Найти тему

Топ-5 мифов о ЕГЭ по литературе | Полезное

Оглавление
СМИ "Гид по вузам".
СМИ "Гид по вузам".

ЕГЭ по литературе традиционно воспринимается как один из сложнейших экзаменов, а между тем, согласно данным Рособрнадзора за 2024 год, он находится на втором месте по количеству стобалльников, (их 1932 из 47752 участников) уступая лишь общеобязательному ЕГЭ по русскому языку, который сдают все (2801 стобалльник из 631445 участников). Сегодня «Гид по вузам» предлагает углубиться в тему выпускного экзамена по литературе и развеять мифы, которыми он овеян.

Миф № 1. Цитаты в сочинениях ЕГЭ по литературе обязательны.

Если обратить внимание на формулировку критериев оценивания сочинений, то можно увидеть загадочную фразу — «привлечение текста произведения для аргументации». Важно понимать, что под ней подразумеваются не только цитаты, но в том числе и косвенные обращения к тексту: например, нет нужды дословно воспроизводить монолог Чацкого «А судьи кто? За древностию лет...», если можно просто написать: «В известном монологе Чацкий, используя риторические вопросы, обличает фамусовское общество и выражает социальный протест» — и это тоже будет считаться привлечением текста, причём более глубоким и осмысленным, чем если бы экзаменуемый привёл цитату, поскольку в данном случае мы имеем дело с анализом, а не с вызубренным текстом.

Важно! В заданиях по лирике (по состоянию на 2024-2025 учебный год это 9 и 10 номера) всё же удачнее приводить цитаты, чтобы не ошибиться с интерпретацией текста. В остальном же цитаты никаких преимуществ не дают.

Миф № 2. Нужно знать биографию авторов произведений и историю их создания.

Опять же — обращаемся к актуальным критериям оценивания и смотрим, что там написано на этот счёт: оказывается, что ничего, в критериях речь идёт непосредственно о произведениях, но почему-то до сих существует миф, что если во вступлениях ко всем сочинениям обращаться к фактам биографии или эпохи существования авторов, то шансы на успех увеличиваются, эксперт сразу признает в экзаменуемом гения и поставит максимум баллов. Спойлер: нет. Во вступлении к сочинениям достаточно вводной фразы, к примеру такой: «Во многих произведениях поднимается тема свободы» — этого хватит и для того, чтобы балл за логику получить, и для того, чтобы сочинение выглядело целостно и последовательно. А обращаясь к предпосылкам создания произведения всегда есть риск допустить фактическую ошибку.

Миф № 3. В заданиях на сопоставление нельзя выявлять различия там, где просят сходства это причина для снижения баллов.

Формулировка 5 и 10 заданий по состоянию на 2024-2025 учебный год звучит так: «Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором раскрыта тема любви. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением В. Маяковского» — важно иметь в виду, что под «сопоставлением» подразумеваются как сходства, так и различия.

И даже формулировка: «В чём проявляется сходство…» — не исключает возможности упоминания различий, просто это носит необязательный характер и является дополнительной работой, но прямого запрета здесь нет, и баллы за то, что экзаменуемый привел два сходства и одно различие, не снимут. Пример четко сформулированного запрета звучит так: «Не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст».

Миф № 4. Чтобы сдать ЕГЭ по литературе, нужно прочитать все произведения из кодификатора.

В рамках кодификатора существует особая маркировка: произведения, выделенные полужирным шрифтом, обязательны к прочтению, поскольку могут встретиться и в первой, и во второй части КИМа — таких произведений в проекте кодификатора 2024-2025 всего двадцать из 56 позиций.

По произведениям, выделенным курсивом, (их восемь) могут быть сформулированы темы сочинений во второй части варианта, а также одно сопоставительное задание в первой части — однако вторая часть КИМа подразумевает пять тем сочинений на выбор, то есть всегда можно выбрать более близкую и знакомую тему, а в задании на сопоставление знание текста всего произведения не требуется, достаточно лишь выполнить хороший анализ приведенного в варианте отрывка. Грубо говоря, непрочитанные произведения с данной маркировкой никак не повлияют на итоговый балл.

Прочие произведения, помещенные в кодификатор, можно использовать для аргументации, но их прочтение носит необязательный характер.

Миф № 5. Краткие содержания и анализы произведений не позволят качественно подготовиться к ЕГЭ по литературе тексты нужно читать полностью.

Конечно, полностью прочитанное произведение добавляет внутренней уверенности на экзамене и формирует более детальное понимание текста, однако зачастую подробные пересказы произведений и качественно написанные анализы помогают лучше понять авторскую идею, не всегда легко извлекаемую из оригинального текста. Кроме того, из анализов можно почерпнуть готовые мысли, которые впоследствии можно использовать в собственных сочинениях. Однако краткие содержания читать тоже нужно внимательно и с умом, обращая внимания на хронотоп, систему персонажей, детали интерьера и пейзажа, реплики — всё это спрашивается во втором задании ЕГЭ.

На этом всё — если вас заинтересовала тема ЕГЭ, читайте наши статьи из подборки «Полезные статьи про ЕГЭ» и подписывайтесь на наши Youtube-канал, ТГ-канал, ВК-сообщество, чтобы быть в курсе последних новостей высшего образования Санкт-Петербурга.