Нормальный адекватный взрослый, который родился в прошлом веке, то есть его формирование происходило в естественной среде, разделяет виртуальный и реальный мир.
Конечно, уже есть родители, которые плотно «сидят» на онлайн играх или других площадках, пытаясь таким образом убежать от проблем и стресса.
Сегодняшние подростки живут в другой вселенной.
Их мозг уже по-другому функционирует. А жизнь состоит из смешанной офлайн/онлайн реальности.
Где нет четкого разграничения, это как бы единая социальная среда.
Они получают реальный опыт, находясь в виртуальных мирах компьютерных игр. Для них нормой является дополненная реальность с элементами искусственного интеллекта, в том числе общение с компьютерным разумом (умные колонки и пр.)
То есть техносистема это не просто отдельная часть реальности, это ее формирующая часть.
Мы же взрослые вообще не можем понять, что происходит. Действуем импульсивно, хаотично, под властью эмоций.
Вот эту проблему нужно осознать. Задача минимизировать цифровой разрыв между детьми и родителями.
Это позволит сохранять эмоциональный контакт, привязанность. Что бы не допускать снижения универсальности фигуры взрослого. Когда тинейджер понимает, что взрослый давно не в теме. И наилучшая стратегия поведения – «не буди лихо, пока тихо». Короче, для своего сына или дочери нужно быть «продвинутым юзером», чтобы тебя продолжали считать своим. Тогда вы сохраняете влияние на эти сферы жизни. А значит, можете вести за собой.
Важный момент – сам интернет и присутствие там ребенка не является патологией. Опасна цифровая беспризорность, когда дети входят в эту среду самостоятельно. При этом очень хаотично выстраивают систему связей с онлайн площадками.
И чаще всего эта часть жизни полностью выпадает из зоны сознательного анализа. Это значит не ты управляешь процессом, двигаясь к своих целям.
А интернет управляет тобой, пожирая другие сферы жизни.
И главный фактор риска развития зависимости – конфликтные отношения в семье на этой почве. Интересный момент, сейчас родителями становятся те, кто сам очень плотно увлекается онлайн играми. И либо избавился от этой привычки, либо нет. Так вот им легче взаимодействовать и общаться с подрастающими детьми, потому что они понимают всю систему вовлечения. И детям своим детям могут простыми словами объяснить.
Таким образом у современного ребенка есть «Я», есть реальная жизнь (взаимодействие со сверстниками). И есть онлайн жизнь (электронные устройства, программы, приложения, интернет, ИИ).
Все это объединено в одно целое.
И ваш ребенок должен будет научиться со всем этим взаимодействовать, использовать в своих целях. А это требует развития более сложных когнитивных процессов. Понятно, что это просто невозможно без участия взрослых?
И конечной целью цифровой социализации является способность к сознательной регуляции своего поведения как в реальном мире, так и в виртуальном. Вот тут обычно в голове происходит полный хаос, который ученый называют энтропией сознания.
Саморегуляция, то есть способность выстраивать линию поведения начинается с внутреннего понимания что я делаю и зачем.
А вот это понимание – это достаточно сложная способность к самонаблюдению.
И тут мы переходим со сложного языка теории к доступному языку современного тинейджера.
В любой онлайн игре или гонке есть 2 опции – вид от первого лица. Например, ты сидишь машиной и ей управляешь. И вид сверху. Любой геймер вам с радостью расскажет о том, какие задачи перед ним стоят, чтобы пройти уровень, набрать скиллы. Таким образом ты как бы со стороны смотришь на своего героя и управляешь им, регулируешь движение. Вот этому подросток должен учится в реальной жизни. Через развитие высших психических функций – мышления и произвольного внимания.
На данный момент у вашего сына или дочери уже существуют определенные цифровые привычки. Площадки, к которым он или она плотно привязан.
Самонаблюдение начинается с собственного переосмысления: «А нафига мне это нужно? Зачем я здесь тусуюсь? Какие эмоции получаю? А что при этом теряю?».