Вика Агеева достала из кармашка портфеля зеркальце. Чтобы было удобнее установить его, аккуратной стопкой сложила на столе учебники – литературу, алгебру, биологию...
Глубокомысленно и внимательно рассматривала свои брови и ресницы – старательно показывала, что ей совершенно безразлична тема урока по литературе.
Разумеется, тут же последовало строгое замечание Ирины Михайловны:
-Агеева! Повышенный интерес к своей внешности не уместен, когда мы занимаемся анализом сочинений.
Что и требовалось!..
Вика нехотя оторвалась от зеркальца, вскинула взгляд на учительницу. Улыбнулась:
- Так мы, Ирина Михайловна, давно всё наперёд знаем! Сейчас вы будете читать нам отрывки из самого лучшего... самого правильного сочинения по творчеству Максима Горького – ну, чтобы мы все учились, как надо правильно писать сочинения. Самым лучшим, интересным и правильным сочинением – образцом! – как всегда, оказалось сочинение Ани Иванцовой.
Аня вспыхнула, быстро взглянула на мать. Викины слова были очень несправедливыми: Анино сочинение мама... Ирина Михайловна читала всего один раз, и то – ещё в восьмом классе. И сейчас Вика просто не рассмотрела, что учительница держит в руках не Анину тетрадь...
-Если тебя интересует сочинение Иванцовой, – оно действительно написано интересно и грамотно, – заметила Ирина Михайловна. Открыла тетрадь: – А я хочу прочитать вам, как Максим Картамышев размышляет о страннике Луке и о его проповедях ночлежникам. Тебе, Вика, советую послушать и поучиться рассуждать. Пока в твоём сочинении – лишь общие фразы.
Вика тоже покраснела – от досады. Ещё и дурёхи эти, Воротынцева и Егорова, захихикали. Пришлось Вике оглянуться и окинуть Катьку с Кристинкой медленным и выразительным взглядом...
А после уроков – последним в 10-м Б была физкультура – Катька с Кристинкой куда-то делись, и Вике пришлось домой идти одной.
По дороге её догнала Аня, хоть им совсем не по пути:
- Вика! Поговорить хочу с тобой...
Вика через плечо посмотрела на одноклассницу, пренебрежительно усмехнулась:
-Вот чего не могу сказать о себе.
- Мы же подругами были!
Вика рассмеялась:
- Ну, ты, Иванцова, вспомнила – далёкую юность...В первом классе мы все были подругами. Впрочем, тебя уже тогда учительница больше всех хвалила.
- И – что?
- Ничего. Просто – к слову. Сама не помнишь, как наша Валерия Антоновна на каждом уроке ставила тебя в пример? И мы даже в первом классе понимали, что ты будешь отличницей. Потому что ты – дочка Ирины Михайловны. Значит, – самая лучшая. А теперь, когда твоя мать завучем стала, пятёрки на выпускных экзаменах тебе обеспечены.
- Вика!.. Ты же сама понимаешь, что говоришь неправду.
Вика остановилась:
- Правду любишь?.. Ну, так скажи её своему папе. Например, о том, как твоя мама катается на «Волге» с инженером Колесниковым. Или о том, как Колесников похлопотал перед директором школы, чтобы Ирину Михайловну завучем назначили.
-Вика!.. Про Колесникова – ты это точно знаешь?
- Знаю. Это все знают, – кроме твоего папы. Впрочем... – Вика не сдержалась: – Папа... твой получил то, что заслужил.
-Что он заслужил?.. Ты о чём, Вика?..
- А о том, что он ошибся в выборе.
- В каком выборе?.. – Анюта ничего не понимала.
-В каком выборе... – Вика как-то горько усмехнулась: – Ты, Анька, насколько я помню, в сентябре родилась?
- В сентябре. А мой день рождения при чём?
-А я в июле родилась.
- Я знаю. Но мы же с тобой о другом говорим!
- Вот об этом и говорим. Папочка твой... Он бросил мою мать, когда она была беременной. Выбрал Ирину Михайловну. И женился на ней. Это я должна была стать его дочерью – в июле.
Анютка прижала к вискам ладошки:
- Подожди, Вика... У тебя же есть отец!
