Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Интеллектуальное рабство: как мужья крали славу у своих жен-художниц

Оглавление

На протяжении долгих веков женщинам было очень трудно пробиться в мир науки, живописи, литературы и другие области, где негласно правили мужчины. Женщины боролись за право быть личностями, а не мужской тенью. Нередко жены оказывались гораздо умнее и талантливее, но общество отказывалось признавать это, и зачастую заслуги приписывались их супругам.

Мария Башкирцева, "В студии", 1881.
Мария Башкирцева, "В студии", 1881.

«Эффектом Матильды» называют отрицание вклада женщин-ученых, а также принижение их интеллектуальных способностей. Название возникло благодаря американской суфражистке Матильде Гейдж, которая обратила внимание на то, что женские имена изобретательниц вычёркиваются из истории. В 1870 году она опубликовала эссе «Женщина как изобретатель», где рассказывала об ученых, забытых из-за «неправильного» пола.

Матильда Гейдж.
Матильда Гейдж.

Вот тольло «Эффект Матильды» работает и в других сферах, например в искусстве. И героини этой статьи стали жертвами… своих же мужей, присвоивших достижения благоверных.

Мари-Анн Фрагонар:

Мари-Анн Фрагонар (урожденная Жерар) - французская художница, ученица и жена одного из самых известных живописцев эпохи рококо Жана Оноре Фрагонара.

Ж.-О. Фрагонар. Портрет Мари-Анн Фрагонар. Ок. 1786—1787. Бумага, итальянский карандаш, размывка серым Лувр, Париж.
Ж.-О. Фрагонар. Портрет Мари-Анн Фрагонар. Ок. 1786—1787. Бумага, итальянский карандаш, размывка серым Лувр, Париж.

В 24 года Мари-Анн познакомилась с 37-летним художником. На тот момент Фрагонар уже был известным мастером, отучившимся у признанного художника - Франсуа Буше. В 1769 году пара поженилась, и Мари-Анн взяла фамилию супруга.

Автопортрет. 1780-е годы Бумага, итальянский карандаш, размывка серым. 126 × 101 см Лувр, Париж.
Автопортрет. 1780-е годы Бумага, итальянский карандаш, размывка серым. 126 × 101 см Лувр, Париж.

Вместе они начали работать в мастерской в Лувре. Наша героиня не просто помогала мужу, а была полноценной коллегой. Однако некоторые ее работы художник решил подписать своим именем. Их художественный стиль действительно был схож, однако у Мари-Анн было кое-что, что отличало ее от супруга, — она любила рисовать миниатюры.

Художница выработала свою палитру и стиль. В одном из каталогов XVIII века сказано, что мадам Фрагонар — «искусный художник в жанре миниатюры». Увы, вскоре после Великой французской революции картины Мари-Анн и ее супруга исчезли из публичной продажи вплоть до XIX веке. То, что Мари-Анн была искусной художницей в жанре миниатюры, забылось. Везде стояла фамилия Фрагонар, и авторство приписали супругу.

Ж. Фрагонар, "Портрет мадам Мари-Анны Фрагонар", 1775-1780. Собрание Эмиля Бюрле, Цюрих.
Ж. Фрагонар, "Портрет мадам Мари-Анны Фрагонар", 1775-1780. Собрание Эмиля Бюрле, Цюрих.

Справедливость была восстановлена только в 1996 году. Историк искусства и коллекционер Пьер Розенберг опубликовал статью, в которой поделился результатами своих исследований: он проанализировал документы и свидетельства о продажах миниатюр и узнал, что изначально они продавались под именем Мари-Анн.

Пьер Розенберг -  французский искусствовед и музейный работник, специалист по истории живописи французских классицизма и рококо, коллекционер.
Пьер Розенберг - французский искусствовед и музейный работник, специалист по истории живописи французских классицизма и рококо, коллекционер.

