Найти тему

«Язык должен работать на вас здесь и сейчас»

Оглавление

Интервью с преподавателем английского Аурикой Ладонкиной

Изучение английского может казаться сложным: грамматика пугает, новые слова быстро забываются, мотивация угасает. Как преодолеть эти трудности и сделать процесс обучения живым и увлекательным — рассказывает автор книги «Английский язык. Как это понимать?» Аурика Ладонкина.

— Аурика, вы преподаете английский уже 5 лет. Ваш обучающий блог читают 125 тысяч человек. Как и когда вы поняли, что станете учителем?

— Я стала учителем случайно. Но, come to think of it (если задуматься), я с детства готовилась к этой профессии. У бабушки была большая библиотека. Я едва могла читать, но уже зачеркивала случайные строчки и слова в книге красной ручкой, оставляя свои пометки, — как будущая учительница. Бедные Корней Чуковский и Маргарет Митчелл!

Когда пришло время готовиться к экзаменам в 11 классе, я взялась за изучение английского: купила учебники по лексике и грамматике, занималась ежедневно, проверяла себя после каждой главы и, what a surprise (никогда такого не было, и вот опять), ставила себе отметки 😄 В основном это были тройки, реже — четверки, так я мотивировала себя работать дальше. Теперь думаю, может я стала учителем, чтобы ставить отметки? Ирония в том, что после 5 лет работы, я первой проголосую за отмену оценивания работ школьников.

— С чем чаще всего у студентов возникают трудности в изучении английского? И как ваша книга «Английский язык. Как это понимать?» поможет эти трудности преодолеть?

— Многие изучающие английский язык испытывают страх перед грамматикой. Это происходит из-за того, что в школьной программе грамматические правила преподносятся почти как математические формулы, где есть только один правильный ответ, и любое отклонение считается ошибкой. Мне ближе лексический подход, при котором грамматика воспринимается через готовые словосочетания и выражения.

Тут возникает вопрос: как запомнить эти готовые фразы и многочисленные подборки слов? Ведь часто студенты получают типичное домашнее задание: выучить слова, выполнить упражнение. Но если спросить у них, что значит «выучить слова», большинство даст довольно расплывчатый ответ. И вот именно на этот вопрос моя книга и отвечает: я шаг за шагом объясняю, как можно системно и эффективно подходить к запоминанию лексики. И нет, совета «положите тетрадь под подушку» вы там не найдете — проверено, не работает!

— Чем ваша книга отличается от обычных учебников по английскому?

— Главное отличие в том, что это не учебник и не самоучитель. Это сборник историй, которые происходили со мной и людьми вокруг меня. Через такие бытовые ситуации, с которыми может столкнуться каждый, намного проще объяснить лексику и грамматику. Именно с такого формата я начала свой блог 10 лет назад. Тогда еще не было коротких видео, а attention span (продолжительность концентрации внимания) был длиннее трех секунд, поэтому свою первую аудиторию, которая со мной по сей день, я сформировала еще тогда, публикуя текстовые посты с интересными историями. Мне кажется, люди сильно устали от «быстрой» информации, поэтому моя аудитория очень положительно отреагировала на выход книги.

— На какой уровень подготовки рассчитана ваша книга?

— Повторюсь: это не учебник и не самоучитель, поэтому выучить язык с нуля по ней не получится. Но если есть проблемы с мотивацией или интерес к языку угас, книга станет отличным «аперитивом», который пробудит аппетит к глубокому погружению в язык. А еще она пригодится тем, кто хочет расширить словарный запас, разобраться в challenging (сложных и неоднозначных) грамматических темах, например в правильном использовании артиклей.

— Как вы подбирали устойчивые выражения для книги?

— Основным источником вдохновения были бытовые ситуации, с которыми мы сталкиваемся on a daily basis (на ежедневной основе). А еще я ориентировалась на вопросы моих студентов: если какой-то аспект вызывает интерес хотя бы у одного человека, то велика вероятность, что и другим эта лексическая или грамматическая тема будет полезна именно в том виде, в котором я даю ее в книге.

— У вас есть фразы-любимчики? Или, например, такие, которые особенно веселят ваших учеников?

—Люблю оживлять устную речь эмоциональными выражениями вроде «wait for it!», «what a surprise!» или «on Earth!». Если же говорить про идиомы, то я люблю выражения, связанные с французами, например take French leave (уйти по-английски) — они так здорово показывают, как исторические отношения между народами нашли отражение в языке. Еще люблю a bun in the oven (быть беременной) — это выражение хорошо иллюстрирует, насколько английский язык красивый и метафоричный.

— В книге есть QR-коды на дополнительные материалы. Расскажите о них.

— Некоторые истории требовали визуализации для более ярких образов, поэтому переходя по QR-коду читателей ждут видео или картинки. Также к каждой главе есть сет со всей лексикой, которая там использовалась. Это поможет не просто прочитать книгу, но и вернуться к изученному материалу позже, чтобы повторить и закрепить его.

— Что посоветуете всем изучающим языки, чтобы обучение было максимально эффективным?

— Любое обучение будет эффективным, если понимать, для чего вы это делаете, к какому результату стремитесь. Чем больше человек окружает себя изучаемым языком, тем выше эффективность его изучения. Из менее очевидных советов я бы выделила два важных момента: качественное повторение изученного материала и его персонализация. Нельзя просто учить слова и грамматические конструкции в надежде, что они когда-нибудь пригодятся, — make them work now (включите их в контекст вашей жизни сейчас). Именно этому подходу я посвятила отдельную статью в книге. Когда язык начинает «работать» на вас здесь и сейчас, процесс обучения становится гораздо проще и результативнее.