Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Главные журналы прошлых веков. «Золотое руно»

Журналы играли важную роль в формировании искусства и культуры Серебряного века. Их выпускали известные художники, поэты и писатели. В журналах они публиковали свои произведения, философские концепции, продвигали идею «чистого искусства». «Культура.РФ» рассказывает историю трех главных художественных изданий рубежа веков — «Мира искусства», «Золотого руна» и «Аполлона». Узнайте, где впервые в мире напечатали репродукцию Матисса, сотрудников какого издания можно назвать аргонавтами и где вопреки желанию мужа опубликовала стихи Анна Ахматова.

Николай Феофилактов. Рекламный плакат подписки на журнал «Золотое руно» (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Феофилактов. Рекламный плакат подписки на журнал «Золотое руно» (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В грозное время мы выступаем в путь. Кругом кипит бешеным водоворотом обновляющаяся жизнь. Мы сочувствуем всем, кто работает для обновления жизни, мы не отрицаем ни одной из задач современности, но мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя… И во имя… новой грядущей жизни мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя: Искусство — вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть — нельзя. Искусство — едино, ибо единый его источник — душа. Искусство — символично, ибо носит в себе символ, — отражение Вечного во временном. Искусство — свободно, ибо создается свободным творческим порывом.

Таким манифестом в январе революционного 1906 года открылся первый номер нового журнала «Золотое руно». Его основателем и редактором был Николай Рябушинский, один из богатейших купцов того времени.

Меценат и издатель Николай Рябушинский. Москва, начало 1900-х годов. Фотография из семейного альбома Н.П. Рябушинского / Дом русского зарубежья имени А.И. Солженицына, Москва
Меценат и издатель Николай Рябушинский. Москва, начало 1900-х годов. Фотография из семейного альбома Н.П. Рябушинского / Дом русского зарубежья имени А.И. Солженицына, Москва

Название журнала отсылало к стихотворению Андрея Белого «Аргонавты», главный герой которого произносил фразу: «Буду издавать журнал «Золотое руно». Сотрудниками моими будут аргонавты, а знаменем — Солнце. Популярным изложением основ солнечности зажгу я сердца. На весь мир наведу позолоту. Захлебнемся в жидком солнце».

Первые полгода журнал был международным — издавался на русском и французском языках, а подписаться на него можно было не только в России, но и в Европе.

Рябушинский не жалел средств на оформление издания: им занимались Лев Бакст, Евгений Лансере, Константин Сомов и другие известные художники. Журнал дополняли многочисленные иллюстрации и цветные приложения, номера большого формата печатали на лучшей бумаге.

Константин Сомов. Дама у пруда. 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Сомов. Дама у пруда. 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Помимо искусствоведческих статей и репродукций, журнал также публиковал литературу и статьи о ней. С середины 1907 года в «Золотом руне» стали печататься петербургские символисты: Вячеслав Иванов, Александр Блок, Максимилиан Волошин. В журнале были опубликованы важнейшие статьи теории символизма, например «Россия и интеллигенция» Блока, «Ты еси», «Две стихии в современном символизме» и «Древний ужас» Иванова.

Рябушинский во многом подражал Сергею Дягилеву, поэтому также занялся организацией художественных экспозиций. Так, в 1907 году под эгидой «Золотого руна» прошла знаменитая выставка художников-символистов «Голубая роза», которая дала название новому объединению. В него входили Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Николай Милиоти и другие. Живописцы вдохновлялись живописью Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мусатова . Работы этих художников регулярно появлялись на страницах «Золотого руна».

Николай Милиоти. Пастораль. 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Милиоти. Пастораль. 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Год спустя в Москве открылся «Салон «Золотого руна». Экспозиция состояла из русского и французского отделов. Благодаря тому, что в последний вошло почти 200 работ, эта выставка стала одной из крупнейших экспозиций французского искусства. В залах были представлены и импрессионисты, и авангардисты. А главными героями следующего «Салона» 1909 года стали молодые художники Наталия Гончарова и Михаил Ларионов.

В 1910 году прошла последняя выставка «Золотого руна»: у Рябушинского закончились деньги. В этот раз экспозицию составили только отечественные полотна, а внимание критиков и публики привлекли яркие работы Петра Кончаловского и Ильи Машкова.

В том же году завершил свою работу и журнал. Редакция опубликовала в последнем номере обращение к читателям: «Заканчивая нашу четырехлетнюю работу, мы уходим со спокойной уверенностью, что ничто уже не сможет заглушить и уничтожить тех художественных принципов, за которые боролось «Золотое руно».

Автор: Полина Пендина