводное водоизмещение составляло 11 740 и подводное 18 200 тонн соответственно. То есть разница в два раза.

Думаю, можно не говорить, что «Акулы» были очень дорогими в производстве и обслуживании, но несмотря на это, с 1981-го по 1989-й было построено шесть представителей проекта 941. Каждая подлодка несла по 20 ядерных ракет Р-39 дальностью до 8250 км.

Последний представитель проекта 941 в состафе флота
Последний представитель проекта 941 в состафе флота

По состоянию на 2024 год все «Акулы» выведены из состава флота. Три уже утилизированы, еще трех вскоре ждет такая же участь. На боевое дежурство лодки проекта 941 не ходили с 1990-х из-за проблем с финансированием и отсутствием боекомплекта: у Р-39 вышли гарантийные сроки, а новые Р-39УТТХ не вышли за рамки испытаний.

Узнать больше об этих величественных гигантах и их судьбе вы можете в моей большой статье по ссылке.

*В ряде источников этот показатель подвергается сомнению как завышенный.

Проект 685 «Плавник»

Чем уникальна: рекорд по глубине погружения среди боевых подводных лодок

Силуэт подводной лодки проекта 685 «Плавник». Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Силуэт подводной лодки проекта 685 «Плавник». Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

Проектирование опытной подводной лодки с повышенной глубиной погружения стартовало в конце 1960-х. На ней планировалось отработать решения, которые в будущем можно будет использовать для создания глубоководных субмарин, подходящих для серийной постройки. Тем не менее, лодка проектировалась как полноценная боевая единица с полным составом гидроакустического оборудования и вооружения. Чтобы она могла выдержать огромное давление при погружении на большую глубину, прочный и легкий корпуса были выполнены из титанового сплава.

K-278 «Комсомолец», 1 января 1986 года
K-278 «Комсомолец», 1 января 1986 года

Строительство единственного представителя проекта 685 «Плавник» началось в 1978 году. Через пять лет, в 1983-м, он войдет в состав Краснознаменного Северного флота как К-278 «Комсомолец».

Вплоть до 1987 года продлится опытная эксплуатация. В ходе нее, 4 августа 1985 года, «Комсомолец» установит абсолютный рекорд глубины погружения для боевых подводных лодок — 1027 метров. На такой глубине субмарина находится вне досягаемости от средств обнаружения и поражения противника. Для сравнения, серийные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука», строившиеся в те же годы, могли погружаться только на 400 метров.

K-278 «Комсомолец» в представлении американского художника. Иллюстрация из журнала Soviet Military Power, 1978 год
K-278 «Комсомолец» в представлении американского художника. Иллюстрация из журнала Soviet Military Power, 1978 год

Интересно, что при всплытии экипаж К-278 на глубине в 800 метров еще и отработал пуск торпед. Если точнее, выполнил прострелку торпедных аппаратов.

В 1987 году после окончания опытной эксплуатации «Комсомолец» был принят в боевой состав флота. Всего К-278 успела принять участие в трех боевых службах. К сожалению, 7 апреля 1989 года, во время возвращения из третьей службы в Норвежском море произошла авария, в результате которой погибли 42 моряка (выжили 27), а уникальная подводная лодка затонула. В ее причинах так до конца и не разобрались. Подробнее раскрывать эту очень сложную тему не буду, в сети достаточно подробных описаний того злосчастного дня.

Проект 940 «Ленок»

Чем уникальны: единственные в своем роде подлодки-спасатели

Силуэт подводной лодки проекта 940 «Ленок». Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Силуэт подводной лодки проекта 940 «Ленок». Источник изображения: Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

В 1970-е годы ВМФ СССР получил две уникальные подводные лодки проекта 940 «Ленок», не имевшие вооружения. Они предназначались для спасения моряков с терпящих бедствие подлодок, подготовки к их подъему и других подводных операций. Для этого на борту имелось все необходимое оборудование, включая водолазный комплекс и два отделяемых глубоководных аппарата.

Подлодка проекта 940 «Ленок» оказывают помощь апл проекта 627. Иллюстрация из американского журнала Soviet Military Power
Подлодка проекта 940 «Ленок» оказывают помощь апл проекта 627. Иллюстрация из американского журнала Soviet Military Power

Главным недостатком уникальных подлодок-спасателей была их дизель-электрическая силовая установка, которая существенно ограничивала время нахождения «Ленков» под водой.

Подводная лодка БС-257 проекта 940
Подводная лодка БС-257 проекта 940

Всего было построено две субмарины проекта 940: по одной на Северный и Тихоокеанский флоты (БС-257 и БС-486 «Комсомолец Узбекистана» соответственно). Обе лодки были списаны в 1990-х из-за отсутствия средств на ремонт и дальнейшую эксплуатацию.

Кстати, узнать больше об уникальных подводных спасателях вы можете из моей большой статьи. Читайте по ссылке.

На этом на сегодня все. Надеюсь, вам было интересно. Если да, то ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Другие мои материалы вы легко можете найти по ссылкам ниже, или перейдя в канал.

Флот | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен