Резкие манёвры на законодательном уровне в любой сфере бизнеса приводит к оттоку части игроков за границы поля зрения контролирующих органов. У нас из покон веков принято писать новые Законы полагаясь лишь на кнут, ограничения и запреты.
Вежливый Борт приветствует Вас лично, уважаемый Читатель. Сегодня про ГосДуму, которая сначала принимает новые Законы, а потом думает, как и где передавили, почему не получилось и что нужно срочно поменять.
Погнали!
Проведя год под действием нового Закона о такси, в Госдуме озаботились огромным оттоком водителей такси в так называемую "серую" зону деятельности.
По итогам расширенного межфракционного заседания, прошедшего 19 сентября 2024 года с участием крупных игроков рынка легковых пассажирских перевозок и представителей профильных министерств, можно ознакомится с рекомендациями депутатов Госдумы, включая Дмитрия Гусева, Александра Демина, Сергея Миронова:
Итак, в чём видят проблему Депутаты: уход из легального поля более миллиона таксистов. Не знаю откуда цифра, но опираться будем именно на неё.
Миллион таксистов по стране отказались выполнять требования Закона, переклеивать цвет своих автомобилей и получать разрешение и, как следствие, платить налоги государству.
Если этот миллион таксистов действительно ушёл в тень, то произошли эти перемены, скорее всего не в Москве и не в любом другом городе, где ещё до принятия Закона действовала цветографическая схема и обязательство получать разрешения, а в других регионах, где эти правила только должны были начать действовать. Кто ушёл в тень? Предположительно, в первую очередь отказались от затеи легальной работы - подработчики. Те таксисты, которые на собственном автомобиле брали заказы у агрегаторов по пути на работу или домой. Естественно, такие кадры ценны в первую очередь тем, что выполняют заказы в самые пиковые часы и из "правильных" районов, снимая тем самым напряжённость невывоза в пиковые часы с агрегатора. Подработчики не выполняют тех объёмов заказов, которые выполняют профессиональные таксисты, но отсюда, скорее всего, и складывается их огромное количество.
Профессиональные таксисты, чей доход от перевозки пассажиров и багажа является основным, тоже могут отправиться в теневые уголки, но рисков попасть на проверки у них возрастают в разы и тут они будут просчитывать риски, сопоставляя их с расходами на исполнение Закона.
Но, как заявили Депутаты: отток есть, цифра колоссальна. Посмотрим, что предлагают упростить, чтобы вернуть людей в "белую" зону:
1. Разделить регулирование для городов федерального значения, в первую очередь для Москвы, и всех остальных регионов. В силу разной социально-экономической ситуации на рынке такси.
Ну тут как всегда: есть Москва, а есть Россия. Почему-то к этому разделу у меня вопросов нет, так как в Москве всё работает и нечего менять, а вот где народ побежал, там и менять будем. Как бы нам так до американских делений закона по штатам не добраться...
Что имеется ввиду, посмотрим в авторитетном издании КоммерсантЪ, который и пытался разобраться в подробностях данного вопроса:
Парламентарии предлагают внести изменения во вступивший в силу год назад федеральный закон «О такси», сократив, в частности, частоту прохождения проверки здоровья водителей, техосмотра машин до появления предрейсовых осмотров в дистанционном режиме.
Пока же необходимо обязать агрегаторов такси блокировать автомобили, на которые поступают от пассажиров жалобы на неудовлетворительное состояние, а также встроить в электронный путевой лист опросник для водителей о техническом состоянии машин и здоровье их самих, считают в Госдуме.
(Не знаю, как Вы, но я, как профессиональный таксист и некий эксперт в сфере пассажирских перевозок, в этих нескольких строчках, увидел столько смешных моментов, пока копировал текст)))
Мнение Вежливый Борт:
Парламентарии хотят оценивать состояние автомобиля со слов водителя через электронный опросник и на базе жалоб пассажира. Это как вообще возможно? Даже если все пассажиры на 100% честны, они разве имеют техническую подготовку механика по выпуску? Такого заявления не ожидал. Просто тогда уберите все эти осмотры и пусть ездят помойки, как и возят они не легально сейчас. Что за огород?
Агрегатор может блокировать автомобиль по внешнему виду ТС через фотоконтроль, но определить и заблокировать из-за жалобы пассажира на какой-нибудь невидимый стук? Или другую неисправность? Как по мне, так это даже не пункте для поправки Закона, а мнение дилетантов.
2. Разделить регулирование для самозанятых водителей, которые работают на своих автомобилях и тех, кто арендует машины.
(Ого-го... На дискриминацию не похоже? А если предложить Депутатам разделить регулирование доходов и полномочий на тех кто ездит на метро и на служебном транспорте с водителем? Всё-всё молчу)
От КоммерсантЪ:
Среди послаблений для самозанятых водителей предлагается убрать требование об окраске и оклейке автомобиля, а также разрешить им не вносить такую машину в реестр такси, следует из документа Госдумы.
Там указывают, что транспортное средство, попавшее в этот реестр, теряет в своей рыночной стоимости 200–300 тыс. руб., что вынуждает самозанятых уходить на серый рынок.
Мнение Вежливый Борт:
Бог с ней, с дискриминацией. Суть в том, что народ бежит от реестра, чтобы при продаже покупатель не видел, что автомобиль работал в такси, так как стоимость его сразу падает на 200-300 тысяч рублей. Это является основанием для ухода в тень. Верю!
А Депутаты понимают, что влияет на стоимость не сама отметка такси, она лишь подсказывает покупателю, что машина должна была намотать много много километров на своём поприще, а в объявлении о продаже всего 100 тысяч за пять лет, а остальные 300 таксист просто скрутил, чем уже произвёл мошеннические деяния.
Такой поправкой к Закону, парламентарии напрямую подталкивают владельцев такси, которые станут теперь совсем не такси, так как нигде не числятся, продавать свои машины с применением мошеннических схем, скручивая пробеги бесследно. Только пробег и состояние влияет на стоимость, но никак не отметки.
3. Предусмотреть социальную составляющую. В первую очередь речь про использование детских кресел в рамках существующих тарифов без создания специального детского тарифа, который обходится дороже.
Этот пункт меня вообще не зацепил, но...
Мнение Вежливый Борт:
А Вы всё про деньги? Да поймите, что перевозка детей - это не просто наличие абы-какого кресла в автомобиле, а ещё и дополнительная ответственность водителя, желание идти на которую должно мотивироваться какими-то деньгами. А заставить всегда можно, но в ответ на: "Водитель, а где кресло?" - будем слышать что-то типа: "В багаджникэ прасматры"
ИТОГ:
Раз уж такие глобальные задние манёвры запланированы, то может просто взять и отменить этот Закон один днём, полностью и для всех. Затем пригласить в виде советников людей непосредственно низов рынка, которые смогут правильно сориентировать и подсказать последствия тех или иных действий, а потом уже все проверить и принять? А то так можно каждый год гадать получится/неполучится и менять и отменять и применять.
Конечно же перечисленные поправки к Закону вернут ушедших таксистов под крыло Яндекса (или других оставшихся агрегаторов) и они все начнут зарабатывать вновь и даже, может быть, платить (удерживать) налоги, но это не Закон уже будет, - как сказал Шарапов, - а кистень.
Всем Добра, Удачи и Здоровья.
Пока.
Залезайте к нам в телегу - у нас весело: