Журналы играли важную роль в формировании искусства и культуры Серебряного века. Их выпускали известные художники, поэты и писатели. В журналах они публиковали свои произведения, философские концепции, продвигали идею «чистого искусства». «Культура.РФ» рассказывает историю трех главных художественных изданий рубежа веков — «Мира искусства», «Золотого руна» и «Аполлона». Узнайте, где впервые в мире напечатали репродукцию Матисса, сотрудников какого издания можно назвать аргонавтами и где вопреки желанию мужа опубликовала стихи Анна Ахматова.
Идея создать в России собственный художественный журнал, «подобный английскому Studio» — британскому изданию об искусстве, появилась у знаменитого импресарио Сергея Дягилева еще в 1896 году. «Я весь в проектах — один грандиознее другого. Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т. е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю…» — писал он своему другу, художнику Александру Бенуа.
В это время Дягилев и Бенуа основали знаменитое художественное объединение «Мир искусства». Оно стало издателем одноименного журнала, первый номер которого вышел в конце 1898 года. В редакцию, помимо Дягилева и Бенуа, входили Лев Бакст, Игорь Грабарь, Константин Сомов, Евгений Лансере, Валентин Серов, Константин Коровин и многие другие известные художники.
Хроника «Мира искусства» рассказывала о современном художественном процессе, в том числе о громких выставках. Одну из них — «Выставку русских и финляндских художников» — организовал в январе 1899 года сам Сергей Дягилев в Музее центрального училища технического рисования барона Штиглица. Эта экспозиция одной из первых представила российскому зрителю разнообразное западное искусство. Однако не все оценили подобную инновацию. Например, основатель Товарищества передвижных выставок Григорий Мясоедов писал: «Что за иностранная саранча налетела на тощую ниву русского искусства? Что это за патриоты, которые тащат к нам первобытных чухонцев, шведов и норвежцев, французов, англичан, поляков и испанцев?»
Мирискусников критика не останавливала. В журнале часто выходили переводы зарубежных авторов, особенно немецких и австрийских. Также статьи о современном искусстве писали Бенуа, Грабарь и Дягилев, которые в это время жили в Европе.
«Мир искусства» первым в России начал публиковать репродукции работ импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса и многих других. Именно благодаря журналу французская живописная школа на долгие годы стала ориентиром для молодых русских художников.
Освещала редакция и русское национальное искусство. Статьи и репродукции знакомили читателей с работами мастеров XVIII — начала XIX века: Федора Рокотова, Ореста Кипренского, Алексея Венецианова.
«Мир искусства» боролся за возрождение интереса к русскому декоративно-прикладному искусству, и во многом именно благодаря ему в начале XX века в моду вошел знаменитый русский стиль. На страницах журнала публиковали фотографии мебели, посуды, декоративных панно, вышивок, выполненных в старинных техниках по эскизам современных художников — Александра Головина, Михаила Врубеля, Елены Поленовой, Сергея Малютина.
Под эгидой журнала прошло пять больших выставок — четыре в Петербурге и одна в Москве. А в 1900 году в «Мире искусства» появился литературный отдел, который возглавил публицист и критик Дмитрий Философов. Свои статьи и произведения в издании начали публиковать основоположники русского символизма: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый.
Со временем между литературной и художественной редакциями журнала назрел конфликт из-за влияния на редакционную политику. Например, когда Мережковский опубликовал статью «Лев Толстой и Достоевский», художники сочли ее чересчур «проповеднической», что расходилось с их представлениями о свободе творчества. Тогда они решили насолить литературному отделу через оформление выпуска. Поэт Петр Перцов вспоминал: «Едва ли случайно в тексте исследования, всегда прерывающемся иллюстрациями и книжной графикой, вдруг, в самых торжественных местах, стали появляться более чем неуместные здесь воспроизведения остро-эротических набросков Бёрдсли».
В это же время начались финансовые проблемы: меценат Савва Мамонтов, поддерживавший журнал, разорился, а Мария Тенишева отказалась выделять деньги на издание после ссоры с Дягилевым. Так в 1904 году «Мир искусства» прекратил свое существование. Художница Анна Остроумова-Лебедева писала: «Но, умирая, журнал «Мир искусства» указал путь и направление будущим журналам…»
Автор: Полина Пендина