Мари Дюваль:

Мало кто знает, что создателем Алли Слупера, популярного героя комиксов времен викторианской Англии, являлась Изабель Эмили де Тессиер, творившая под псевдонимом Мари Дюваль.

Алли Слупер – городской парень, живущий беззаботно и постоянно убегающий от кредиторов. Персонаж был создан для рабочего класса Англии, который видел в нем ловкача, выжившего в викторианских трущобах.
Алли Слупер.
Алли Слупер.

Француженка была начинающей художницей и актрисой, когда познакомилась со своим будущем мужем, карикатуристом Чарльзом Россом из Великобритании. Он сразу понял, что художественный талант Мари поможет ему оставить след в истории.

Вне контекста Алли Слупера, Мари Дюваль привлекала внимание общественности как одна из первых женщин в среде европейских карикатуристов XIX века. В отличие от Франции, где женщины себя чувствовали более свободно, в Викторианской Англии женщина оказывалась в ином положении. Её заработки, плоды труда, дети и имущество принадлежало мужу, независимо от того, жил он с ней или нет. Росс вряд ли расценивал Мари как соавтора, скорее, как собственность, которая производит продукт.

Алли Супер.
Алли Супер.

Долгое время Чарльза Росса считали создателем комического персонажа, и лишь спустя почти два века выяснилось, что Англия обязана появлением Алли Слупера его жене.

Раскрыл обман историк Дэвид Кунцле. Он утверждал, что Чарльз Росс мог придумать персонажа, но нарисовала его именно Мари Дюваль, а значит, вся слава должна была достаться ей.

Алли Слупер.
Алли Слупер.

Маргарет Кин:

Американская художница прославилась портретами, отличительной чертой которых стали большие глаза. В 60-е ХХ века годы фамилия Кин прогремела в мире искусства.

Маргарет Кин в мастерской.
Маргарет Кин в мастерской.

Только речь шла не о Маргарет, а об Уолтере Кин — муже художницы, под чьим авторством продавались написанные Маргарет картины. Причина до жути банальна: общество предвзято относилось к «дамскому искусству». Уолтер убедил жену, что картины, созданные женщиной, не будут иметь коммерческого успеха. Подписав свои работы именем мужа, Маргарет повысила шансы на удачную продажу.

-12

И это при том, что с художественной точки зрения картины относятся к китчу - массовому и примитивному искусство. Да и сам термин произошел от немецкого слова kitsch — халтура. Хотя Энди Уорхол говорил: «Это должно быть хорошо. Иначе почему это нравится стольким людям?»...

«Балерина» (1959).
«Балерина» (1959).

Уолтер правдоподобно изображал настоящего автора «больших глаз». Он рассказывал общественности, что в 1946 году в Берлине он был поражен видом детей, дерущихся из-за еды, и этот образ вдохновил его. Также он уверял, что изображает глаза лучше всех со времен Эль Греко...

Уолтер и Маргарет Кин,
Уолтер и Маргарет Кин,

Более того, Уолтер вел активную светскую жизнь, в то время как Маргарет создавала новые картины по 16 часов в день! Неудивительно, что вскоре женщина подала на развод.

Художница захотела вернуть заслуженную славу и рассказала общественности, что на самом деле автором известных картин является именно она. Бывший супруг возражал и настаивал на том, что все картины были созданы им. В 1970 году Маргарет подала на него в суд, а Уолтер стал угрожать, что убьет ее и их ребенка.

Маргарет Кин за работой.
Маргарет Кин за работой.

Судья предложил необычное решение проблемы: он попросил Уолтера и Маргарет написать портрет. Уолтер сослался на боль в руке и отказался, а Маргарет справилась за 53 минуты. Суд постановил выплатить женщине $4 миллиона в качестве морального ущерба, но в 1990 году отменил назначенную компенсацию, так как к тому времени Уолтер промотал все свое состояние и был признан недееспособным.

«Мне не нужны деньги, — сказала она. — Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими» - сказала художница.
-16

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: