23 сентября отмечается Международный день жестовых языков. Кроме того, с сегодняшнего дня стартует Всемирная неделя глухих. У нас в гостях председатель Тульского регионального отделения Всероссийского общества глухих Юлия Крыгина и переводчик русского жестового языка Ольга Терикова.
– Насколько слабослышащему человеку сложно адаптироваться в современном обществе?
Современное общество становится более толерантным во многом благодаря тому, что общественные организации проводят большую работу. Всероссийское общество глухих, которому через 2 года исполнится 100 лет, имеет огромную историю и вклад в развитие жизнедеятельности людей с нарушением слуха. В 1927 году впервые выпуск глухих был в Ленинградской профессиональной технической школе имени Фрунзе, до этого глухие не получали профессионального образования. В 1932 году прошла Первая всероссийская спартакиада глухонемых. Также в этом году впервые в мире глухие поступили в Московский институт химического машиностроения. Но в истории также были и трагические события, как дело глухонемых. В 37 году была репрессирована элита ленинградской организации глухих, было арестовано 55 человек. Глухие ленинградцы якобы готовили террористические акты против Сталина и других, бунт. Расстреляно было 33 человека, остальных отправили по лагерям, но когда Ежова сменил Берия, то оставшихся в живых участников дела глухонемых вернули домой. В 57 году российские спортсмены впервые приняли участие во Всемирных играх глухих в Милане. Сейчас это называется сурдлимпиада. В 62 году в Москве был организован театр мимики и жеста, который сейчас является единственным в мире.
– Что нового придумали сегодня для того, чтобы упростить жизнь людям слабослышащим?
– В первую очередь, это доступная среда, которая направлена для облегчения жизни всех инвалидов, получение технических реабилитации средств реабилитации, слуховые аппараты, будильники, услуги по переводу, смартфоны. Например, во «Вкусно и точка» есть табло. Это было предложено глухим человеком за рубежом. Существует приложение 103, чтобы вызвать скорую помощь.
– Бывает так, что у родителей, которые слышат хорошо, рождается ребёнок с нарушением слуха. С чем это связано? Как это понять? Диагностировать?
– По исследованиям, 90% глухих детей появляется как раз у слышащих родителей. Очень многие думают, что раз родители глухие, то и дети тоже будут глухие. На самом деле нет. Как диагностировать, очень сложно сказать, генетическая предрасположенность заболевания и так далее. Это могут на этот вопрос ответить врачи, но когда такой ребёнок появляется, родители, конечно, пугаются. Им становится страшно, как они будут общаться. Очень много реабилитационных программ сейчас существует. Одна заключается в том, чтобы общаться с ребёнком на жестовом языке. Также существует очень стойкий стереотип, что жестовый язык препятствует развитию словесной речи. На самом деле это не так.
– Такой диагноз не приговор?
– Нет, конечно, не приговор, потому что можно посмотреть на мир немножко другими глазами.
– Юлия, мы знаем, что вы совсем недавно вернулись с кинофестиваля.
– Это было в Москве, был кинофестиваль глухих операторов, режиссёров фильмов. Наш фильм назывался «Запретный язык будущего». Он снимался в Туле в нашей школе на Бундурина, принимали участие глухие дети. Фильм получил награду в номинации «Лучший короткометражный фильм». Мы работали почти год, но съёмки проводились всего 3 дня были очень насыщенные. Там очень хорошо раскрыта тема про историю, развитие жестового языка у нас в России и вопрос остаётся открытым – будет ли он языком будущего или нет.