- Ты про Коломыйца? Да никакой он мне не отец. У меня даже фамилия материна. Отец мой – Валерий Павлович. И я должна быть... Иванцовой Викторией Валерьевной.
-Ты... откуда взяла... это?
-Значит, взяла. А тебе, смотрю, не очень-то и нравится правда. Думала, всё в жизни – для тебя одной?.. Пятёрки, что тебе ставят по маминому приказу... Даже подружки у тебя были – по маминому приказу. Что ещё надо? Мамочка-завуч, заботливый папочка, который должен был стать моим отцом...
- Откуда ты знаешь – про отца? – повторила Аня.
-Мать рассказывала. А я своей матери верю. Слышала пословицу, Иванцова?.. На чужом несчастье своего счастья не построишь. Поэтому твоя мама катается с Колесниковым.
Анюта не ответила. Поспешно ушла.
У мамы сегодня педсовет – это допоздна.
А отец вернулся с первой смены. Зашёл в Анютину комнату, улыбнулся:
- Пока педагоги советуются, я борщ сварил. Будем обедать, Анютонька? Или подождём маму?
Аня старательно делала вид, что читает параграф по истории...
Отец положил руку на её плечо:
-Много задано?
Аня повела плечиком:
- Много. Есть не хочется, пап.
Валерий Павлович присел рядом с дочерью:
-Как в школе дела?
-По физике пять, по биологии пять, по литературе... – Аня запнулась. Вдруг спросила:
- Пап! А почему ты на маме женился?
Отец свёл брови – они с Анютой делают это совершенно одинаково...
-Ну, раз наша дочка уже выросла... Я тебе, Анна Валерьевна, так скажу: женятся или выходят замуж потому, что любят.
-И ты... любил маму?
-Любил и люблю. И всегда буду любить её.
-Только... её?
- Только её. Я ждал, пока она пединститут окончит. Сам уже в армии отслужил, в проходке работал. А Иришка училась.
-Были же... другие девушки.
- Для меня она была одна. – Отец обнял Анюту, поцеловал её в макушечку: – И я знал, что вот такую дочку только Ириша родит мне.
У Анютки перехватило дыхание.
Как хорошо, что она не поверила Вике...
-А мама...Она же учительница. А вышла замуж за простого шахтёра-проходчика.
- Значит, полюбила простого шахтёра-проходчика.
Разве можно было сказать отцу про главного инженера Колесникова...
Отец поднялся:
- Ладно, отличница. Про любовь мы с тобой поговорили. Теперь учи историю, а я маму встречу – темнеет уже.
Маму встречу?..
А вдруг её у школы встречает инженер Колесников?
Анютка отчаянно не знала, как задержать отца... как сделать так, чтоб он остался дома...
А на крыльце – стук маминых каблучков.
Мама вошла в дом. Остановилась в коридоре:
- Ой, как вкусно пахнет! Вот так и сбывается заветная мечта учительницы: прийти домой после педсовета, а муж борщ приготовил.
Аня заметила: за окном мелькнули огоньки «Волги».
В этот вечер Анюта впервые не выполнила домашнее задание: ни по геометрии, ни по химии... ни по русскому. Даже историю не выучила.
Только Ромку Митрохина было жалко утром... Ромка что-то серьёзно и чуть виновато объяснял – про вчерашнюю тренировку на стадионе в Матвеевке. Недоверчиво усмехнулся:
- Ты не сделала геометрию?..
Эвелина Андреевна не спросила сегодня ни Ромку, ни Аню.
А на химии практическую писали.
Третьим уроком – русский язык.
Аня безучастно смотрела в окно. Ромка незаметно придвинул к себе её тетрадь: хоть что-то успеть перекатать, пока Ирина Михайловна заполняет журнал. По опыту Митрохин знал: не выполнил полностью – это лучше, чем не выполнил вообще... А брови Ромкины изумлённо взлетели: в Анюткиной тетради – лишь классная работа за прошлый урок.
-Проверим домашнее задание, – сказала Ирина Михайловна. – Иванцова – к доске. Первое предложение – синтаксический разбор. И объясняем постановку знаков препинания.
Аня поднялась:
- Я не выполнила домашнее задание.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»