Найти тему
5 Колесо

«Я думаю будущее за китайцами»: отзыв владельца двух Nissan Leaf из Сибири

Nissan Leaf - самый популярный электромобиль с пробегом (да и просто электромобиль) в России. Опытом владения двумя машинами разных поколений с нами поделил Александр из Братска.

— Расскажите, пожалуйста, для начала немного о себе, а потом перейдём к Вашему автомобилю. Хотя да, к автомобилям — Вы же упомянули, что их два…

Nissan Leaf 2013 и Nissan Leaf 2019 (слева направо). Легко заметить смену поколений (переход на кузов ZE1). Фото: из архива владельца, конец 2023 г.
Nissan Leaf 2013 и Nissan Leaf 2019 (слева направо). Легко заметить смену поколений (переход на кузов ZE1). Фото: из архива владельца, конец 2023 г.

— Мне 48 лет, а живу я на северо-востоке Иркутской области, в городе Братске. Это небольшой индустриальный город. Водительский стаж — 30 лет. Это мой, наверное, пятнадцатый автомобиль, то есть сравнивать было с чем, и есть с чем.

— Расскажете немного о своих машинах.

— Вообще, первый свой электрокар я купил в 2017 году — это Nissan Leaf 24 кВт 2013 года выпуска; на момент покупки запас хода составлял 120 км. Данным автомобилем владею уже седьмой год, уже восьмой подходит; на нём ездит жена — на сегодняшний день запас хода около 75 км. Для передвижения дом-школа-работа-дом при наших расстояниях хода достаточно. Пробег у машины при этом немного за 80 000 км. В 2022 взял себе Nissan Leaf 62 кВт, выпущенный в 2019 году. Сейчас пробег составляет примерно 52 000 км, запас хода 380 км — это примерно так же, как и было в 2022 году на момент покупки.

На фото — тёплый гараж владельцев, где отогревают электромобили Nissan Leaf.Фото: из архива владельца, конец 2023 г.
На фото — тёплый гараж владельцев, где отогревают электромобили Nissan Leaf.Фото: из архива владельца, конец 2023 г.

— А почему взяли себе «электричку»? Откровенно говоря, холодно ведь тут, да ещё и машина полностью электрическая — не новая. Зарядные станции, насколько нам известно, постепенно появляются, но это единичные экземпляры, а город Братск всё же далековато от столицы Прибайкалья и от озера Байкал.

— Зарядная инфраструктура для электрокаров в Иркутской области быстро развивается; то есть с Братска я могу легко доехать до Иркутска с подзарядкой в течение полутора часов в Тулуне или Черемхово, в Усолье-Сибирском также есть ЭЗС. Чай, кофе попил и поехал дальше. Кроме того, в Иркутской области самая маленькая в стране плата за электроэнергию — сейчас это 1 руб. 58 копеек за киловатт. И то, тарифы подняли с 1 июля этого года, а до этого платили 1,42 руб. — даром. Не трудно посчитать, что полный «бак» электричества будет стоить всего около ста рублей. Это сверхэкономия! И кстати, спасибо за зарядки в нашем регионе надо сказать холдингу En+ Group. По-моему, вы про эти станции тоже писали когда-то в своих материалах.

Рядом с выездом на федеральную трассу по улице Курчатова, город Братск. Станция установлена энергохолдингом Эн+.
Рядом с выездом на федеральную трассу по улице Курчатова, город Братск. Станция установлена энергохолдингом Эн+.

— Да, это был наш материал — Коллега проехал как раз на Nissan Leaf, а также на Tesla Model 3, от Иркутска до острова Ольхон на Байкале.

— Точно. Значит, правильно я помню.

— Собственно, сейчас будут вопросы технической направленности, одни из самых насущных. Какие проблемы выявлялись в ходе эксплуатации? Батарею ещё не меняли, надеемся? Штатная как, сильно «просела»?

— Никаких проблем в ходе эксплуатации выявлено не было — даже на Лифе 24 кВт, которому уже больше 11 лет! Да, упала емкость батареи, но он ведь эксплуатируется уже седьмой год нами. Как бы новая батарея всегда есть в наличии, можно заказать, купить. Но стоит примерно 500 000 рублей [тяжёлый вздох, ред.]. Зато она будет более емкой, будет легче, что благоприятно скажется на пробеге.

Внутри японского Nissan Leaf в кузове ZE0 (2013 г., 24 кВт).
Внутри японского Nissan Leaf в кузове ZE0 (2013 г., 24 кВт).

— Интересующий многих, кто планирует купить «электричку», вопрос: что зимой с машиной происходит? Насколько сильно снижаются заявленные характеристики, как часто приходится заряжать, какие проблемы добавляются к эксплуатации?

