Nissan Leaf - самый популярный электромобиль с пробегом (да и просто электромобиль) в России. Опытом владения двумя машинами разных поколений с нами поделил Александр из Братска.
— Расскажите, пожалуйста, для начала немного о себе, а потом перейдём к Вашему автомобилю. Хотя да, к автомобилям — Вы же упомянули, что их два…
— Мне 48 лет, а живу я на северо-востоке Иркутской области, в городе Братске. Это небольшой индустриальный город. Водительский стаж — 30 лет. Это мой, наверное, пятнадцатый автомобиль, то есть сравнивать было с чем, и есть с чем.
— Расскажете немного о своих машинах.
— Вообще, первый свой электрокар я купил в 2017 году — это Nissan Leaf 24 кВт 2013 года выпуска; на момент покупки запас хода составлял 120 км. Данным автомобилем владею уже седьмой год, уже восьмой подходит; на нём ездит жена — на сегодняшний день запас хода около 75 км. Для передвижения дом-школа-работа-дом при наших расстояниях хода достаточно. Пробег у машины при этом немного за 80 000 км. В 2022 взял себе Nissan Leaf 62 кВт, выпущенный в 2019 году. Сейчас пробег составляет примерно 52 000 км, запас хода 380 км — это примерно так же, как и было в 2022 году на момент покупки.
— А почему взяли себе «электричку»? Откровенно говоря, холодно ведь тут, да ещё и машина полностью электрическая — не новая. Зарядные станции, насколько нам известно, постепенно появляются, но это единичные экземпляры, а город Братск всё же далековато от столицы Прибайкалья и от озера Байкал.
— Зарядная инфраструктура для электрокаров в Иркутской области быстро развивается; то есть с Братска я могу легко доехать до Иркутска с подзарядкой в течение полутора часов в Тулуне или Черемхово, в Усолье-Сибирском также есть ЭЗС. Чай, кофе попил и поехал дальше. Кроме того, в Иркутской области самая маленькая в стране плата за электроэнергию — сейчас это 1 руб. 58 копеек за киловатт. И то, тарифы подняли с 1 июля этого года, а до этого платили 1,42 руб. — даром. Не трудно посчитать, что полный «бак» электричества будет стоить всего около ста рублей. Это сверхэкономия! И кстати, спасибо за зарядки в нашем регионе надо сказать холдингу En+ Group. По-моему, вы про эти станции тоже писали когда-то в своих материалах.
— Да, это был наш материал — Коллега проехал как раз на Nissan Leaf, а также на Tesla Model 3, от Иркутска до острова Ольхон на Байкале.
— Точно. Значит, правильно я помню.
— Собственно, сейчас будут вопросы технической направленности, одни из самых насущных. Какие проблемы выявлялись в ходе эксплуатации? Батарею ещё не меняли, надеемся? Штатная как, сильно «просела»?
— Никаких проблем в ходе эксплуатации выявлено не было — даже на Лифе 24 кВт, которому уже больше 11 лет! Да, упала емкость батареи, но он ведь эксплуатируется уже седьмой год нами. Как бы новая батарея всегда есть в наличии, можно заказать, купить. Но стоит примерно 500 000 рублей [тяжёлый вздох, ред.]. Зато она будет более емкой, будет легче, что благоприятно скажется на пробеге.
— Интересующий многих, кто планирует купить «электричку», вопрос: что зимой с машиной происходит? Насколько сильно снижаются заявленные характеристики, как часто приходится заряжать, какие проблемы добавляются к эксплуатации?
— Что касается того, как ведёт машина себя в морозы, скажу на примере лифа 24-киловаттного: до -24° всё отлично, даже если длительно стоит на улице. Но при -25 и ниже (в минус) сразу падает пробег, снижается, можно сказать, в два раза быстрее обычного. То есть в морозы не стоит её оставлять на полный рабочий день на улице. Подвеска дубеет, начинает брякать, в салоне холодно становится. Спасает хоть немного подогрев сидений и руля.
