Иногда мне кажется, что я уже слышал о всех возможных историях, связанных с трудной судьбой кораблей советского ВМФ: как «Адмирал Кузнецов» на всех парах уходил из Крыма, как недостроенный «Варяг» отправился в КНР и стал первым китайским авианосцем, как тяжелые авианесущие крейсеры превращались в казино и развлекательные центры.
Но буквально сегодня благодаря комментарию от читателя узнал о еще одном дивном случае, когда почти новый корабль отправился за границу и резко сменил профессию.
Сделано в Финляндии
Большой морской транспорт вооружений (судно-док) «Анадырь» проекта Р-756 (единственный такой) был одним из кораблей советского ВМФ, которые создавались по заказу СССР за рубежом. Судно с полным водоизмещением в 27 500 тонн было построено на верфи Вяртсиля-Марин в финском Турку меньше, чем за год: работы начались 8 октября 1987 года, ходовые испытания стартовали в сентябре следующего года, а 28 октября над кораблем был поднят флаг СССР, после чего он отправился в Лиепаю для дооборудования.
Лихтеровоз — это транспортное судно, перевозящее груз в лихтерах. Лихтера — это специальная несамоходная баржа.
Об истинном назначении «Анадыря» финским судостроителям знать было не положено: СССР заказывал доковый лихтеровоз. Вот только возить он должен был не обычные для таких судов грузы, а ракеты для атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Местом базирования должен был стать остров Русский.
Летом 1990 года «Анадырь» отправился на ТОФ через Северный морской путь. По дороге транспорт останавливался в Североморске, где размещался некоторое время на одном причале с ТАРКР «Киров».
Судно было внушительное. На борт транспорт мог брать до 10 500 тонн груза. Длина составляла 226 метров, ширина — 30 метров. Для погрузки и разгрузки судно могло погружаться на 13 метров, имелся козловой кран с грузоподъемностью 120 тонн. А еще на корабле разместили вертолетную площадку и ангар для двух Ка-27.
Само собой, постройка такого красавца обошлась недешево. В сети встречается цифра в 50 млн долларов, а ведь это по тем ценам, что были почти 40 лет назад.
К сожалению, послужить во славу ВМФ СССР «Анадырь» не успел.
А дальше случился 1991 год. Советский союз распался, страна впала в глубочайший кризис, который не мог не сказаться на флоте.
«Анадырь» меняет профессию
О том, что происходило с уникальным транспортом с 1991 по 1994 годы особо ничего не известно. Есть информация, что до 1993-го «Анадырь» базировался на Камчатке, а в 1993-1994 годах — во Владивостоке.
Затем судьба транспорта резко изменилась.
В 1994-м судно сначала сдали в аренду за 4,5 тысячи долларов в сутки, а потом продали норвежской фирме Anadir LTD за 21 млн 285 тысяч долларов. Да, с названием для своей «однодневки» покупатели сильно заморачиваться не стали.
14 июня 1994 года «Анадырь» навсегда покинул Владивосток и направился в Испанию, где был передан новым владельцам. После еще пары смен собственников бывший транспорт вооружений был переделан в плавучую нефтедобывающую платформу под названием FPSO Petrojarl Foinaven под флагом Багамских островов.
Судя по имеющейся в сети информации, в таком виде судно использовалось до 2022 года, после чего было списано.
Но это еще не все! Для переделки в плавучую нефтяную платформу использовались носовая и кормовая части «Анадыря». А среднюю (док-камеру) переделали в плавучий док, а чуть позже, в 1999 году, использовали при постройке бурового судна Pride Africa.
Оно, кстати, знаменито скандалом 2003 года, когда его экипаж из 12 русских, румына и грузина арестовали по обвинению в контрабанде нефти. Экипаж отпустят только в 2005 году, а еще до этого судовладелец с помощью новой команды, пробравшейся на борт, сумеет вывести арестованную «Гордую Африку» из порта. История, конечно, попахивает бредом, но об этом писали весьма достоверные источники. Плавучая буровая прослужит еще с десяток лет и в 2016-м будет разделана на металл.
