В прошлой части цикла мы побывали в немецкой учебке и обсудили финансовые вопросы, и пора отправиться в часть к месту службы. Вместо вступления напомню, что если вы хотите рассказать о своем служебном, военном или боевом опыте, если вы участвовали в создании или испытаниях боевой техники, готовы поделиться своими воспоминаниями и не являетесь носителем актуальной секретной информации - можете связаться со мной через аккаунт в ВК, и ваш рассказ обязательно появится на страницах этого блога.
Вопрос: ты постоянно используешь термин "казарма". Что это такое?
Ответ: казарма- это окруженная забором территория, где дислоцируется то или иное войсковое соединение. Обычно казармы имеют свои названия. Например, казарма, где служил я, была названа в честь фельдмаршала Эрвина Роммеля. Она так и назвалась - Gfm. Rommel Kaserne.
Вопрос: как устроена типичная немецкая часть? Можно ли проводить параллели с российской, которая обычно состоит из закрытой территории - штаба, казармы, плаца, столовой, парка для техники и т.д. и открытой - военного городка?
Ответ: нет, немецкая часть это куда менее однородное образование. Как такового штаба нет, потому что у нас дислоцировалась много частей и, соответственно, штабов было несколько. На территории также размещалась куча других организаций. Например, у нас был штаб нашего батальона, в то время как у панцергренадеров был свой. Столовая была общей. Плаца как такового нет, парады в немецкой армии штука очень редкая нынче, как и строевая муштра. А парки для военной техники разбросаны на достаточно обширной территории. Но я служил в одной из самых больших казарм в Германии. В остальных все куда более компактно.
Военный городок отсутствует как само понятие. Большинство людей живет у себя дома: в ближайших городах снимают или имеют свое жилье.
Вопрос: слышал, что по территории части можно кататься на личной машине, и это нормально, что для российской армии нонсенс - личный автотранспорт паркуется за воротами, а на территории перемещается только военная техника. Вообще, что можно и нельзя делать на территории казармы?
Ответ: Европа момент*. Кстати, охраняют часть не сами солдаты Бундесвера, а специально нанятый гражданский ЧОП. Есть примерно 2-3 казармы, где это до сих пор делают военные. В разных казармах более или менее свободное передвижение по территории, например в моей, в виду ее размеров, военнослужащие спокойно пользовались своим гражданским транспортом и парковались у здания роты. Вообще, есть одно исключение, где нельзя ездить на личной машине - это техническая территория, то есть где стоят танки т.д. Поскольку очень много гражданских служб работают на тот же Бундесвер, в казарме по факту много гражданских машин, соответственно личные автомобили солдат также могут спокойно передвигаться и парковаться.
Вопрос: прибытие из учебки в часть - как оно выглядит? Есть ли представление новичков личному составу, офицерам?
Ответ: прибытие в часть выглядит обычно так: нас забрали наши сослуживцы с вокзала, потом мы в канцелярии нашей роты оформили все бумаги, потом я и ещё один товарищ представились капитану командиру роты, дальше он нас распределил во взвод. На следующий день на построении нас представили другим товарищам. Построения проходят каждое утро как брифинг, где нам объясняют распорядок дня, а по понедельникам распорядок недели. Потом ты медленно вливаешься в коллектив.
Вопрос: как проводится интеграция новичков? Насколько сложно адаптироваться к коллективу?
Ответ: как говорится в немецкой поговорке, Der Zug erzieht sich selbst, что можно перевести как "взвод сам себя воспитывает". То есть все зависит от того, куда ты попал и к кому, и какие порядки в том или ином взводе приняты. Внутри одной роты взвода могут кардинально друг от друга отличаться. Где-то народ поспокойнее, а где-то могут быть на голову отмороженные. По крайней мере, мне повезло, и взвод у меня был отличный.
Вопрос: в чем заключается отмороженность по немецким меркам?
Ответ: отморженность заключается в излишнем ЧСВ, когда кто-то постоянно гнет пальцы. Например, если взводный или ротный ведет себя по отношению к рядовому составу как ему вздумается, то это означает мгновенное падение результатов самой роты. Рядовой состав, являясь
основной рабочей силой, специально начинает наказывать командование за такое отношение. Как пример, можно привести стрельбы. Если взводный не имеет хороших отношений с своими подчиненными, то его взвод просто не сдаст норматив на стрельбы своей роты из танков, а это приведет к тому, что от ротного придет по шапке именно взводному, а не рядовым. Это действует и на уровне роты.