— Что касается того, как ведёт машина себя в морозы, скажу на примере лифа 24-киловаттного: до -24° всё отлично, даже если длительно стоит на улице. Но при -25 и ниже (в минус) сразу падает пробег, снижается, можно сказать, в два раза быстрее обычного. То есть в морозы не стоит её оставлять на полный рабочий день на улице. Подвеска дубеет, начинает брякать, в салоне холодно становится. Спасает хоть немного подогрев сидений и руля.

— Вы уже упоминали про очень дешёвое электричество в Иркутском регионе. С ваших слов получается, что экономия выходит колоссальная. Это действительно так, в сравнении с аналогами с ДВС?

У Leaf два гнезда для зарядки — грубо говоря, обычная розетка и более «специфический»разъём.
У Leaf два гнезда для зарядки — грубо говоря, обычная розетка и более «специфический»разъём.

— При условии, что полностью автомобиль заряжается примерно два раза в неделю, а это не больше 380-400 руб., это очень выгодно. Продавать автомобиль не собираюсь, если только поменять на другой электрокар: сейчас же полно «китайцев» более мощных, энергоёмких.

— Расскажите, пожалуйста, дорабатывали ли как-то свой Leaf? Во что главным образом вкладываете деньги по машине? Мы правильно понимаем, что во всех смыслах, главный плюс – экономия, экономичность?

— Главные плюсы авто, ещё раз говорю, — это, конечно же, его суперэкономичность. Езжу в сибирские морозы без проблем. Но и стоит электрокар всегда в тёплом гараже. Естественно, при морозе заряд батареи упадёт. Но с моей стороны никаких доработок не было. За машиной следим, но смысл в том, что, внимание, за всё то время, что прошло с момента эксплуатации Nissan Leaf нашей семьей, кроме плановых ТО, вкладываться пришлось только в новую резину! Совсем недавно ещё стойки поменял. В общем-то, всё [смеется].

Nissan Leaf II поколения владельца Александра из Братска Иркутской области. Салон машины со сменой генераций заметно преобразился.
Nissan Leaf II поколения владельца Александра из Братска Иркутской области. Салон машины со сменой генераций заметно преобразился.

— Маленький автомобильчик на электричестве — что у него с динамикой в городе и на трассе? При обгонах запас под педалью хоть какой-нибудь имеется? Или вообще куда-то за пределы тихих городских улиц не выезжаете? Какая максимальная скорость, интересно знать..?

— Вы спрашиваете, как ведёт себя машина на трассе? Да шикарно она прёт! Честно. Запас под педалью всегда очень большой при обгоне. Максималка: у 62-киловаттного это 170 км/ч, на 24 кВТ — это 150 км/ч без натяга.

— А что-то по оснащению хотелось бы добавить? Чего-то не хватает Вам и Вашей семье в этих уже немолодых японских электрокарах с правым рулём?

— У меня автомобили не в каких-то там специальных исполнениях, коих японцы придумали массу – обычные, без пакетов. Никаких там Aero Style, Autech, Nismo и им подобных. И хотя машина без «допов» и в «базе», чего бы хотел добавить в оснащение — да ничего! Со своей задачей добраться из пункта А в пункт В с наименьшими затратами машина справляется на отлично и не подводит, тьфу-тьфу. Всё замечательно, правда, и нас полностью устраивает.

Зарядное устройство для японской «электрички» — таких полно в интернет-магазинах.
Зарядное устройство для японской «электрички» — таких полно в интернет-магазинах.

— И напоследок: что думаете про современный автопром, включая «китайцев»?

— Я думаю, большое будущее именно за китайцами, если инициативу по производству электрокаров не возьмёт на себя какая-то другая крупная экономика. Например, Россия – почему нет? Но я понимаю, что это если и реально, то дело далёкого будущего. А китайцы сейчас работают на опережение. Недаром их все мировые автогиганты боятся. Как-то вот так.

— Александр, спасибо Вам большое за интервью! Понимаем, что по времени, увы, мы с Вами сегодня были очень ограничены, но спасибо за краткость и одновременно информативность. Автомобильчики — по-своему «зажигалочки»!

— Всегда обращайтесь – готов рассказать про свои любимые «электрички». А читателям я бы вот что сказал: бояться сильно электромобилей, даже подержанных, не надо. Но нужно понимать, что нужен доступ к нормальным зарядкам, зимой – бокс потеплее. Может, и у новых электрокаров всё намного лучше, но я на свои б/у Ниссаны не жалуюсь. Даже здесь, в сибирском холоде, на северо-западе Иркутской области. Так что берите, если понравится.

Беседовал Роман Прокопенко

Что еще почитать:

«Заряд не пошел, но с карты списалось две тысячи»: как я ездил на электрическом кроссовере Hongqi E-HS9

Зимой на Zeekr 001: мой личный опыт. Реальный запас хода, проходимость, динамика и комфорт

Байкальский киберпанк: как En+ Group строит сеть зарядок для электромобилей в Сибири