— Вы уже упоминали про очень дешёвое электричество в Иркутском регионе. С ваших слов получается, что экономия выходит колоссальная. Это действительно так, в сравнении с аналогами с ДВС?
— При условии, что полностью автомобиль заряжается примерно два раза в неделю, а это не больше 380-400 руб., это очень выгодно. Продавать автомобиль не собираюсь, если только поменять на другой электрокар: сейчас же полно «китайцев» более мощных, энергоёмких.
— Расскажите, пожалуйста, дорабатывали ли как-то свой Leaf? Во что главным образом вкладываете деньги по машине? Мы правильно понимаем, что во всех смыслах, главный плюс – экономия, экономичность?
— Главные плюсы авто, ещё раз говорю, — это, конечно же, его суперэкономичность. Езжу в сибирские морозы без проблем. Но и стоит электрокар всегда в тёплом гараже. Естественно, при морозе заряд батареи упадёт. Но с моей стороны никаких доработок не было. За машиной следим, но смысл в том, что, внимание, за всё то время, что прошло с момента эксплуатации Nissan Leaf нашей семьей, кроме плановых ТО, вкладываться пришлось только в новую резину! Совсем недавно ещё стойки поменял. В общем-то, всё [смеется].
— Маленький автомобильчик на электричестве — что у него с динамикой в городе и на трассе? При обгонах запас под педалью хоть какой-нибудь имеется? Или вообще куда-то за пределы тихих городских улиц не выезжаете? Какая максимальная скорость, интересно знать..?
— Вы спрашиваете, как ведёт себя машина на трассе? Да шикарно она прёт! Честно. Запас под педалью всегда очень большой при обгоне. Максималка: у 62-киловаттного это 170 км/ч, на 24 кВТ — это 150 км/ч без натяга.
— А что-то по оснащению хотелось бы добавить? Чего-то не хватает Вам и Вашей семье в этих уже немолодых японских электрокарах с правым рулём?
— У меня автомобили не в каких-то там специальных исполнениях, коих японцы придумали массу – обычные, без пакетов. Никаких там Aero Style, Autech, Nismo и им подобных. И хотя машина без «допов» и в «базе», чего бы хотел добавить в оснащение — да ничего! Со своей задачей добраться из пункта А в пункт В с наименьшими затратами машина справляется на отлично и не подводит, тьфу-тьфу. Всё замечательно, правда, и нас полностью устраивает.
— И напоследок: что думаете про современный автопром, включая «китайцев»?
— Я думаю, большое будущее именно за китайцами, если инициативу по производству электрокаров не возьмёт на себя какая-то другая крупная экономика. Например, Россия – почему нет? Но я понимаю, что это если и реально, то дело далёкого будущего. А китайцы сейчас работают на опережение. Недаром их все мировые автогиганты боятся. Как-то вот так.
— Александр, спасибо Вам большое за интервью! Понимаем, что по времени, увы, мы с Вами сегодня были очень ограничены, но спасибо за краткость и одновременно информативность. Автомобильчики — по-своему «зажигалочки»!
— Всегда обращайтесь – готов рассказать про свои любимые «электрички». А читателям я бы вот что сказал: бояться сильно электромобилей, даже подержанных, не надо. Но нужно понимать, что нужен доступ к нормальным зарядкам, зимой – бокс потеплее. Может, и у новых электрокаров всё намного лучше, но я на свои б/у Ниссаны не жалуюсь. Даже здесь, в сибирском холоде, на северо-западе Иркутской области. Так что берите, если понравится.
Беседовал Роман Прокопенко
Что еще почитать:
Зимой на Zeekr 001: мой личный опыт. Реальный запас хода, проходимость, динамика и комфорт
Байкальский киберпанк: как En+ Group строит сеть зарядок для электромобилей в Сибири