Найти тему

Игривость и легкость.Эпоха рококо в живописи.

Жак Оноре Фрагонар "Качели"
Жак Оноре Фрагонар "Качели"

Прошу прощения за долгое отсутствие,были на то причины. В прошлой статье мы говорили о живописи эпохи барокко(Динамика и контраст.Живопись эпохи Барокко.),в этой статье хотелось бы раскрыть особенности и главные отличия живописи эпохи рококо,но обо всем по порядку.

Историческая справка.

Живопись рококо ( от французского rocaille-камень,ракушка) зародилась во Франции в 18 веке,прежде всего она отражала праздность и легкость светской жизни,постоянные развлечения и даже тягу к излишествам.Основоположником рококо в живописи считается Антуан Ватто(1684-1721),чаще всего он изображал группы людей в парках,однако его творчество шло вразрез с академической живописью и нарушало все традиции просветительского реализма и изначально не получило признания современников,более широкую популярность живопись рококо получила лишь в 19 веке.

Антуан Ватто "Праздник любви"
Антуан Ватто "Праздник любви"
   Антуан Ватто "Венецианский праздник"
Антуан Ватто "Венецианский праздник"

Особенности живописи.

У живописи рококо есть свои отличительные особенности,благодаря которым можно легко отличить этот жанр от всех других:

  • Акцент на легкости и элегантности: живопись рококо отличается легкими и воздушными сюжетами,что помогает противопоставить ее живописи эпохи барокко,которая отличается монументальностью и тяжестью.
  • Упор на декоративное искусство: узоры и большое количество сложных орнаментов также отличают живопись рококо
Лепнина эпохи рококо. Завиток рокайль
Лепнина эпохи рококо. Завиток рокайль
  • Асимметричные конструкции: помогают создавать ощущение воздушности и движения в картине
  • Мягкая,пастельная цветовая палитра: в эпоху рококо преобладали нежно-голубые, светло-розовые,молочные,нежно-зеленые оттенки. Именно в это время появился цвет с необычным названием,мы его назвали бы телесным,но в эпоху рококо это был "Цвет бедра испуганной нимфы"
Цвет бедра испуганной нимфы
Цвет бедра испуганной нимфы
  • Отсутствие драматических сюжетов. В произведениях господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения.
  • Развитие жанра натюрморта. Путём тщательной световой проработки появляется ощущение иллюзорной натуральности, реального присутствия изображаемых предметов (так называемые картины-обманки).

Ниже можно познакомиться с еще несколькими картинами эпохи рококо и попытаться отыскать в них все признаки данного стиля живописи:

Франсуа Буше "Венера,утешающая Амура"
Франсуа Буше "Венера,утешающая Амура"
Элизабет Виже-Лебрен "Портрет Марии-Антуанетты с розой"
Элизабет Виже-Лебрен "Портрет Марии-Антуанетты с розой"
Николя Ланкре "Портрет танцовщицы Камарго"
Николя Ланкре "Портрет танцовщицы Камарго"

Немного интересных фактов:

  • Название стиля происходит от французского слова rocaille — «ракушка», «раковина». Для рококо были характерны декоративные элементы, которые по форме напоминали морские раковины: ими украшали мебель, стены, окна, зеркала. 
  • Для изобразительного искусства рококо характерны театрализованные, идиллические и даже эротичные сценки
  • Рококо также называют стилем Людовика XV, в эпоху которого оно и существовало. 
  • Стиль вобрал в себя новую моду на всё причудливо-восточное: и турецкое, и китайское. 
  • В середине XVIII века при императрице Елизавете Петровне рококо появилось и в России. Замысловатыми раковинами и цветочными гирляндами украшали интерьеры дворцов российские императоры и знать.

Подводя итог всему вышесказанному,можно сказать,что рококо это почти полная противоположность барокко,конечно же,в России данный стиль живописи не получил широкого распространения, но кое-что все-таки к нам пришло, например, отражение данного стиля можно увидеть в интерьерах дворца в Ораниенбауме(Ломоносове). Подпишись,если было интересно,будем и дальше продолжать разбираться в живописи и многом другом и пиши в комментариях,о каких еще стилях и жанрах мне рассказать.