Почему продали?
Возникает логичный вопрос: почему флот решил продать новый корабль, которому еще и шести лет не исполнилось?
Мотивы сделки в свое время объяснял контр-адмирал Юрий Кличугин, в то время руководивший вспомогательным флотом ВМФ России. Спустя 10 лет его судили за продажу «Анадыря», но за сам факт, а за снижение цены на 4,7 млн долларов (изначально договаривались на 26 млн.) и недополучение 130 тысяч долларов арендных платежей.
По словам Кличугина, содержание судна оказалось непомерно дорогим для исхудавшего в те годы бюджета флота и альтернативой продаже норвежцам была только отправка на металлолом.
Контр-адмирал утверждал, что норвежцам пришлось вложить порядка 700 тысяч долларов для приведения судна-дока в «мореходное состояние». По этой причине платить за аренду они как раз и отказались.
По поводу цены продажи бывший руководитель вспомогательного флота позднее отмечал, что независимые эксперты оценивали судно в 15-20 млн долларов, а удалось продать почти за 22. При этом по изначально оговоренной цене норвежцы соглашались брать судно только при условии его полной исправности. Кличугин заявлял позже, что скидку за продажу «Анадыря» в том виде, в каком он есть, согласовал с главкомом ВМФ.
За это спустя годы Кличугин получил 4,5 года за злоупотребление служебными полномочиями и халатность. С вердиктом суда он не согласился, утверждая, что продал норвежцам судно дороже его реальной цены. Вырученные от сделки средства в том числе пошли на вызволение судов вспомогательного флота из арестов в иностранных портах за долги. Например, именно так получилось вернуть танкер «Ижора».
Кстати, продажа «Анадыря» за 21 млн 285 тысяч долларов стала самой прибыльной в те годы для отечественного флота. Для сравнения: ТАВКР «Киев» продали всего за 1,8 млн, «Минск» — за 4,2 млн, «Новороссийск» — за 3,8 млн.
Контр-адмирал Кличугин, отслуживший на флоте 42 года, в том числе 19 лет в плавсоставе, считал, что его уголовное преследование вызвано тем, что он помешал неким другим лицам хорошо зарабатывать на распродаже флота. В прессе писали об отсутствии у офицера банковских счетов с шестью нулями и заграничной недвижимости: правоохранительные органы ничего не нашли. .
В тюрьму же бывший командующий вспомогательным флотом так и не отправился, поскольку был помилован по амнистии.
В общем, история очень мутная. И однозначно кого-то назначать виновным или оправдывать не осмелюсь.
И еще один вопрос: как новый корабль буквально за пару лет так сильно подешевел и стал требовать значительного ремонта для выхода в море.
В одном из источников встречал утверждение, что для «Анадыря» не подготовили соответствующей инфраструктуры базирования. То есть отсутствовали причалы, на которых судно могло нормально швартоваться и получать с берега энергию. Вместо этого якобы транспорт большую часть времени находился на рейде и тратил ресурс машин для обеспечения себя электричеством и другими ресурсами. Так это или нет, однозначно сказать не могу.
От себя лишь напомню. Да, подобное, к сожалению, уже бывало на нашем флоте. Вспомните хотя бы подлодки проекта 941 и разведывательный корабль «Урал».
Вот такая необычная история получилась. Если ознакомиться с ней совсем поверхностно, то можно подумать об очередной продаже корабля за бесценок. Однако конкретно этот случай совсем не так однозначен, как кажется на первый взгляд, особенно по сравнению с другими аналогичными продажами.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.
Также рекомендую подписаться на мой канал в Telegram.
Другие мои статьи вы легко можете найти, перейдя в канал, а также по ссылкам ниже.