Первые упоминания об органе государственного управления перевозками — Ямском ведомстве — относятся к началу XVI века. В 1733 году создана Канцелярия перспективной дороги Москва — Петербург, которая в 1755 году стала называться Канцелярией строения государственных дорог. С этого момента начинается история государственного управления дорожной отраслью.
Развитие водного транспорта
Для освоения и экономического развития огромных территорий в России — Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока — решающее значение имели реки.
Речные бассейны, соединенные с древних времен, образовали естественную транспортную сеть страны, способствующую формированию централизованного государства. Реки и моря стали первыми естественными транспортными артериями.
Важным шагом организации государственного управления транспортным комплексом Российской империи стала передача всех водяных коммуникаций специально созданному Департаменту.
28 февраля 1798 года Павел I подписал высочайший указ главному директору водяных коммуникаций Якову Ефимовичу Сиверсу о необходимости «учредить под главным Вашим начальством особый Департамент для произведения и правления всех дел по водяным в империи Нашей коммуникациям».
Развитие речного и морского транспорта ускорилось и уже 1894 году было начато строительство первого морского судна с турбиной, которое развивало скорость в 32 узла в час. А в 1898 году спущен на воду первый в мире арктический ледокол «Ермак».
Единый орган государственного управления всеми видами транспорта
30 августа 1809 года к Экспедиции водяных коммуникаций присоединили Экспедицию устроения дорог в государстве. 20 ноября 1809 года вышел манифест императора Александра I, которым учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями. Историческое решение положило конец эпохе, когда отсутствие единого органа управления транспортом, наличие многочисленных, но противоречивых и несистематизированных правовых актов не позволяло решать вопросы развития путей сообщения должным образом. Актом высшей юридической силы организационное, правовое, научное и кадровое обеспечение транспорта приведено в соответствие потребностям экономики, торговли, военной безопасности Российского государства. Для лучшего управления внутренними водяными и сухопутными сообщениями они разделяются на 10 округов. Учреждается совет. Члены совета: главный директор и три советника, которые вместе являются генерал-инспекторами водяных и сухопутных сообщений.
Образование инженерных вузов
Для подготовки юношества и образования инженеров, учреждается особый институт в С. Петербурге, который был назван Институтом сухопутных и водяных сообщений. Его образование и непосредственные распоряжения по учебной и хозяйственной части этого заведения были поручены знаменитому инженеру, генерал-лейтенанту Августину Августиновичу Бетанкуру, назначенному инспектором Института инженеров. Ныне это Петербургский государственный университет путей сообщения имени Александра I. В 1896 году по инициативе выдающегося ученого Николая Павловича Петрова было создано второе высшее учебное заведение в системе отечественного транспорта — Императорское московское инженерное училище, ныне Российский университет транспорта (МИИТ).
Железная дорога
В 1842 году в составе Главного управления путей сообщения и публичных зданий образован Департамент железных дорог.
15 июня 1865 года по указу Александра II главноуправляющему путями сообщения было присвоено звание — министр путей сообщения, а Главное управление переименовано в Министерство путей сообщения. МПС состояло из 4 департаментов: сухопутных сообщений, водяных сообщений, железных дорог, ревизий и отчетов. Возглавил его выдающийся государственный деятель, блистательный ученый и инженер, основоположник железнодорожной науки Павел Петрович Мельников. В годы его работы разработаны технические условия и нормы проектирования основных железнодорожных объектов. Введена колея 1524 мм.
Имя графа Сергея Юльевича Витте — министра путей сообщения с 1892 года, а впоследствии министра финансов (1893 год), Председателя Совета министров, занимает особое место в истории транспорта. Он способствовал развитию сети железных дорог: в последнее десятилетие XIX века было построено 23 тыс. км железных дорог. Был активным сторонником строительства Великого Сибирского пути, обосновал выгодность строительства Китайско-Восточной железной дороги.
#ИсторияТранспорта