Поэтому, как говорится в Бундсевере, между командованием и рядовым составом заключен социальный контракт. Потому что спрос с рядовых минимален. И в случае, если рядовой облажался, прилетит именно тебе, а не ему, а наказать ты его толком не сможешь. Были ситуации, когда при отвратительном отношении со стороны командира взвода, танки просто не поехали, так как рядовой состав специально тормозил выполнение работ по подготовке к маршу.
Вопрос: есть ли в немецкой армии такое понятие, как наряды, и каковы в принципе взаимоотношения между новичками и старослужащими? Какие могут быть на этой почве злоупотребления? Это особенно любопытно в сравнении с нашей действительностью, в которой распределение нарядов внутри роты это чуть ли не главное злоупотребление в отношении новичков в подразделении
Ответ: понятие наряда как таковое отсутствует. Есть наряды батальона на выходные, и там идет распределение, но поскольку это выходные, там буквально очередь из желающих, так как это часы переработки и дополнительные деньги.
Дедовщина в определенном смысле есть, она выглядит как делегирование не очень приятных обязанностей. Например, новичок или военнослужащий званием ниже занимается хозяйственной деятельностью по типу мытья полов, но не больше и не меньше. Или идет уже более мелочное распределение на уровне "принеси - подай". На этом дедовщина, можно сказать, закончилась, но во многом это зависит конкретно от старослужащих. Есть те, кто любит приказывать сделать какую-то фигню, но это исключение, а не правило, и таких не любят. Когда я был новичком, с подобным явлением мне сталкиваться не приходилось. Я быстро влился в коллектив, хотя приходились делать чуть больше и не совсем престижные вещи, но я воспринимал это как должное. Как пример, новички занимаются разгрузкой танков на выходные. На эту работу не требуется весь личный состав подразделения, и пока новички пашут, старослужащие отправляются на заслуженный отдых.
Вопрос: унтер-офицеры и офицеры - насколько и те, и другие влияют на жизнь подразделения? Каковы их обычные роли?
Ответ: обычно офицеры это направляющая сила роты, но они завалены бюрократией, и часто командир той же роты оторван от своих подчиненных, так как у него совершенно другие задачи. Так как армия это строгая иерархичная система, где, как говорится, говно летит сверху вниз, офицеры только задают направление движения. Командир роты это обычно капитан (Hauptmann) или майор.
Непосредственными и подлинными командирами и руководителями, наиболее близкими к солдатам и народу являются взводный офицер и его унтер-офицеры, либо взводный фельдфебель и унтер-офицеры на более низких должностях. Последний вариант самый предпочтительный, потому что это фельдфебель с огромной выслугой лет, знающий все тонкости службы, и ему ничего никому доказывать не надо. Отсюда и атмосфера службы, которая на порядок выше, чем в случае, когда непосредственный командир - офицер. А если взводный - молодой лейтенант, то пиши пропало, это самая специфичная когорта людей, которые я когда-либо видел, но, слава Богу, я с таким столкнулся только под конец службы.
Вопрос: насколько высока текучка среди офицеров на ротном уровне и приходится ли как-то взаимодействовать с командирами уровня батальона и выше?
Ответ: текучка офицерского состава внутри Бундесвера очень сильная. Обычно солдаты рядового состава и фельдфебели имеют куда больше влияния на жизнь роты, чем офицеры, поскольку офицеры за 3-4 года меняются все, как говорится, куда Родина пошлет, в то время как рядовой состав и унтер-офицеры остаются на прежних постах. По крайней мере, в рядовом составе текучка минимальная, у унтер-офицеров чуть повыше, а у офицеров высокая. За мою службу у меня сменилось три ротных офицера. Офицеры высшего состава тоже не задерживаются на своих должностях. Как мне объяснили, такая ротация связана с тем, чтобы исключить возможность превращения соединения в частное владение, предотвратить в нем формирование радикальных взглядов и коррупционных составляющих.
Взаимодействие солдат с ротным командиром происходит в исключительных случаях, проходя по иерархической лестнице. Сначала идет доклад взводному, а потом уже выше до ротного, если вопрос не решается на уровне взвода. С офицерами более высокого уровня у солдат буквально нулевое взаимодействие, разве что на смотре техники. Тогда командир батальона, обходя строй, может подойти к экипажу конкретного танка и пообщаться с ним.
Вопрос: какие бытовые условия предоставляет Бундесвер? Где живут солдаты и унтер-офицеры, а где офицеры? Есть ли в расположении душ, как осуществляется стирка?
