Найти в Дзене

Покупатели-вымогатели: как клиенты кошмарят татарстанских застройщиков

Оглавление

Крупнейшие строительные компании республики каждый день теряют огромные суммы и бесценное время в судах в борьбе с недобросовестными юристами, которые предлагают обычным гражданам навариться на компенсациях за недостатки в квартирах и домах. Первыми обратный удар решили дать в «Суварстроит».

В распоряжении редакции KazanFirst оказался документ с интересной историей: ГК «Суварстроит» потеряла более 8 млн рублей, оплачивая своим потребителям штрафы за несуществующие, фактически выдуманные недостатки на сданных объектах. Компанию накрыла волна судебных исков от дольщиков, требующих компенсацию за строительные «косяки». Почуяв неладное, юристы застройщика решили провести внутреннюю проверку. Как выяснилось, утруждались не зря – вскрылись факты, требующие вмешательства следователей.
Прошло еще немного времени, и вот уже МВД по Татарстану сообщает, что по заявлению представителя ООО «Жилищная Основа», которое входит в «Суварстроит», возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».
«В период с 1 декабря 2021 г. по 19 июля 2024 г. неустановленные лица, находясь на территории г. Казани и Республики Татарстан, из корыстных побуждений, с прямым умыслом, направленным на хищение имущества ООО «Жилищная Основа» путем обмана, используя подложные акты экспертных исследований о наличии строительных недостатков в виде несоответствия шумоизоляции жилых помещений, похитил денежные средства ООО «Жилищная Основа» на общую сумму не менее 8 073 372 рублей», написано в постановлении.

-2

Еще на этапе внутреннего расследования застройщик выявил хитрую схему отмывания денег. Выяснилось, что на обычных граждан выходили некие представители правозащитных организаций и предлагали им с помощью «карманных» экспертов получить заключения о том, что объект не соответствует требованиям технических регламентов. Этот документ позволит «выбивать» с застройщиков компенсацию затрат на устранение недостатков, а также взыскивать с них штраф. Деньги предлагалось делить пополам.
Юрист «Суварстроит»
Аида Нуримиева рассказала, что в компанию на встречи приглашали истцов тех самых заявлений. Те, кто согласился на общение, рассказали, что по факту исследование не проводилось, «эксперт» устанавливал оборудование, делал фотографии и уезжал.
– Многие из тех, с кем нам удалось побеседовать, даже не поняли, что их обманули, и в дальнейшем были готовы отозвать свои иски, – добавила Нуримиева.
С заключением «экспертов» правозащитники обращались в суд с заявлением о защите прав потребителей. Липовое заключение не вскрывалось даже в момент, когда, по сложившейся практике, суд назначал повторную судебную экспертизу. А все из-за того, что суд по своему усмотрению поручал провести проверку экспертному учреждению и уже судебный эксперт выдавал необоснованное заключение о наличии недостатков.
– Экспертизы проводились формально, с нарушением методических рекомендаций, предусмотренных для данного вида экспертиз. Квалификация экспертов не соответствовала требованиям, предъявляемым законом к лицам, выдающим заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, — объяснила Нуримиева.

-3

Некоторое время правозащитные организации выигрывали суды и получали деньги с застройщика. Однако позже стали появляться случаи, когда суды отказывали в выплате компенсаций и все издержки в этом случае ложились на бюджет. Следовательно, и сами клиенты «правозащитной организации» стали соучастниками противоправных действий, поскольку прямой ущерб несет уже бюджет государства.
– Потребительский экстремизм – это актуальная проблема для всех крупных татарстанских застройщиков, просто мало кто об этом говорит. У нас в Казани создан целый общественный совет при Управлении жилищной политики Казани, в котором также поднимаются вопросы по борьбе с потребительским экстремизмом. В него входят юристы почти всех крупных игроков строительного рынка республики, – рассказала Нуримиева.

Трясти с застройщика – дело привычное

Председатель того самого общественного совета – депутат Госсовета Татарстана Эмиль Хуснутдинов в разговоре с журналистом KazanFirst рассказал, что потребительский экстремизм в долевом строительстве характеризуется наличием специализированных организаций, деятельность которых заключается в систематическом и профессиональном провоцировании дольщиков на взыскание с застройщиков неустоек и штрафов после передачи дольщику квартиры.
– Некоторые участники долевого строительства при приемке квартир предъявляют застройщику необоснованные претензии к качеству приобретенного у него помещения и при помощи юристов отправляются с исками в суд. Зачастую в период передачи жилья дольщикам представители вышеуказанных организаций размещают в непосредственной близости с пунктом выдачи ключей рекламные объявления и призывы к судебным разбирательствам, – поделился он своими наблюдениями.

-4

Спикер отмечает, что судебные разбирательства не только отнимают у застройщика много времени, но и часто ставят под угрозу реализацию проектов. В ряде случаев такие действия приводят к заморозке строительства и даже банкротству компаний, и от этого в конечном счете страдают не только застройщики, но и вполне добросовестные покупатели, не склонные злоупотреблять своими правами.
– Юристы работают непосредственно с экспертными организациями, которые искусственно увеличивают объем и стоимость строительных недостатков. Соответственно, в суд в качестве доказательства предоставляется необоснованное заключение специалиста. При этом выводы судебной экспертизы, как правило, опровергают заявленные требования. Целью такой деятельности является не восстановление нарушенных прав, а обогащение за счет средств застройщика, – подчеркнул Хуснутдинов.

«Компенсация идет не собственнику, а юристу»

О том, как с потребительским экстремизмом борются в группе компаний «СМУ-88», рассказал генеральный директор фирмы Наиль Галеев. В случае если при приемке квартиры обнаруживаются какие-то недочеты, допустим, трещина на штукатурке или царапина на окнах, то собственник жилья, как правило, обращается напрямую к ним.
– Мы такие запросы, конечно, сразу берем в работу. Обычно, в подавляющем большинстве случаев, проблема устраняется оперативно и спокойно, – отметил он. – Если же в дело вмешиваются недобросовестные юристы, которые ставят для себя главной целью не устранение недостатков, а заработок из кармана застройщика, то сразу же составляется иск в суд с требованием возместить ущерб. Ситуация сильно усугубляется. Часто доходит до абсурда.

-5

Галеев вспомнил одну историю из своего опыта, когда житель жаловался, что у соседа сверху протекает кондиционер – вода скапливалась у него на террасе. Он специально не убирал воду, чтобы показать это на экспертизе. А нужно понимать, что от момента подачи иска до проведения самой экспертизы может пройти до двух-трех месяцев.
– Провоцируют собственников так себя вести, как правило, юристы, стремящиеся поймать как можно больше рыбки в мутной воде. Мы видели в подъездах даже объявления: «Поможем бесплатно отдохнуть за счет застройщика». И кто-то ведется, верит, что такое поведение позволит ему что-то выиграть. В итоге больше всех страдают именно эти люди, поскольку, подав в суд, они, по советам своих же юристов, не вступают во владение своим жильем до решения суда. И в то время, когда все их соседи уже благополучно живут в новых квартирах, они ждут окончания процедуры, чтобы подписать акт приема-передачи. А ведь многим из них в это время приходится платить и ипотеку, и плату за съем квартиры. При этом, насколько мы знаем, львиная часть отсуженной у застройщика компенсации идет не собственнику, а юристам, – объясняет генеральный директор «СМУ-88».
С «потребительским терроризмом» нужно бороться исключительно на законодательном уровне, уверен собеседник. С 1 сентября вступил в силу соответствующий закон. Благодаря нему все отношения между дольщиками и девелоперами будут тщательно регламентированы.
– Мы очень надеемся, что новый закон принесет свои плоды и не позволит недобросовестным юристам пользоваться неосведомленностью покупателей жилья, – резюмировал Галеев.

«А так ли нужны эти сторонние специалисты?»

Проблема злоупотребления с намерением получения необоснованной выгоды застройщику не нова, и, так или иначе, с этим столкнулся каждый застройщик, сообщили нам и в «Ак Барс Девелопменте».

  • – К большому сожалению, при возникновении вопросов покупатели еще не всегда обращаются за их решением напрямую к застройщику, а пытаются найти «хитрые пути», которые подсказывают разного рода организации, желающие «выгодно помочь» любому обратившемуся. Как правило, данные организации обещают своим клиентам быстрые выплаты, при этом забывая упомянуть о собственном материальном интересе в этом вопросе и долгих судебных тяжбах, которые только затягивают решение вопроса. Своим клиентам мы всегда рекомендуем внимательно выбирать путь защиты своих интересов и напоминаем, что застройщик также заинтересован в соблюдении интересов покупателей, так как несет в том числе и гарантийные обязательства, – рассказал об этом подробнее директор по сопровождению бизнеса «Ак Барс Дом» Илья Голованов.
  • Схемы «заманивания» потребителей в судебные тяжбы не уникальны: это и почтовые рассылки, и раздача рекламных листовок или агитация на несуществующих примерах в общедомовых чатах. Подобного рода организации в компании ставят на свой внутренний контроль, так как есть случаи мошенничества, во избежание которых представители АБД подают соответствующие заявления в надзорные органы с целью проверки их деятельности.

Собеседник рассказал и схему работы, которой застройщик придерживается для исключения ситуаций потребительского экстремизма. Предварительно перед началом передачи квартир клиентам все объекты компании проходят дополнительную проверку сторонними и внутренними техническими специалистами, подготавливается пакет документов для передачи объекта собственникам.

-6

– Cтоит отметить, что весь процесс передачи и получения ключей в нашей компании автоматизирован, и у каждой квартиры есть своя «карточка действий»: после сдачи дома всем покупателям квартир на телефон приходит СМС-уведомление со ссылкой в личный кабинет, где клиент выбирает удобное для себя время приемки. Пока еще складываются такие ситуации, что клиент приглашает с собой на приемку квартир сторонних экспертов-приемщиков, оказывающих свою услугу за дополнительное вознаграждение и имеющих свой интерес в проценте от судебных разбирательств. Однако очень часто этот приглашенный человек не имеет соответствующей квалификации или даже опыта работы в строительной сфере. Конечно же, большую часть не соответствующих строительным нормам замечаний наш технический специалист аргументированно отрабатывает уже в ходе приемки. Но и при наличии обоснованных вопросов к качеству передаваемой квартиры застройщик всегда готов к устранению собственными силами. Таким образом, нашим выстроенным процессом передачи мы исключаем неинформированность потребителя о ситуации по его объекту и снижаем количество обращений в судебном порядке. При этом всегда возникает вопрос: так ли нужен при приемке подобный специалист нашему клиенту? – риторически подытожил спикер.