Ответ: у каждой роты есть свое здание, где находятся комнаты личного состава. Солдат распределяют в комфортабельные комнаты по двое, не больше. Около 70% моих сослуживцев были так называемыми "спящими дома", что означает, что они не находились в казарме 24/7. Часто здание роты вымирает после службы. А на выходных там в прямом смысле пусто, как на кладбище. Душ также находится в здании роты. В моем случае оно было трехэтажным. На каждом этаже имеются свои собственные душевые и отдельные комнаты с туалетами. Кстати, туалеты в бундесвере не чистят военнослужащие. Этим занимается специально нанятый гражданский персонал - лишний повод избегать дедовщины.
Стирка находится в так называемом Frezeitszimmer, что можно перевести как комната досуга. Это общее задние на территории части, где находятся автоматические машинки для стирки. Обычно они платные - работают, если внести в автомат определенную сумму денег.
Унтер-офицеры и офицеры формально живут также в здании роты, но на практике это очень редкий случай. Но если кто-то из них все-таки живет в расположении, то по вечерам можно посидеть в ротной беседке, выпить пивка.
Вопрос: немецкая армейская столовая - как она выглядит? Чем кормят, насколько это качественное питание?
Ответ: Качество столовых зависит от части к части и от фирмы, являющейся локальным поставщиком. Есть отличные современные столовые с хорошей пищей, как в моей казарме. А есть очень зашарпанные и не очень привлекательные, как, например, у артиллеристов в Идер-Оберштайне, где я проходил практику. Но там очень специфичная казарма, так как она в прямом смысле находится в замке Средних веков, которых занесен в список культурного наследия. Очень атмосферно, но служить там на постоянной основе в виду специфики ландшафта и самой казармы не очень. Обычно столовая это отдельное большое здание со всеми сопутствующими атрибутами, По типу столов и зоны для пищи, где солдаты и набирают эту еду.
Питание стоит отдельных денег, но по сравнению с остальной Германией она гораздо дешевле, скажем так, субсидирована. У всех есть зеленая карта, счет которой пополняют в специальном автомате на входе в ту же столовую. Когда ты набрал выбранные блюда, проходишь через специальные стойки, где нужно приложить эту карту. Деньги списываются, и ты идешь в общий зал есть. Я очень активно пользовался столовой в начале службы и очень мало под конец. Так как потратить свой обеденный перерыв в один час лучше на сон в своей комнате, чем шастать до столовой и обратно, или разъезжать на своей машине по территории части.
Типовое армейское меню обычно состоит из первого - либо суп (томатный суп например), либо закуска (палочки из моцареллы, как вариант), на второе есть несколько основных блюд на выбор, самое типичное это, например, шницель с картошкой фри, и на третье обычно какой-либо десерт. И да, конечно же есть салат-бар, где можно выбрать салат на свое усмотрение. Есть ещё отдельная еда для веганов. Да-да, не удивляйтесь, в Бундесвере у вегетарианцев отдельное меню. Напитки находятся в общем зале, это кофе-автомат и просто автомат напитков - примерно как в Бургеркинге, если сравнивать гражданской жизнью в России. Ну и все, дальше можно начинать трапезу.
Но я лично покупал себе еду сам и готовил себе сам. В каждом здании роты на каждом этаже есть своя кухня, где каждому в случае потребности выделяется место под холодильник с замком (который выдается штатно), и никакого кухонного оборудования покупать не надо, разве что сковородки и собственные столовые приборы.
Вопрос: каждый, служивший в Советской или Российской армии, знает поговорку - если отдых, то активный, если праздник, то спортивный. Как обстоят дела со спортом в Бундесвере? Насколько он в почете?
Ответ: Спорт в Бундесвере вещь специфичная и напрямую зависит от непосредственных командиров. Если твой взводный - супермотивированный качок-спортсмен, то скорее всего ты влип, так как в свободное время тебя будут заставлять заниматься спортом. Если же таким супермотивированным окажется командир роты, то вы будете "делать спорт" всей ротой как и когда он захочет. Я служил как во взводе, где спортом не занимались совсем (главное, чтобы люди работали нормально), так и во взводе, где каждый день была часовая разминка. Также все зависит от смены командира роты, потому что на моем веку их сменилось 3 штуки, среди этих троих двое не особо усердствовали в физической подготовке, а один был излишне мотивированным, для таких в аду есть отдельный котел.
Вопрос: занятия спортом как-то поощряются сверху? Есть ли какие-то надбавки за выполнение нормативов и т.д.?
Ответ: нет это никак не поощряется, если в немецкой армии можно было удвоить оклад за такие вещи, то там все были бы спортсмены.
*Europe moment. Имеется в виду чрезмерный либерализм
Продолжение следует